Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Грачевой И.Л., Кадулина А.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Газпром" Кузьмина В.Б. (доверенность от 01.03.2011), от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" Кузьмина В.Б. (доверенность от 30.12.2011),
рассмотрев 28.05.2012 в открытом судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Газпром", общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" и Комитета по управлению государственным имуществом области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 01.12.2011 (судья Деменцова И.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 (судьи Зайцева А.Я., Носач Е.В., Романова А.В.) по делу N А44-4267/2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Газпром", место нахождения: 117997, Москва, Наметкина ул., д. 16, ОГРН 1027700070518 (далее - ОАО "Газпром"), общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", место нахождения: 196128, Санкт-Петербург, Варшавская ул., д. 3, ОГРН 1027804862755 (далее - ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"), обратились в Арбитражный суд Новгородской области с иском к администрации Великого Новгорода, место нахождения: 173007, Великий Новгород, Большая Власьевская ул., д. 4, ОГРН 1035300275372 (далее - Администрация), Комитету по управлению государственным имуществом области, место нахождения: 173007, Великий Новгород, Победы-Софийская пл., д. 1, ОГРН 1025300805254 (далее - Комитет), о внесении изменений в договор общего пользования неделимым земельным участком на условиях аренды с множественностью лиц на стороне арендатора от 12.08.2004 N 8286.
Истцы просили изменить преамбулу договора, пункты 1.1, 2.1, 2.2, 2.5, раздел "юридические адреса сторон", а также дополнить договор пунктом о порядке направления арендной платы.
Решением суда первой инстанции от 01.12.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.02.2012, иск удовлетворен частично.
Суд внес в договор от 12.08.2004 N 8286 следующие изменения.
В преамбуле договора вместо слов "Администрация Великого Новгорода, именуемая в дальнейшем "арендодатель", в лице первого заместителя председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Хариной Ирины Викторовны, действующей на основании устава Великого Новгорода, с одной стороны" указаны слова "комитет по управлению государственным имуществом области, в лице председателя комитета Арсеньевой Ирины Николаевны, действующей на основании Положения о комитете по управлению государственным имуществом области, утвержденного постановлением администрации Новгородской области от 01.12.2008 N 430, именуемый в дальнейшем "арендодатель", с одной стороны". Вместо слова "Лентрансгаз" указаны слова "Газпром трансгаз Санкт-Петербург".
Пункт 1.1 договора дополнен абзацем следующего содержания: "Администрация Великого Новгорода уступает, а комитет по управлению государственным имуществом области принимает на себя права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от 12.08.2004 N 8286".
Пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в размере 2% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Указанный размер арендной платы подлежит применению с 01.11.2007".
Пункт 2.2 договора изложен в следующей редакции: "В случае изменения кадастровой стоимости арендуемого по настоящему договору земельного участка арендодатель вправе изменить годовой размер арендной платы в одностороннем порядке путем направления арендаторам уведомления о расчете арендной платы. Изменение арендной платы по иным обстоятельствам, в том числе в связи с переводом земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования осуществляется по письменному соглашению сторон".
Пункт 2.5 договора изложен в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору с 01.01.2009 оплачивается арендаторами с зачислением на счет УФК по Новгородской области (комитет по управлению государственным имуществом области) БИК 044959001, расчетный счет 401018109000000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области ОКАТО 49401000000, КБК 96611105010040000120. Арендодатель в одностороннем порядке ежегодно направляет арендаторам оформленный в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора расчет арендной платы с указанием реквизитов по оплате. Исполнение арендаторами обязанности по оплате арендной платы администрации Великого Новгорода до 31.12.2008 является надлежащим".
Раздел "юридические адреса сторон" изложен в следующей редакции: "Арендодатель - комитет по управлению государственным имуществом области, 1730007, город Великий Новгород, Победы-Софийская площадь, дом 1, телефон (816-2)77-40-16, факс (816-2) 732-278, ИНН 5321026264, КПП 532101001. Арендаторы: ОАО "Газпром", 117997, город Москва, улица Наметкина, дом 16, ИНН 7736050003, КПП 997250001; ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", 196128, город Санкт-Петербург, улица Варшавская, дом 3, ИНН 7805018099, КПП 781001001".
В кассационной жалобе ОАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просят решение и постановление отменить в части изложения редакции пункта 2.1 договора аренды от 12.08.2004 N 8286, принять новый судебный акт, изложив данный пункт в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), исходя из полутора процентов от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Условия распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.11.2007".
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение, и постановление суда отменить в части изложения редакции пункта 2.1 договора аренды от 12.08.2004 N 8286 и принять по делу новый судебный акт, которым в установлении годового размера арендной платы ОАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" в процентах от кадастровой стоимости земельного участка отказать.
По мнению подателя жалобы, поскольку в настоящем деле истцами не представлено доказательств того, что до заключения спорного договора аренды земельный участок, на котором расположены линейные объекты, принадлежал истцам на праве постоянного (бессрочного) пользования, то у них отсутствуют основания требовать внесения изменений в указанный договор аренды в части размера арендной платы в соответствии с положениями, установленными Законом N 137-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу, поданную ОАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", Администрация просит ее отклонить.
Представители ОАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" поддержали доводы своих жалоб.
Другие участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Газпром" является собственником следующих объектов: здания компрессорного цеха N 2 общей полезной площадью 2565 кв.м; площадки пылеуловителя общей полезной площадью 211,7 кв.м; здания узла подключения газа компрессорной станции общей полезной площадью 6,7 кв.м; здания компрессорного цеха N 1 общей полезной площадью 1512,1 кв.м; тепловых сетей КС-6 общей полезной площадью 385 м; наружных тепловых сетей протяженностью 0,15 км; кабельной ЛЭП 10кВ ЦРП протяженностью 0,2 км; канализационных сетей КС-6 Новгородская протяженностью 525 м; наружных линий электропередач 0,4 кВ протяженностью 1,2 км и протяженностью 0,45 км; кабельных ЛЭП 10кВ КПП в КЦ протяженностью 4,0 км; внутриплощадных сетей ливневой канализации протяженностью 0,7 км; газовых сетей КС-6 протяженностью 185 м.
ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" является собственником следующих объектов: здания газораспределительной станции общей площадью 87,3 кв.м; здания административного с узлом связи общей полезной площадью 380,9 кв.м; мачты мар-35 высотой 35 м; подъездной автодороги к КС-6 общей полезной площадью 1470 кв.м; здания насосной станции II подъема общей полезной площадью 31,0 кв.м; здания КНС общей полезной площадью 10,2 кв.м; межцеховых технологических коммуникаций протяженностью 917,75 м.
На указанные объекты, которые приобретены ОАО "Газпром" в результате приватизации государственного имущества, а ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" на основании актов приемки-передачи имущества в уставный капитал, в установленном порядке зарегистрировано право собственности.
Вышеперечисленные объекты расположены на земельном участке, находящемся в государственной собственности, с кадастровым номером 53:23:8624302:56, площадью 102 566 кв.м, по адресу: Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 190, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации производственных площадей.
Администрация (арендодатель), ОАО "Газпром" и ООО "Лентрансгаз" (арендаторы) заключили договор от 12.08.2004 N 8286 "Общего пользования неделимым земельным участком на условиях аренды с множественностью лиц на стороне арендатора (договор присоединения) с кадастровым номером 53:23:8624302:0056".
В соответствии с пунктом 1.1 договора, на основании распоряжения администрации Великого Новгорода от 11.08.2004 N 3626рз арендодатель сдал, а арендаторы приняли в общее пользование на условиях аренды на 49 лет земельный участок, с кадастровым номером 53:23:8624302:0056, площадью 102 566 кв.м, категория земель - земли поселения в производственной зоне П.-П.2 (зона предприятий V-IV классов вредности и складов, санитарно-защитные зоны до 100 м), расположенный по адресу: Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 190, для эксплуатации производственных площадей в границах, указанных на прилагаемом к договору плане земельного участка и в качественном состоянии.
Участок считается переданным в аренду с 11.08.2004.
Согласно пункту 2.1 договора, арендаторы приняли на себя обязательства вносить ежегодную арендную плату за землю на основании базовых размеров арендной платы, которые ежегодно утверждаются решением Думы Великого Новгорода.
Пунктом 2.2 предусмотрено, что изменение базовых размеров арендной платы утверждается не чаще одного раза в год решением Думы Великого Новгорода на всю территорию области в пределах территориально-экономических зон. Решение Думы Великого Новгорода публикуется в газете "Новгород". Арендодатель извещает арендаторов об изменении размера арендной платы путем направления расчета по указанному в договоре адресу либо вручения на руки доверенному лицу с отметкой о вручении (на втором экземпляре). Неполучение арендаторами извещения не может служить основанием для невнесения арендной платы.
В пункте 2.5 договора стороны установили, что арендная плата вносится арендаторами Управлению Федерального казначейства по Новгородской области.
Договор зарегистрирован в установленном порядке.
Комитет в марте 2009 года уведомил арендаторов о переходе к нему полномочий по распоряжению вышеназванным земельным участком и необходимости перечисления ими арендной платы по иным реквизитам.
Пунктом 1.1 Положения о Комитете по управлению государственным имуществом области, утвержденным постановлением администрации области от 01.12.2008 N 430, установлено, что исполнительным органом государственной власти, реализующим полномочия в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде в пределах, установленных областным законом, является Комитет.
Приказом Комитета от 05.08.2009 права и обязанности арендодателя по вышеуказанному договору аренды переведены от Администрации на Комитет.
ОАО "Газпром" и ООО "Лентрансгаз" 17.02.2011 обратились в Администрацию и Комитет с предложением подписать дополнительное соглашение к договорам аренды земельных участков, в том числе договору от 12.08.2004 N 8286, ссылаясь на подпункт 7 пункта 5 статьи 27, подпункт 1 пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, с предложением пункт 2.1 договора изменить, изложив его в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, исходя из полутора процентов от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Условия настоящего пункта распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.01.2006".
Администрация оставила указанное обращение без ответа.
Комитет отказался подписать дополнительное соглашение в редакции ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" и предложил заключить соглашение на своих условиях, предусматривающих уплату арендной платы в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Новгородской области от 20.12.2007 N 301.
Не согласившись с данным ответом, ОАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные истцами требования в части внесения изменений в преамбулу, пункты 1.1, 2.2, 2.5 и раздел "Юридические адреса сторон" договора аренды от 12.08.2004 N 8286 подлежат удовлетворению в полном объеме, требование о внесении изменений в пункт 2.1 договора, касающийся определения размера арендной платы в редакции истцов, удовлетворению не подлежит. Поскольку пункт 2.1 договора не соответствует действующему законодательству, он изложен судом в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в размере двух процентов кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Указанный размер арендной платы подлежит применению с 01.11.2007".
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 4 статьи 421, пункту 1 статьи 424 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01.01.2015 по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности") предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
При таких обстоятельствах суды сделали правомерный вывод о наличии оснований для внесения изменений в спорный договор аренды в части определения стоимости арендной платы за земельный участок, на котором расположены линейные объекты истцов в размере двух процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб, а обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 01.12.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 по делу N А44-4267/2011 оставить без изменения, а кассационные жалобы открытого акционерного общества "Газпром", общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" и Комитета по управлению государственным имуществом области - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.