Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю.,
Судей Афанасьева С.В. и Дмитриева В.В.,
рассмотрев 11.09.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Сонковского района на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.01.2012 (судья Погосян Л.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012 (судьи Романова А.В., Елагина О.К., Шадрина А.Н.) по делу N А66-10440/2010,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Тверьоблстройзаказчик" Тверской области (далее - Предприятие), место нахождения: г. Тверь, улица Советская, д.23; ОГРН 1026900591794 обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Администрации муниципального образования "Сонковский район" (далее - Администрация), место нахождения: Тверская область, п. Сонково, проспект Ленина, д.24; ОГРН: 1026901545087 о взыскании 3 671 857 руб. 65 коп. убытков, связанных с выполнением муниципального контракта N 107 от 18.11.2008 на строительно-монтажные работы на объекте "Реконструкция плотины водозабора с. Беляницы Сонковского района (далее - Объект).
Исковые требования указаны с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области (далее - Департамент развития), Департамент строительного комплекса (далее - Департамент комплекса), муниципальное образование "Сонковский район" в лице финансового отдела администрации Сонковского района (далее - Муниципальное образование).
Решением суда первой инстанции от 25.04.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.06.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.09.2011 решение Арбитражного суда Тверской области от 25.04.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 отменены и дело отправлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа следует читать как "22.09.2011 г."
До принятия судом решения по делу истец изменил исковые требования и просил взыскать с ответчика 3 641 979 руб. 63 коп. задолженности по вышеуказанному контракту, 29 878 руб. 02 коп. убытков, связанных с оплатой государственной пошлины по делу N А66-891/2010, имеющего для рассмотрения настоящего дела преюдициальное значение.
Решением суда от 12.01.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.04.2012 исковые требовании удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь не неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение от 12.01.2012 и постановление от 20.04.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Отзыв на кассационную жалобу не предоставлен.
Участники арбитражного процесса о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация Тверской области в лице Департамента комплекса (заказчик программы - главный распорядитель) и Администрация (получатель средств областного фонда софинансирования расходов) 29.06.2008 заключили соглашение N 25-С (далее Соглашение). Данное Соглашение касается порядка взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по предоставлению субсидий на инвестиционные программы из областного фонда софинансирования расходов в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области (в том числе согласно приложению 1 к Соглашению) строительство Объекта.
Пунктом 2.2.2 Соглашения предусмотрено, что получатель средств фонда обеспечивает софинансирование объектов из местного бюджета (включая внебюджетные источники) на счет заказчика-застройщика. Софинансирование объектов из местного бюджета осуществляется получателем средств фонда согласно ежемесячному графику финансирования, указанному в приложении N 2 к Соглашению.
В перечне инвестиционных программ (объектов), финансируемых в 2008 году из областного фонда софинансирования расходов Тверской области в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области (приложение N 1 к Соглашению), указан объект "Строительство плотины водозабора с. Беляницы Сонковского района", общий объем финансирования на который на 2008 год составил 6 000 000 руб., в том числе объем финансирования из областного фонда софинансирования расходов - 3 000 000 руб., а софинансирование Муниципального образования (включая внебюджетные источники) - 3 000 000 руб.
Вместе с тем, между Администрацией, Департаментом комплекса и Предприятием (заказчик - застройщик) 05.09.2008 заключен договор взаимодействия N 25-1 ДВ (далее - Договор), определяющий порядок взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по реализации мероприятий адресной инвестиционной программы Тверской области в рамках областного фонда софинансирования расходов, согласно приложению 1 к Договору, в том числе и строительство Объекта.
Пунктом 2.1.1 Договора предусмотрено, что Администрация перечисляет средства софинансирования Муниципального образования на счет Предприятия по Объектам, указанным в приложении N 1 к Договору, согласно ежемесячному графику финансирования, указанному в приложении N 2 к Соглашению.
Также по пункту 2.1.2 Администрация перечисляет средства, полученные из областного фонда софинансирования расходов, на счет Предприятия на следующий рабочий день после их получения.
По итогам проведенного аукциона на право заключения муниципального контракта на строительство указанного объекта между Администрацией с одной стороны, Предприятием с другой стороны и обществом с ограниченной ответственностью "Оптима-плюс" (далее - Общество) (подрядчик) 18.11.2008 заключен муниципальный контракт N 107 (далее - Контракт) на выполнение строительно-монтажных работ на Объекте, в объемах согласно проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Тверской области, и в сроки, установленные Контрактом (пунктом 1.1).
