г. Вологда |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А66-5417/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 февраля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Моисеевой И.Н. и Рогатенко Л.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Р.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Тверьэнергосбыт" Негрич А.И. по доверенности от 30.12.2011 N 09, от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Тверьэнерго" Ухановой А.А. по доверенности от 09.11.2011 N Д-ТВ/24/19, Чернова А.Ф. по доверенности от 21.07.2011 N Д-13-10/5,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тверьэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 декабря 2011 года по делу N А66-5417/2010 (судья Матвеев А.В.),
установил
открытое акционерное общество "Тверьэнергосбыт" (ОГРН1056900000354, далее - ОАО "Тверьэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к ответчику муниципальному унитарному предприятию "Горэнерго" (ОГРН 1026901917668, далее МУП "Горэнерго") о взыскании 10 659 984 руб. 36 коп., в том числе основной задолженности в сумме 10 113 207 руб. 87 коп. за март 2009 года, январь 2010 года - апрель 2010 года, процентов за пользование денежными средствами в сумме 546 776 руб. 49 коп. за период с 18.04.2009 по 01.11.2010 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены: открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Тверьэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра"), Региональная энергетическая комиссия Тверской области (далее - РЭК); судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Федеральная служба по тарифам России.
Решением от 13 декабря 2011 года суд исковое заявление ОАО "Тверьэнергосбыт" удовлетворил частично. Взыскал с МУП "Горэнерго" в пользу ОАО "Тверьэнергосбыт" основную задолженность в размере 5 420 372 руб. 95 коп. за период с февраля 2010 года по апрель 2010 года включительно, проценты за пользование денежными средствами в размере 227 243 руб. 05 коп. за период с 16.03.2010 по 01.11.2010, всего по иску 5 647 616 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 40 423 руб. 39 коп. В остальной части в удовлетворении иска суд отказал.
ОАО "Тверьэнергосбыт" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом необоснованно сделаны выводы о непредоставлении истцом расчета стоимости электроэнергии за спорный период с использованием формулы для нахождения коэффициента бета с документальным обоснованием величины коэффициента первичными документами и о неподтверждении объема фактических потерь электрической энергии в сетях организаций. Кроме того, податель жалобы указывает, что ответчиком не представлены доказательства того, что примененная истцом величина коэффициента бета не соответствует той, которая должна быть применена к спорному периоду, судом не установлено, какой коэффициент подлежал применению к каждому спорному расчетному периоду. Истец считает, что аналогичный вывод сделан судом кассационной инстанции в постановлении от 11 июля 2011 года по делу N А66-1837/2010.
Представитель истца в судебном заседании полностью поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу возражал против ее доводов, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
ОАО "МРСК Центра" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражали против ее доводов, просили решение уда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил. Жалоба рассмотрена без его участия, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей истца и третьего лица, исследовав письменные доказательства, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.01.2009 сторонами заключен договор N 170 о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с которым ответчик принял на себя обязательства по оказанию истцу услуг по передаче принадлежащей последнему электрической энергии по электрическим сетям в интересах покупателей энергии истца, а последний обязан оплачивать оказанные услуги в порядке и сроки, установленные договором.
Порядок расчетов за приобретенную электрическую энергию в целях компенсации потерь согласован сторонами в разделе 4 договора.
В соответствии с пунктом 7.2. договора от 11.01.2009 N 170 условия данной сделки распространяются на правоотношения сторон с 01.01.2009, договор действует до 31.12.2009, сторонами предусмотрена возможность пролонгации договора.
Как следует из представленных в материалы дела документов, по итогам исполнения сторонами договорных обязательств в марте 2009 года, в период с января по апрель 2010 года контрагентами были составлены акты купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в сетях ответчика, данные акты составлены истцом с изложением особого мнения в письменном виде, с указанием иного, по отношению к зафиксированному в актах, объема фактических потерь электрической энергии, образовавшихся в сетях ответчика.
