г. Вологда |
|
24 февраля 2012 г. |
Дело N А44-4267/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
при участии от открытого акционерного общества "Газпром" представителя Саченко Т.В. по доверенности от 01.03.2011, от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" представителя Саченко Т.В. по доверенности от 30.12.2011 N 02-1/373,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром", общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 01 декабря 2011 года по делу N А44-4267/2011 (судья Деменцова И.Н.),
установил
открытое акционерное общество "Газпром" (ОГРН 1027700070518; далее - ОАО "Газпром"), общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (ОГРН 1027804862755; далее - ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург") обратились в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к администрации Великого Новгорода (ОГРН 1035300275372; далее - Администрация), комитету по управлению государственным имуществом области (ОГРН 1025300805254; далее - Комитет) о внесении изменений в договор от 12.08.2004 N 8286 общего пользования неделимым земельным участком на условиях аренды с множественностью лиц на сторон арендатора с кадастровым номером 53:23:8624302:0056. Истцы просили изменить преамбулу договора, пункты 1.1, 2.1, 2.2, 2.5, раздел "юридические адреса сторон", а также дополнить договор пунктом о порядке направления арендной платы.
Решением от 01.12.2011 суд частично удовлетворить заявленные требования, внес в договор от 12.08.2004 N 8286 следующие изменения:
- в преамбуле договора вместо слов "администрация Великого Новгорода, именуемая в дальнейшем "арендодатель", в лице первого заместителя председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Хариной Ирины Викторовны, действующей на основании устава Великого Новгорода, с одной стороны" указать слова "комитет по управлению государственным имуществом области, в лице председателя комитета Арсеньевой Ирины Николаевны, действующей на основании Положения о комитете по управлению государственным имуществом области, утвержденного постановлением администрации Новгородской области от 01.12.2008 N 430, именуемый в дальнейшем "арендодатель", с одной стороны";
- вместо слова "Лентрансгаз" указать слова "Газпром трансгаз Санкт-Петербург";
- пункт 1.1 договора дополнить абзацем следующего содержания: "Администрация Великого Новгорода уступает, а комитет по управлению государственным имуществом области принимает на себя права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от 12.08.2004 N 8286";
- пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в размере 2 % кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Указанный размер арендной платы подлежит применению с 01.11.2007";
- пункт 2.2 договора изложить в следующей редакции: "В случае изменения кадастровой стоимости арендуемого по настоящему договору земельного участка арендодатель вправе изменить годовой размер арендной платы в одностороннем порядке путем направления арендаторам уведомления о расчете арендной платы. Изменение арендной платы по иным обстоятельствам, в том числе в связи с переводом земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования осуществляется по письменному соглашению сторон";
- пункт 2.5 договора изложить в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору с 01.01.2009 оплачивается арендаторами с зачислением на счет УФК по Новгородской области (комитет по управлению государственным имуществом области) БИК 044959001, расчетный счет 401018109000000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области ОКАТО 49401000000, КБК 96611105010040000120. Арендодатель в одностороннем порядке ежегодно направляет арендаторам оформленный в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора расчет арендной платы с указанием реквизитов по оплате. Исполнение арендаторами обязанности по оплате арендной платы администрации Великого Новгорода до 31.12.2008 является надлежащим";
- раздел "юридические адреса сторон" изложить в следующей редакции:
"Арендодатель - комитет по управлению государственным имуществом области, 1730007, город Великий Новгород, Победы-Софийская площадь, дом 1, телефон (816-2)77-40-16, факс (816-2) 732-278, ИНН 5321026264, КПП 532101001.
Арендаторы: ОАО "Газпром", 117997, город Москва, улица Наметкина, дом 16, ИНН 7736050003, КПП 997250001; ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", 196128, город Санкт-Петербург, улица Варшавская, дом 3, ИНН 7805018099, КПП 781001001".
Суд также взыскал с Комитета в пользу ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" и ОАО "Газпром" по 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
ОАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" с судебным актом не согласились, в апелляционной жалобе просили решение суда отменить в части принять редакции пункта 2.1 договора аренды от 12.08.2004 N 8286, принять новый судебный акт, изложив данный пункт в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) исходя из полутора процентов от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Условия распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.11.2007".
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему.
Выводы суда об отсутствии в действующем законодательстве публичных ограничений в обороте земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости трубопроводного транспорта, а также о законодательном запрете предоставления в частную собственность земель, ограниченных в обороте, является необоснованным.