Контрактом согласованы следующие условия:
Пунктом 2.1 - цена контракта составляет 6 141 980 руб., включая НДС, в том числе на 2008 финансовый год (годовое задание) - 6 141 980 руб., включающих в себя 2 912 620 руб. за счет средств областного фонда софинансирования расходов и 3 229 360 руб. за счет средств бюджета муниципального образования (ведомость стоимости работ, представленная в приложении N 1, являющимся неотъемлемой частью контракта). Цена контракта включает общую стоимость всех работ, оплачиваемую подрядчику за исполнение своих обязательств по контракту;
Пунктами 3.1 и 3.2 - работы по настоящему контракту Подрядчик начинает с момента приема по Акту приема-передачи строительной площадки, но не позднее 18.11.2008 и выполняет их в срок до 20.12.2008;
Пунктом 4.2.4 - заказчик-застройщик обязан производить приемку выполненных подрядчиком работ в порядке, предусмотренном контрактом (с оформлением справок N КС-3, КС-2, КС-6);
Пунктом 4.2.7 - заказчик-застройщик обязан перечислять средства, полученные от Администрации и областного фонда софинансирования расходов, на счет подрядчика в течение 2-х рабочих дней с момента получения средств на счет при наличии форм N КС-2, КС-3 и (или) других необходимых документов;
Пунктом 4.2.12 - заказчик-застройщик обязан по письменному сообщению подрядчика о готовности Объекта к сдаче в эксплуатацию организовать приемку законченного строительством объекта совместно с Администрацией, Департаментом комплекса и подрядчиком;
Пунктом 4.3.2 - Администрация обязана осуществлять финансирование Объекта путем перечисления денежных средств из бюджета Муниципального образования и средств, поступивших из областного фонда софинансирования расходов, на расчетный счет заказчика-застройщика для расчетов с подрядчиком;
Пунктом 6.2 - заказчик-застройщик назначает на Объект своего представителя, который от его имени совместно с подрядчиком осуществляет приемку промежуточных (ежемесячных) результатов работ согласно графику производства работ, технический надзор и контроль за выполнением работ по контракту и их качеством, производит проверку соответствия используемых подрядчиком материалов и оборудования условиям контракта и сметной документации, а также проводит с участием Администрации и Департамента развития комиссию по приемке Объекта в эксплуатацию с оформлением всех необходимых документов. Уполномоченный представитель заказчика-застройщика имеет право беспрепятственно присутствовать при проведении всех видов работ при соблюдении правил техники безопасности в любое время суток в течение всего периода строительства. Подрядчик обеспечивает представителю заказчика-застройщика помещение для работы;
Пунктом 6.5.1 - сдача результата работ подрядчиком согласно ежемесячному графику финансирования и приемка его заказчиком-застройщиком оформляется актом о приемке выполненных работ, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта о приемке выполненных работ в нем делается отметка об этом, и акт о приемке выполненных работ подписывается другими сторонами;
Пунктом 7.1 - расчеты за выполненные работы осуществляются по промежуточным актам от цены контракта и оформляются актом о приемке выполненных работ;
Пунктом 7.2 - расчеты за выполненные работы осуществляются заказчиком-застройщиком в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в адресной инвестиционной программе Тверской области на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов, на основании акта приемки выполненных работ по форме N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3;
Пунктом 7.3 - подрядчик ежемесячно до 25-го числа отчетного месяца представляет заказчику-застройщику акты о приемке выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, а также все документы, подтверждающие фактическое выполнение работ и необходимые для оплаты счета-фактуры (акты на скрытые работы, расчеты и другие документы);
Пунктом 11.3 - в случае прекращения финансирования и уведомления об этом Администрацией заказчика-застройщика и подрядчика последний может продолжить работы с разрешения Администрации и заказчика-застройщика и последующей оплатой или должен пересогласовать график производства работ по взаимному согласию сторон.
Дополнительным соглашением к Контракту от 02.03.2009 N 1-08 стороны внесли изменения в пункт 2.1 раздела 2 Контракта, по которому, в связи с отсутствием финансирования в 2008 году, цена Контракта на 2009 год стала составлять 6 141 980 руб. 00 коп., в том числе 2 912 620 руб. 00 коп. за счет средств областного фонда софинансирования расходов, 3 229 360 руб. 00 коп. за счет средств бюджета муниципального образования. Сроки выполнения работ установлены до15.06.2009, стоимость с разбивкой по кварталам предусмотрена графиком строительно-монтажных работ.
Вместе с тем, между Администрацией (получатель средств областного фонда софинансирования расходов), Департаментом развития (заказчик программы - главный распорядитель) и Предприятием (заказчик - застройщик) 27.07.2009 заключен договор взаимодействия N 15 ДВ (далее - Договор о взаимодействии 2009 года), который также определяет порядок взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по реализации мероприятий адресной инвестиционной программы Тверской области в рамках областного фонда софинансирования расходов, согласно приложению 1 к Договору, в том числе и строительство Объекта.
Договором о взаимодействии 2009 года предусмотрено:
Пунктом 2.1.1 - Администрация перечисляет средства для софинансирования Муниципального образования на счет Предприятия по объектам, указанным в приложении N 1, согласно ежемесячному графику финансирования, указанному в приложении N2;
Пунктом 2.1.2 - средства, полученные из областного фонда софинансирования расходов на счет Предприятия на следующий рабочий день после их получения;
Пунктами 2.3.10 и 2.3.14 установлена обязанность Предприятия предоставлять Департаменту развития сводный план-график выполнения строительно-монтажных (проектных) работ и ввода объектов в эксплуатацию на текущий финансовый год с разбивкой по месяцам, составленный на основании графиков производства работ по заключенным контрактам (договорам) с подрядными (проектными) организациями, ежемесячно отчитываться о его выполнении, а при проведении проверок - все необходимые документы и информацию по финансированию и строительству Объекта, в том числе платежные документы, финансовую отчетность и другие документы, подтверждающие целевое использование бюджетных средств.
