Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кирейковой Г.Г., Серовой В.К. (с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Степичевой Ю.Е.),
при участии от открытого акционерного общества "Тверьэнергосбыт" Негрич А.И. (доверенность от 30.12.2011 N 09), от муниципального унитарного предприятия города Торжка "Горэнерго" Румянцевой Н.В. (доверенность от 29.02.2012 N 362), от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" Чернова А.Ф. (доверенность от 31.05.1012 N 6),
рассмотрев 21.06.2012 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи (при содействии Арбитражного суда Тверской области) кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тверьэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.12.2011 (судья Матвеев А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 (судьи Журавлев А.В., Моисеева И.Н., Рогатенко Л.Н.) по делу N А66-5417/2010,
установил:
открытое акционерное общество "Тверьэнергосбыт", место нахождения: 170003, Тверская обл., г. Тверь, Петербургское ш., д. 2, ОГРН 1056900000354, (далее - ОАО "Тверьэнергосбыт"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к ответчику муниципальному унитарному предприятию г. Торжка "Горэнерго", ОГРН 1026901917668 (далее - Предприятие), о взыскании 10 113 207 руб. 87 коп. задолженности по оплате электрической энергии, использованной для компенсации потерь, возникших в электрических сетях Предприятия в марте 2009 года, январе-апреле 2010 года и 546 776 руб. 49 коп. процентов за пользование денежными средствами, начисленных за период с 18.04.2009 по 01.11.2010 (с учетом уточнения иска).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Тверьэнерго" (далее - ОАО "МРСК"), Региональная энергетическая комиссия Тверской области (далее - РЭК) и Федеральная служба по тарифам России (далее - ФСТ).
Решением от 13.12.2011 суд взыскал с Предприятия в пользу ОАО "Тверьэнергосбыт" 5 420 372 руб. 95 коп. задолженности за период с февраля по апрель 2010 года и 227 243 руб. 05 коп. процентов, начисленных за период с 16.03.2010 по 01.11.2010; в остальной части иска отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.02.2012 решение от 13.12.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Тверьэнергосбыт", ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 13.12.2011 и постановление от 29.02.2012 в части отказа в иске, иск удовлетворить полностью. Податель жалобы не согласен с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что расчет истца не обоснован. По мнению ОАО "Тверьэнергосбыт", истец представил все необходимые документы для расчета стоимости электрической энергии, использованной для компенсации потерь, возникших в сетях Предприятия в спорный период.
Находившийся в Арбитражном суде Тверской области и участвовавший в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи представитель ОАО "Тверьэнергосбыт" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Предприятия и ОАО "МРСК" возражали против ее удовлетворения.
РЭК и ФТС, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения и о возможности участия в заседании как в Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа, так и в Арбитражном суде Тверской области, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тверьэнергосбыт" (заказчик) и Предприятие (исполнитель) заключили договор от 11.01.2009 N 170 о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (далее - Договор N 170), по которому исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче принадлежащей ОАО "Тверьэнергосбыт" электрической энергии, а заказчик - оплачивать оказанные услуги в порядке и сроки, установленные договором.
Порядок расчетов за приобретенную электрическую энергию в целях компенсации потерь согласован сторонами в разделе 4 Договора N 170.
В соответствии с пунктом 7.2 договора от 11.01.2009 N 170 условия данной сделки распространяются на правоотношения сторон с 01.01.2009, договор действует до 31.12.2009, сторонами предусмотрена возможность пролонгации договора.
По итогам исполнения договорных обязательств в марте 2009 года, в период с января по апрель 2010 года стороны составили акты купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в сетях ответчика.
Истец выставил ответчику документы на оплату полученной электрической энергии для компенсации потерь, которые ответчик в полном объеме не оплатил.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате электрической энергии, ОАО "Тверьэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск частично, сделав вывод о том, что расчет истца не основан на нормативных актах, регулирующих спорные правоотношения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют утверждение методики определения и порядка компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях, а также нормативов таких потерь при установлении размера платы за соответствующие услуги по передаче электрической энергии.
В силу части 3 статьи 26 Закона N 35-ФЗ Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации и включают в себя порядок определения потерь в электрических сетях и порядок оплаты этих потерь.
В соответствии с частью 3 статьи 32 Закона N 35-ФЗ величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке.
При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) при исполнении договора передачи электрической энергии потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором.
Пунктом 50 Правил N 861 установлено, что размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке (пункт 51 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом ХII Правил N 530. Положения указанного раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 159 Правил N 530 сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям).
Объем фактических потерь в силу пунктов 50 и 51 Правил N 861 и пункта 121 Правил N 530 представляет собой расчетную величину и составляет разницу между объемом поступившей в сети Предприятия электрической энергии и объемом электроэнергии, полученной потребителями в точках поставки и определенной по приборам учета или расчетным путем.