Представитель ОАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы и требования жалобы.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с ее доводами, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. В тоже время, также не согласился с пунктом 2.1 договора. Просил отказать истца в установлении в данном пункте годового размера арендной платы в процентах от кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В данном случае и податели жалобы и Комитет заявили возражения относительно решения суда только в части изложения пункта 2.1 договора. Поэтому апелляционная инстанция проверяет законность и обоснованность решения только в данной части.
Комитет и Администрация надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В отзыве Комитет просил рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителя ОАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, ОАО "Газпром" является собственником следующих объектов: здания компрессорного цеха N 2, общей полезной площадью 2565 кв.м; площадки пылеуловителя, общей полезной площадью 211,7 кв.м; здания узла подключения газа компрессорной станции, общей полезной площадью 6,7 кв.м; здания компрессорного цеха N 1, общей полезной площадью 1512,1 кв.м; тепловых сетей КС-6, общей полезной площадью 385 м; наружных тепловых сетей протяженностью 0,15 км; кабельной ЛЭП 10кВ ЦРП протяженностью 0,2 км; канализационных сетей КС-6 Новгородская протяженностью 525 м; наружных линий электропередач 0,4 кВ протяженностью 1,2 км и протяженностью 0,45 км; кабельных ЛЭП 10кВ КПП в КЦ протяженностью 4,0 км; внутриплощадных сетей ливневой канализации протяженностью 0,7 км; газовых сетей КС-6 протяженностью 185 м.
ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" является собственником следующих объектов: здания газораспределительной станции, общей площадью 87,3 кв.м; здания административного с узлом связи, общей полезной площадью 380,9 кв.м; мачты мар-35, высотой 35 м ; подъездной автодороги к КС-6, общей полезной площадью 1470 кв.м; здания насосной станции II подъема, общей полезной площадью 31,0 кв.м; здания КНС, общей полезной площадью 10,2 кв.м; межцеховых технологических коммуникаций протяженностью 917,75 м.
На указанные объекты, которые приобретены ОАО "Газпром" в результате приватизации государственного имущества, а ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" на основании актов приемки-передачи имущества в уставный капитал, в установленном порядке зарегистрировано право собственности.
Вышеперечисленные объекты расположены на земельном участке, находящемся в государственной собственности, кадастровым номером 53:23:8624302:56, площадью 102 566 кв. м, по адресу: Новгородская область, город Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 190, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации производственных площадей.
Администрация (арендодатель), ОАО "Газпром" и ООО "Лентрансгаз" (арендаторы) 12.08.2004 подписали договор N 8286 "Общего пользования неделимым земельным участком на условиях аренды с множественностью лиц на стороне арендатора (договор присоединения) с кадастровым номером 53:23:8624302:0056".
В соответствии с пунктом 1.1 договора, на основании распоряжения администрации Великого Новгорода от 11.08.2004 N 3626рз арендодатель сдал, а арендаторы приняли в общее пользование на условиях аренды на 49 лет земельный участок, кадастровым номером 53:23:8624302:0056, площадью 102 566 кв. м, категория земель - земли поселения в производственной зоне П.-П.2 (зона предприятий V-IV классов вредности и складов, санитарно-защитные зоны до 100 м, по адресу: Новгородская область, город Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 190, для эксплуатации производственных площадей в границах, указанных на прилагаемом к договору плане земельного участка и в качественном состоянии. Участок считается переданным в аренду с 11.08.2004.
Согласно пункту 2.1 договора, арендаторы приняли на себя обязательства вносить ежегодную арендную плату за землю на основании базовых размеров арендной платы, которые ежегодно утверждаются решением Думы Великого Новгорода.
Пунктом 2.2 предусмотрено, что изменение базовых размеров арендной платы утверждается не чаще одного раза в год решением Думы Великого Новгорода на всю территорию области в пределах территориально-экономических зон. Решение Думы Великого Новгорода публикуется в газете "Новгород". Арендодатель извещает арендаторов об изменении размера арендной платы путем направления расчета по указанному в договоре адресу либо вручения на руки доверенному лицу с отметкой о вручении (на втором экземпляре). Неполучение арендаторами извещения не может служить основанием для невнесения арендной платы.
В пункте 2.5 договора стороны установили, что арендная плата вносится арендаторами Управлению Федерального казначейства по Новгородской области по реквизитам.
Договор зарегистрирован в установленном порядке.
Комитет в марте 2009 года уведомил арендаторов о переходе к нему полномочий по распоряжению вышеназванным земельным участком и необходимости перечисления ими арендной платы по иным реквизитам.