Поскольку обязательство по оплате задолженности ответчиком исполнено не в полном объеме, истец обратился с настоящим иском в суд.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится абонентом за фактически принятое ее количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факты поставки электрической энергии в спорный период истцом доказан и предметом спора не является. Разногласия между сторонами возникли относительно способа расчета стоимости оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вместе с тем между сторонами имеется также спор о применении цен для компенсации потерь электрической энергии.
Пунктом 4 Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 (далее - Правила N 530) предусмотрено, что продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X Правил N 530 объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления.
Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном названными Правилами.
Согласно пункту 106 Правил N 530 на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, а также по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном пунктами 108 - 111 названных Правил.
В силу пункта 109 Правил N 530 электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. Фактическая величина мощности, приобретаемая покупателями на розничном рынке, определяется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, исходя из фактического объема потребления электрической энергии в часы пиковой нагрузки, устанавливаемые системным оператором в рабочие дни расчетного периода.
Предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период организацией, поставляющей электрическую энергию (мощность), и доводятся до сведения покупателей.
Указанные предельные уровни для покупателей, осуществляющих расчеты за электрическую энергию (мощность) по двухставочным тарифам, определяются отдельно в отношении электрической энергии и в отношении мощности на основании соответственно средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены на электрическую энергию на оптовом рынке и средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены на мощность на оптовом рынке с учетом указанных составляющих.
Средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке, средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена на электрическую энергию на оптовом рынке и средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена на мощность на оптовом рынке рассчитываются организацией коммерческой инфраструктуры в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и публикуются в течение 4 дней по окончании соответствующего расчетного периода на официальном сайте организации коммерческой инфраструктуры в сети Интернет, а также организациями, предусмотренными пунктом 106 названных Правил, - в течение 2 рабочих дней с даты публикации соответствующей информации организацией коммерческой инфраструктуры на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании, в котором публикуются правовые акты органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
При осуществлении расчетов за поставляемую на розничном рынке электрическую энергию (мощность) между покупателями (производителями) электрической энергии (мощности) и гарантирующими поставщиками, являющимися субъектами оптового рынка (далее - ГП), гарантирующими поставщиками, не являющимися субъектами оптового рынка (далее - ГП второго уровня), энергоснабжающими организациями (далее - ЭСО), энергосбытовыми организациями (далее - ЭСК), к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей) (далее - население), в границах субъектов Российской Федерации, территории которых включены в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии (мощности) применяются Правила определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2007 N 166-э/1 (далее - Правила определения стоимости электрической энергии).
В соответствии с пунктом 6 Правил определения стоимости электрической энергии стоимость электрической энергии, поставляемой ГП (ГП второго уровня, ЭСО, ЭСК) по регулируемым ценам покупателям на розничных рынках, кроме населения, определяется как произведение тарифа, установленного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующей группы потребителей (для потребителей, рассчитывающихся по двухставочному тарифу, - тарифной ставки за электрическую энергию), и объема электрической энергии, определяемого с учетом коэффициента распределения электрической энергии, поставляемой ГП (ГП второго уровня, ЭСО, ЭСК) на розничном рынке по регулируемым ценам (бета).
Суд первой инстанции правомерно не признал правильным расчет истцом коэффициента "бета" по следующим основаниям.
Истец не представил суду расчет стоимости электроэнергии за спорный период с использованием формулы для нахождения коэффициента бета с документальным обоснованием каждой величины в ней первичными документами, применительно к Правилам определения стоимости электрической энергии.
Так в знаменателе формулы коэффициента бета указывается такая величина, как объем фактических потерь электрической энергии в сетях n-ной сетевой организации, приобретающей электрическую энергию у соответствующего ГП (ЭСО, ЭСК), определяемый с использованием данных государственной статистической отчетности по форме 46-ээ (передача), утвержденной Федеральной службой государственной статистики.
Вместе с тем, объем фактических потерь электрической энергии в сетях сетевых организаций, затраты на услуги по передаче электрической энергии, которых заложены в тариф на электроэнергию для истца (согласно документам, представленным РЭК), данными государственной статистической отчетности по форме 46-ээ (передача), утвержденной Федеральной службой государственной статистики, по каждой из них за спорный период истцом не подтвержден.