В приложении 1 к Договору о взаимодействии 2009 года указан только Объект, общий объем финансирования на который составляет 10 000 000 руб., в том числе объем финансирования из областного фонда софинансирования из областного фонда софинансирования расходов - 5 000 000 руб. и софинансирование Муниципального образования (включая внебюджетные источники) - 5 000 000 руб.
Кроме того, Администрация письмом от 18.11.2008 N 11-2/777 гарантировала дополнительное финансирование Объекта в 2008 году из бюджета Муниципального образования в сумме 500 000 руб. При этом лимит средств местного бюджета на 2008 год в размере 3 500 000 руб. подтвержден в Заказе на работы открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ на Объекте, в котором Администрация обязуется своевременно производить расчеты за выполненные работы в рамках указанного лимита.
В 2008 году подрядчик производил работы на Объекте, которые Предприятие не могло принять и оплатить из-за неисполнения Администрацией своих обязательств, вследствие чего было заключено дополнительное соглашение от 02.03.2009 N 1-08 к Контракту о переносе срока выполнения работ до 15.06.2009 в связи с отсутствием финансирования Объекта.
Согласно пункту 3.1 Договора о взаимодействии 2009 года Департамент развития направил на финансирование Объекта через Администрацию денежные средства в размере 2 500 000 руб., перечисленные ответчиком по платежному поручению от 09.09.2009 N 456 Предприятию. В свою очередь Предприятие перечислило эти денежные средства Обществу платежным поручением от 10.09.2009 N 2877 за выполненные по Контракту работы.
Со стороны Администрации финансирование строительно-монтажных работ не производилось.
Однако принятые на себя обязательства перед Предприятием Администрация не выполнила, в связи с чем, Предприятие не получило финансирование и из другого бюджетного источника - областного фонда софинансирования расходов.
Между тем, Общество работы по Контракту выполнило на сумму 6 141 979 руб. 63 коп., вследствие этого задолженность Предприятия перед Обществом составила 3 641 797 руб. 63 коп.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.05.2010 по делу N А66-891/2010, вступившим в законную силу, с ГУП "Тверьоблстройзаказчик" в пользу ООО "Оптима-люкс" взыскано 3 641 979 руб. 63 коп. задолженности по муниципальному контракту от 18 11 2008 N 107 и 29 787 руб. 02 коп. расходов по государственной пошлине. В иске к Администрации отказано на том основании, что Контрактом не установлена обязанность Администрации производить расчеты с подрядчиком. Указанное решение суда ГУП "Тверьоблстройзаказчик" выполнено.
В связи с неисполнением Администрацией обязательств по Контракту Предприятие обратилось в суд с настоящим иском.
Суды первой и второй инстанции удовлетворили иск в полном объеме за счет казны МО "Сонковский район".
Проверив сделанные судами выводы, кассационная инстанция считает их правильными.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий недопустимы.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Учитывая вышеуказанные нормы из буквального толкования Контракта и сопоставления их с условиями и смыслом Соглашения, Договора о взаимодействии 2009 года, а также содержанием проектно-сметной документации объекта следует, что строительно-монтажные работы по Контракту являлись только частью работ для целей реконструкции Объекта, по результатам которых не предусматривалась сдача Объекта в эксплуатацию.
Также не предусматривалось участие представителя Администрации в приемке промежуточных результатов работ, предусмотренных спорным Контрактом. Эта обязанность согласно пункту 4.2.4 была возложена исключительно на Предприятие.
Факт выполнения работ, а именно надлежащее исполнение Обществом условий Контракта подтвержден двусторонними актами приемки работ, подписанными Предприятием и Обществом.
Кроме того, вышеуказанные обстоятельства подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 24.05.2010 по рассмотренному делу N А66-891/2010, имеющего преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Доводы ответчика о некачественном исполнении работ, вследствие чего часть плотины была разрушена, являются безосновательными. Из четырехстороннего акта обследования Объекта от 16.04.2010 усматривается, что размыв плотины произошел в связи с тем, что не были проведены работы по укреплению земляного тела плотины железобетонными плитами. По мнению комиссии, разрушение плотины произошло не из-за некачественного выполнения подрядчиком работ, а из-за невыполненных работ в связи с отсутствием финансирования.
Расходы, понесенные предприятием по возмещению Обществу расходов по уплате государственной пошлины в размере 29 878 руб.02 коп. по делу N А66-891/2010 находятся в причинной связи с нарушением Администрацией условий Контракта, размер убытков документально подтвержден.
Исходя из вышеперечисленного суды первой и апелляционной инстанций в достаточной степени провели тщательное исследование всех имеющихся в деле доказательств и дали им объективную оценку. Не усматривая оснований для переоценки сделанных судом выводов, кассационный суд отказывает Администрации в удовлетворении ее жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12.01.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012 по делу N А66-10440/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Сонковского района - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.