Пунктом 4 Правил N 530 предусмотрено, что продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X Правил N 530 объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления.
Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном названными Правилами.
Согласно пункту 106 Правил N 530 на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, а также по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном пунктами 108 - 111 названных Правил.
В силу пункта 109 Правил N 530 электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. Фактическая величина мощности, приобретаемая покупателями на розничном рынке, определяется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, исходя из фактического объема потребления электрической энергии в часы пиковой нагрузки, устанавливаемые системным оператором в рабочие дни расчетного периода.
Предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период организацией, поставляющей электрическую энергию (мощность), и доводятся до сведения покупателей.
Указанные предельные уровни для покупателей, осуществляющих расчеты за электрическую энергию (мощность) по двухставочным тарифам, определяются отдельно в отношении электрической энергии и в отношении мощности на основании соответственно средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены на электрическую энергию на оптовом рынке и средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены на мощность на оптовом рынке с учетом указанных составляющих.
Средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке, средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена на электрическую энергию на оптовом рынке и средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена на мощность на оптовом рынке рассчитываются организацией коммерческой инфраструктуры в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и публикуются в течение 4 дней по окончании соответствующего расчетного периода на официальном сайте организации коммерческой инфраструктуры в сети Интернет, а также организациями, предусмотренными пунктом 106 названных Правил, - в течение 2 рабочих дней с даты публикации соответствующей информации организацией коммерческой инфраструктуры на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании, в котором публикуются правовые акты органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
При осуществлении расчетов за поставляемую на розничном рынке электрическую энергию (мощность) между покупателями (производителями) электрической энергии (мощности) и гарантирующими поставщиками, являющимися субъектами оптового рынка (далее - ГП), гарантирующими поставщиками, не являющимися субъектами оптового рынка (далее - ГП второго уровня), энергоснабжающими организациями (далее - ЭСО), энергосбытовыми организациями (далее - ЭСК), к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей) (далее - население), в границах субъектов Российской Федерации, территории которых включены в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии (мощности) применяются Правила определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2007 N 166-э/1 (далее - Правила N 166-э/1).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 166-э/1 стоимость электрической энергии, поставляемой ГП (ГП второго уровня, ЭСО, ЭСК) по регулируемым ценам покупателям на розничных рынках, кроме населения, определяется как произведение тарифа, установленного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующей группы потребителей (для потребителей, рассчитывающихся по двухставочному тарифу, - тарифной ставки за электрическую энергию), и объема электрической энергии, определяемого с учетом коэффициента распределения электрической энергии, поставляемой ГП (ГП второго уровня, ЭСО, ЭСК) на розничном рынке по регулируемым ценам (бета).
Частично отказывая в иске, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что в формуле расчета коэффициента "бета" истец использовал составляющие, не соответствующие Правилам N 166-э/1, не представил расчет стоимости электроэнергии за март 2009 года, а также за период с января по апрель 2011 года с использованием формулы для нахождения коэффициента "бета" с документальным обоснованием каждой величины в ней первичными документами применительно к названным Правилам.
Однако истец представил размещенные в сети Интернет расчеты предельных уровней нерегулируемых цен по ОАО "Тверьэнергосьыт", сведения о доле объема покупки электроэнергии, поставляемой по регулируемой цене за весь спорный период (т.д. 2, л. 57- 148, т.д. 3, л. 2 - 4), в том числе сведения о коэффициенте "бета".
Суды первой и апелляционной инстанций не указали, отсутствие какой информации не позволило им проверить правильность расчета истца.
Между тем суды приняли во внимание расчет, представленный ОАО "МРСК" и поддержанный ответчиком.
При наличии в материалах дела документов, свидетельствующих о разном подходе к расчету нерегулируемой цены на электрическую энергию, суду следовало поставить перед сторонами вопрос о назначении соответствующей экспертизы, поскольку статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу.
Статистические данные по форме 46-ээ (продажа), на которые сослались суды, сами по себе не свидетельствуют о неправомерности расчета истца. Кроме того, эти данные формируются после окончания расчетного периода (месяц), а нерегулируемая цена до его наступления.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты приняты по неполно исследованным материалам дела, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует установить, в чем состояло несоответствие в применении истцом формулы расчета коэффициента "бэта" и как это повлияло на его размер; установить, какой коэффициент подлежал применению к каждому из спорных расчетных периодов; исходя из этого определить стоимость электроэнергии для целей компенсации потерь и сумму процентов, (в том числе посредством проведения экспертизы), и принять решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.12.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 по делу N А66-5417/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.