Исходя из пунктов 6 и 14 Правил определения стоимости электрической энергии, в целях определения объема электрической энергии, поставляемого покупателям по регулируемым ценам (тарифам), а также коэффициента бета, фактический объем поставки электрической энергии населению за расчетный период формируется организациями, которые осуществляют такую поставку, и подтверждается соответствующими формами государственной статистической отчетности, утвержденными Федеральной службой государственной статистики, отражающими данные о поставках электрической энергии (мощности) по категориям (группам) потребителей. Заверенная копия соответствующей формы отчетности предоставляется организацией, осуществляющей поставку электрической энергии населению, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, ГП (ЭСО, ЭСК) (в данном случае истцу), у которого данной организацией приобретается электрическая энергия (мощность).
Фактический объем поставки электрической энергии населению данными государственной статистической отчетности по форме 46-ээ (продажа), утвержденной Федеральной службой государственной статистики, по каждой из них за спорный период истцом не подтвержден (представленные истцом документы, составленные в одностороннем порядке, таковыми доказательствами применительно к Правилам определения стоимости электрической энергии, не являются.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя истца в ходе рассмотрения дела, расчет коэффициента бета истцом определялся за спорный период не по формуле указанной в Правилах определения стоимости электрической энергии, а с использованием собственной формулы. При этом, Правила определения стоимости электрической энергии не предполагают использования для определения коэффициента бета иные формулы, отличные от указанной в пункте 6 Правил, а так же не предполагают использования иного механизма нахождения указанных в формуле величин.
Следовательно, расчет стоимости электрической энергии приобретенной ответчиком в спорный период произведен истцом с отступлением от требований нормативных актов, регламентирующих порядок расчета стоимости электрической энергии между истцом и ответчиком, в том числе: Правил определения стоимости электрической энергии.
При подобных обстоятельствах размер задолженности по компенсации потерь является недоказанным.
Иск правомерно удовлетворен только в признанной части.
Вывод суда первой инстанции о том, что оснований для оплаты стоимости электроэнергии, поставленной ответчику в спорный период, по нерегулируемой цене не имеется, является неправильным, но он не повлиял на существо принятого решения.
Удовлетворяя исковые требования в признанной ответчиком части, суд первой инстанции фактически признал правильность расчета задолженности и потерь, произведенных третьим лицом ОАО "МРСК Центра" (том 7, лист 1).
Доводы подателя жалобы о том, что его позиция по настоящему делу подтверждается выводами суда кассационной инстанции, содержащимися в постановлении от 11 июля 2011 года по делу N А66-1837/2010, не принимается апелляционным судом, поскольку судебные акты по указанному делу, принятые судом первой и апелляционной инстанции, отмены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в настоящий момент производство по делу приостановлено.
С учетом того, что суд принял решение без нарушений норм материального и процессуального права, основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 декабря 2011 года по делу N А66-5417/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тверьэнергосбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 (далее - Правила N 530) предусмотрено, что продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X Правил N 530 объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления.
...
При осуществлении расчетов за поставляемую на розничном рынке электрическую энергию (мощность) между покупателями (производителями) электрической энергии (мощности) и гарантирующими поставщиками, являющимися субъектами оптового рынка (далее - ГП), гарантирующими поставщиками, не являющимися субъектами оптового рынка (далее - ГП второго уровня), энергоснабжающими организациями (далее - ЭСО), энергосбытовыми организациями (далее - ЭСК), к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей) (далее - население), в границах субъектов Российской Федерации, территории которых включены в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии (мощности) применяются Правила определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2007 N 166-э/1 (далее - Правила определения стоимости электрической энергии)."
Номер дела в первой инстанции: А66-5417/2010
Истец: ОАО "Тверьэнергосбыт"
Ответчик: МУП города Торжка "Горэнерго"
Третье лицо: 1, ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тверьэнерго", РЭК Тверской области, Федеральная служба по тарифам России
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7164/14
30.06.2014 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-5417/10
28.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-635/12
21.06.2012 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-5417/10
29.02.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-450/12
13.12.2011 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-5417/10