Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Бурматовой Г.Е., Мунтян Л.Б.,
при участии от Центральной акцизной таможни в лице Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Соседко Ю.В. (доверенность от 23.09.2011 N 03-42/24219), от общества с ограниченной ответственностью "Инекс" Савельева А.И. (доверенность от 01.08.2011),
рассмотрев 03.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни в лице Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2011 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Савицкая И.Г.) по делу N А56-44727/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Инекс", место нахождения: Санкт-Петербург, улица Зои Космодемьянской, дом 21, литера А, помещение 3-Н; основной государственный регистрационный номер 1077847663079 (далее - Общество, ООО "Инекс"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Центральной акцизной таможни в лице Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного), место нахождения: Санкт-Петербург, проспект Культуры, дом 40, литера А; основной государственный регистрационный номер 1027700552065 (далее - Таможня), 63 610 руб. 05 коп. процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей при перемещении через таможенную территорию Российской Федерации товара по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10009194/030608/00245517.
Решением суда первой инстанции от 01.11.2011 заявление удовлетворено: с Таможни в пользу Общества взыскано 63 610 руб. 05 коп. процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей за период с 10.07.2010 по 28.03.2011, а также 2579 руб. 74 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 02.02.2012 решение суда первой инстанции от 01.11.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 01.11.2011 и постановление от 02.02.2012 и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению таможенного органа, возврат таможенных платежей был осуществлен им в срок, установленный таможенным законодательством, поскольку решение арбитражного суда, признавшего незаконным бездействие Таможни по возврату излишне уплаченных таможенных платежей, вступило в законную силу 27.12.2010, исполнительный лист выдан 21.01.2011 и предъявлен Обществом к исполнению 05.03.2011. Кроме того, податель жалобы указывает на то, что он является ненадлежащим заинтересованным лицом по настоящему спору.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества просил отказать в удовлетворении жалобы, ссылаясь на приведенные в отзыве доводы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в июне 2008 года ООО "Инекс" в рамках внешнеэкономического контракта от 15.01.2008 N АСТ-01-08 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар, предъявленный к таможенному оформлению по ГТД N 10009194/030608/0024517, определив его таможенную стоимость по первому методу - "по стоимости сделки с ввозимыми товарами", предусмотренному Законом Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе".
В ходе контроля таможенной стоимости товаров Таможня сделала вывод о невозможности применения первого (основного) метода и приняла решение об определении таможенной стоимости товара в соответствии с шестым (резервным) методом.
Не согласившись с действиями таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по вышеназванной ГТД, Общество 09.06.2010 подало в Таможню заявление о возврате 1 139 377 руб. 65 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Поскольку излишне уплаченные таможенные платежи не были возвращены Обществу по его заявлению, ООО "Инекс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия таможенного органа, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, и обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата на его расчетный счет 1 139 377 руб. 65 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2010 по делу N А56-39635/2010, оставленным без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.2011, заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Платежным поручением от 29.03.2011 N 675 Таможня перечислила Обществу денежные средства на основании решения от 28.03.2011 N 857.
Общество на основании статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с таможенного органа 63 610 руб. 05 коп. процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей, исчисленных за период с 10.07.2010 по 28.03.2011 (включительно).
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что несвоевременный возврат таможенных платежей является основанием для начисления процентов на подлежащую возврату сумму этих платежей, удовлетворили заявление Общества.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу пункта 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 28.12.2010; далее - ТК РФ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата (пункт 4 статьи 355 ТК РФ).
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ (действующего с 29.12.2010), согласно которой при нарушении срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 этого Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что обязанность по возврату излишне уплаченных таможенных платежей возникла у Таможни на следующий день после истечения месячного срока со дня подачи первоначального заявления Общества (09.06.2010), то есть 10.07.2010. Фактически спорные таможенные платежи возвращены заявителю 29.03.2011. Поэтому Общество правомерно потребовало уплаты процентов за период с 10.07.2010 по 28.03.2011.