Пунктом 1.1 Положения о комитете по управлению государственным имуществом области, утвержденным постановлением администрации области от 01.12.2008 N 430, установлено, что таким исполнительным органом государственной власти, реализующим полномочия в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде в пределах, установленных областным законом, является Комитет.
Приказом Комитета от 05.08.2009 права и обязанности арендодателя по вышеуказанному договору аренды переведены от Администрации на Комитет.
Истцы 17.02.2011 обратились в Администрацию и Комитет с предложением подписать дополнительное соглашение к договорам аренды земельных участков, в том числе договору от 12.08.2004 N 8286.
При этом они, ссылаясь на подпункт 7 пункта 5 статьи 27, подпункт 1 пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, предложили пункт 2.1 договора изменить, изложив его в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", исходя из полутора процентов от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Условия настоящего пункта распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.01.2006".
Администрация оставила указанное обращение без ответа.
Комитет отказался подписать дополнительное соглашение в редакции ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" и предложил заключить соглашение на своих условиях, предусматривающих уплату арендной паты в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Новгородской области от 20.12.2007 N 301.
Не согласившись с данным ответом, истцы обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая исковые требования, суд первой инстанции частично удовлетворить заявленные требования, внес в договор от 12.08.2004 N 8286 следующие изменения:
- в преамбуле договора вместо слов "администрация Великого Новгорода, именуемая в дальнейшем "арендодатель", в лице первого заместителя председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Хариной Ирины Викторовны, действующей на основании устава Великого Новгорода, с одной стороны" указать слова "комитет по управлению государственным имуществом области, в лице председателя комитета Арсеньевой Ирины Николаевны, действующей на основании Положения о комитете по управлению государственным имуществом области, утвержденного постановлением администрации Новгородской области от 01.12.2008 N 430, именуемый в дальнейшем "арендодатель", с одной стороны";
- вместо слова "Лентрансгаз" указать слова "Газпром трансгаз Санкт-Петербург";
- пункт 1.1 договора дополнить абзацем следующего содержания: "Администрация Великого Новгорода уступает, а комитет по управлению государственным имуществом области принимает на себя права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от 12.08.2004 N 8286";
- пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в размере 2 % кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Указанный размер арендной платы подлежит применению с 01.11.2007";
- пункт 2.2 договора изложить в следующей редакции: "В случае изменения кадастровой стоимости арендуемого по настоящему договору земельного участка арендодатель вправе изменить годовой размер арендной платы в одностороннем порядке путем направления арендаторам уведомления о расчете арендной платы. Изменение арендной платы по иным обстоятельствам, в том числе в связи с переводом земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования осуществляется по письменному соглашению сторон";
- пункт 2.5 договора изложить в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору с 01.01.2009 оплачивается арендаторами с зачислением на счет УФК по Новгородской области (комитет по управлению государственным имуществом области) БИК 044959001, расчетный счет 401018109000000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области ОКАТО 49401000000, КБК 96611105010040000120. Арендодатель в одностороннем порядке ежегодно направляет арендаторам оформленный в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора расчет арендной платы с указанием реквизитов по оплате. Исполнение арендаторами обязанности по оплате арендной платы администрации Великого Новгорода до 31.12.2008 является надлежащим";
- раздел "юридические адреса сторон" изложить в следующей редакции:
"Арендодатель - комитет по управлению государственным имуществом области, 1730007, город Великий Новгород, Победы-Софийская площадь, дом 1, телефон (816-2)77-40-16, факс (816-2) 732-278, ИНН 5321026264, КПП 532101001.
Арендаторы: ОАО "Газпром", 117997, город Москва, улица Наметкина, дом 16, ИНН 7736050003, КПП 997250001; ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", 196128, город Санкт-Петербург, улица Варшавская, дом 3, ИНН 7805018099, КПП 781001001".
Суд также взыскал с Комитета в пользу ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" и ОАО "Газпром" по 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Податели жалоб не согласились с решением суда в части изложения пункта 2.1 договора.
Комитет в отзыве также не согласился с данным пунктом договора.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, проверив судебный акт в обжалуемой части, не находит правовых оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Основанием для изменения договора в силу части 1 статьи 452 ГК РФ также является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.01.2008 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ. Арендная плата за использование таких земельных участков устанавливается в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
Размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, а также земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в районах Крайнего Севера, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 212-ФЗ), юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.01.2010 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Данной статьей внесены соответствующие изменения в статью 3 Закона N 137-ФЗ.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести их в собственность в соответствии с правилами, установленными данным абзацем, до 01.01.2013 по ценам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
Размер арендной платы на год устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Закона N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий.
Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Как правильно указал суд первой инстанции, содержащееся в вышеназванном постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Из материалов дела видно, что на земельном участке, кадастровым номером 53:23:8624302:56 расположены особые объекты: линии электропередач, линии связи, здания газораспределительных станций, насосной станции, цеха компрессорных станций, внутриплощадочные тепловые сети, узлы подключения насосных станций и другие подобные объекты, принадлежащие истцам на праве собственности.
Указанное имущество в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 и СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" относится к магистральным газопроводам и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
На основании постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 14.11.1997 N 121/1 (в редакции постановления от 24.03.2000 N 15/6) ОАО "Газпром" включен в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу "Транспортировка природного газа по трубопроводам".
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Из материалов дела видно, что позиция истцов и подателей жалобы сводится к тому, что предоставленный в аренду земельный участок относится к землям транспорта, ограниченным в обороте, поэтому размер арендной платы долен быть определен исходя из полутора процентов от кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, по их мнению, такое условие может быть распространено на отношения сторон, возникшие с 01.01.2006.
Суд первой инстанции не согласился с данными доводами.
Позиция подателей жалобы относительно вышеназванных обстоятельств не изменилась, в жалобе приведены те же доводы, которым дана мотивированна я оценка в суде первой инстанции, оснований для переоценки которой у апелляционной инстанции не имеется.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом; содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Исходя из правового смысла названных норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что закон не устанавливает запрет на оборот земельных участков, предоставленных для размещения указанных объектов трубопроводного транспорта.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель транспорта, предназначенных для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенных для их развития, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица обязаны переоформить в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию.
Таким образом, законодательство не содержит публичных ограничений в обороте земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости трубопроводного транспорта.
В обоснование своих доводов о применении ставки арендной платы в размере полутора процентов от кадастровой стоимости участка к отношениям сторон с 01.01.2006 истцы в суде первой инстанции также как и в апелляционной жалобе ссылаются на решение Думы Великого Новгорода от 26.05.2005 N 129 "Об установлении земельного налога на территории Великого Новгорода", которым с 0.01.2006 на территории Великого Новгорода введен в действие земельный налог и установлены налоговые ставки, в том числе для прочих земельных участков в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости. Пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, предусмотрено, что размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
В то же время, решением Думы Великого Новгорода от 26.05.2005 N 129 установлены ставки земельного налога в отношении земель, относящихся к землям населенных пунктов (статья 83 ЗК РФ). Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и иного специального назначения в соответствии со статьей 87 Земельного кодекса Российской Федерации признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи и т.п.
Таким образом, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что названное решение не может быть применен к отношения сторон по договору аренды от 12.08.2004 N 8286.
В соответствии с абзацем пятым пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакции Закона N 212-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области или государственная собственность на которые не разграничена, утверждено постановлением Администрации Новгородской области от 20.12.2007 N 301.
Суд первой инстанции установил, что расчет арендной платы по договору от 12.08.2004 N 8286 с 01.01.2009 фактически производился Комитетом, до 31.12.2008 - Администрацией, с сентября 2008 года начисление арендной платы производилось арендодателем в соответствии с требованиями указанного Положения.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным действующим законодательством размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, т.е. в данном случае в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, и не вправе применять другой размер арендной платы.
В то же время стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды. Статья 3 Закона N 137-ФЗ устанавливает лишь срок для переоформления прав, но не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы, поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу Закона N 212-ФЗ, что соответствует положениям статьи 424 ГК РФ.
Исходя из вышеизложенного, апелляционная инстанция не принимает доводы подателей жалобы и Комитета о неправильном изложении судом пункта 2.1 договора. В данном случае, суд привел пункт 2.1 договора в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 01 декабря 2011 года по делу N А44-4267/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром", общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Е.В. Носач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем пятым пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакции Закона N 212-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области или государственная собственность на которые не разграничена, утверждено постановлением Администрации Новгородской области от 20.12.2007 N 301.
...
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным действующим законодательством размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, т.е. в данном случае в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, и не вправе применять другой размер арендной платы.
В то же время стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды. Статья 3 Закона N 137-ФЗ устанавливает лишь срок для переоформления прав, но не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы, поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу Закона N 212-ФЗ, что соответствует положениям статьи 424 ГК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А44-4267/2011
Истец: ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"
Ответчик: Администрация Великого Новгорода, Комитет по управлению государственным имуществом области
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11416/12
29.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11416/12
20.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11416/12
29.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3654/12
24.02.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-89/12
01.12.2011 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-4267/11