При этом суды обеих инстанций обоснованно признали ошибочным довод Таможни как не основанный на нормах права об отсутствии нарушения срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей, поскольку течение этого срока начинается с даты подачи соответствующего заявления о возврате денежных средств, а не с признания арбитражным судом факта излишней уплаты таможенных платежей.
Более того, ссылаясь на дату вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу N А56-39635/2010, таможенный орган не учитывает, что этим судебным актом установлено именно бездействие Таможни, выразившееся в непринятии решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 139 377 руб. 65 коп.
В данном случае право Общества на получение процентов применительно к пункту 4 статьи 355 ТК РФ, а также части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Иное толкование указанных положений не отвечает основам таможенного регулирования.
Спор у сторон по размеру начисленных процентов отсутствует. Суды проверили порядок расчета, представленного заявителем, и признали требуемую сумму обоснованной.
Подлежит отклонению как несостоятельный и довод Таможни относительно избранного Обществом, а не таможенным органом, резервного метода определения таможенной стоимости, в связи с чем уплаченные таможенные платежи не могут считаться излишними. В постановлении от 30.03.2011 по делу N А56-39635/2010 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа прямо указал, что "таможенный орган не доказал наличие правовых и фактических оснований для корректировки таможенной стоимости по шестому методу, не обосновал объективную невозможность использования методов определения таможенной стоимости товара, предшествующих шестому методу, не подтвердил отсутствие произвольного характера корректировки".
В кассационной жалобе Таможня ссылается на то, что таможенный пост не является надлежащим заинтересованным лицом по делу, поскольку он не имеет статуса юридического лица и не обладает процессуальной правоспособностью. При этом податель жалобы считает, что в рассматриваемом случае надлежащим заинтересованным лицом является Центральная акцизная таможня.
Кассационная инстанция отклоняет данный довод таможенного органа как несостоятельный.
В соответствии с частью 2 статьи 6 ТК ТС система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему (часть первая статьи 9 Закона N 311-ФЗ). Согласно части 1 статьи 10 Закона N 311-ФЗ таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
В силу пунктов 1 и 2 Общего положения о таможенном посте, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) от 13.08.2007 N 965 (далее - Положение N 965), таможенный пост является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию полномочий ФТС, задач и функций таможенных органов в регионе деятельности таможенного поста в пределах компетенции, определенной Таможенным кодексом Российской Федерации и Положением N 965. Регион деятельности таможенного поста определяет ФТС. Регион деятельности таможенного поста входит в состав региона деятельности таможни.
Приказом ФТС от 03.04.2007 N 400 "О реорганизации Центральной акцизной и Северо-Западной акцизной таможен" создан и подчинен Центральной акцизной таможне Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) с местонахождением в Санкт-Петербурге (пункт 2 приказа).
Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) является специализированным таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, и является обособленным подразделением Центральной акцизной таможни, осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС и непосредственным руководством Центральной акцизной таможни (пункт 1 части 1 Положения о Северо-Западном акцизном таможенном посте, утвержденного приказом ФТС от 05.07.2007 N 815).
В силу части 1 статьи 36 Закона N 311-ФЗ любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Системное толкование приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что суды первой и апелляционной инстанции правомерно установили процессуальную правоспособность Центральной акцизной таможни в лице Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного), признав за ним статус заинтересованного лица, участвующего в деле.
Довод таможенного органа о том, что таможенный пост не может быть заинтересованным лицом в суде в силу Положения, утвержденного приказом ФТС N 815, подлежит отклонению, поскольку при решении вопроса о процессуальном статусе заинтересованного лица подлежат применению нормы процессуального права, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, требования заявителя правомерно предъявлены к Центральной акцизной таможне в лице Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного), а суды первой и апелляционной инстанций обоснованно взыскали заявленную сумму процентов с Центральной акцизной таможни.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено полно и всесторонне, сумма процентов и ставка рефинансирования определены верно, нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 по делу N А56-44727/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни в лице Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.