г. Вологда |
|
20 апреля 2012 г. |
Дело N А66-10440/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Елагиной О.К. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования Тверской области "Сонковский район" в лице администрации Сонковского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 января 2012 года по делу N А66-10440/2010 (судья Погосян Л.Г.),
установил:
государственное унитарное предприятие "Тверьоблстройзаказчик" (далее - ГУП "Тверьоблстройзаказчик") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному образованию Тверской области Сонковский район в лице администрации Сонковского района Тверской области (далее - Администрация) о взыскании 4 041 923 руб. 25 коп., в том числе 3 671 857 руб. 65 коп. убытков, связанных с ненадлежащим исполнением ответчиком условий муниципального контракта от 18 ноября 2008 года N 107, 370 065 руб. 60 коп. процентов.
В качестве третьих лиц истцом указаны Департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области, Департамент строительного комплекса.
Определением суда от 16 ноября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Сонковский район" в лице финансового отдела администрации Сонковского района.
До принятия судом решения по делу истец 15 декабря 2010 года заявил отказ от требований в части взыскания 370 065 руб. 60 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением суда от 15 декабря 2010 года ходатайство истца удовлетворено, производство по делу в части взыскания процентов прекращено.
В судебном заседании удовлетворено ходатайство истца о привлечении в качестве ответчика муниципального образования Тверской области "Сонковский район" в лице администрации Сонковского района Тверской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 25 апреля 2011 года в удовлетворении иска отказано. ГУП "Тверьоблстройзаказчик" из федерального бюджета возвращено 1850 руб. 33 коп. государственной пошлины.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2011 года решение Арбитражного суда Тверской области от 25 апреля 2011 года по делу N А66-10440/2010 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2011 года по делу N А66-10440/2010 решение Арбитражного суда Тверской области от 25 апреля 2011 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2011 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением от 24 октября 2011 года Арбитражным судом Тверской области дело N А66-10440/2010 принято на новое рассмотрение.
Определением от 21 ноября 2011 года суд уточнил наименование Департамента по социально-экономическому развитию села Тверской области: Министерство сельского хозяйства Тверской области и Департамента строительного комплекса: Министерство строительства Тверской области.
До принятия судом решения по делу истец изменил исковые требования и просил взыскать с ответчика за счет казны муниципального образования 3 671 857 руб. 65 коп., в том числе 3 641 979 руб. 63 коп. задолженности по муниципальному контракту от 18.11.2008 N 107 и 29 878 руб. 02 коп. убытков, связанных с оплатой государственной пошлины по делу N А66-891/2010.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 12 января 2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Администрации в пользу ГУП "Тверьоблстройзаказчик" взыскано 3 371 857 руб. 65 коп., в том числе 3 641 979 руб. 63 коп. задолженности, 29 878 руб. 02 коп. убытков, а также 45 359 руб. 25 коп. руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Администрация с решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что Администрация не обязана возмещать кредиторскую задолженность по муниципальному контракту от 18 ноября 2008 года N 107, поскольку в 2008 году работы по реконструкции плотины водозабора с. Беляницы Сонковского района не проводились, данный факт подтверждается отсутствием в материалах дела актов выполненных работ за 2008 год. До 15 июля 2009 года у Администрации не было обязанности по финансированию адресной инвестиционной программы на 2009 год и в том числе спорного объекта. ГУП "Тверьоблстройзаказчик" в июне 2009 года не имея полномочий заказчика - застройщика, не имея договора о взаимодействии с Администрацией, Департаментом строительства Тверской области на свой риск дало согласие ООО "Оптима-люкс" выполнять работы по муниципальному контракту N 107. Администрации до настоящего времени работы по муниципальному контракту не сданы. В деле имеется акт от 16.04.2010 о том, что объект разрушен до его передачи Администрации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, Министерство строительства Тверской области отзыв на жалобу не представило. Истец и Министерство сельского хозяйства Тверской области в отзывах на жалобу против ее доводов возражали. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, администрацией Тверской области в лице Департамента строительного комплекса Тверской области (заказчик адресной инвестиционной программы, главный распорядитель средств областного бюджета) и администрацией муниципального образования Тверской области "Сонковский район" (получатель средств областного бюджета) заключено соглашение от 29 июня 2008 года N 25-С, определяющее порядок взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по предоставлению субсидий на инвестиционные программы из областного фонда софинансирования расходов в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области, а также софинансирование объектов из местного бюджета.
В перечне инвестиционных программ (объектов), финансируемых в 2008 году из областного фонда софинансирования расходов Тверской области в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области (приложение N 1 к соглашению) указано "строительство плотины водозабора с. Беляницы Сонковского района". Общий объем финансирования на 2008 год составил 6 000 000 руб., в том числе объем финансирования из областного фонда софинансирования расходов - 3 000 000 руб., софинансирование муниципального образования - 3 000 000 руб., в том числе по третьему кварталу (август месяц) финансирование из местного бюджета предусмотрено в размере 900 000 руб., по четвертому кварталу - 2 100 000 руб. (сентябрь).
Также 05 сентября 2008 года администрацией муниципального образования Тверской области "Сонковский район" (получатель средств областного фонда софинансирования расходов), Департаментом строительного комплекса Тверской области (заказчик-программы, главный распорядитель), ГУП "Тверьоблстройзаказчик" (заказчик-застройщик) заключен договор N 25-1ДВ, определяющий порядок взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по реализации мероприятий адресной инвестиционной программы Тверской области в рамках областного фонда софинансирования расходов, в том числе по объекту "строительство плотины водозабора с. Беляницы Сонковского района".
По результатам проведенного аукциона на право заключения муниципального контракта 18 ноября 2008 года администрация муниципального образования Тверской области "Сонковский район", ГУП "Тверьоблстройзаказчик" (заказчик-застройщик) и общество с ограниченной ответственностью "Оптима-люкс" (далее - ООО "Оптима-люкс", подрядчик) заключили муниципальный контракт N 107 на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "строительство плотины водозабора с. Беляницы Сонковского района". Цена контракта на 2008 финансовый год составила 6 141 980 руб., в том числе за счет областного фонда софинансирования расходов - 2 912 620 руб., за счет средств бюджета муниципального образования - 3 229 360 руб. (пункт 2.1 контракта). Срок выполнения работ предусмотрен 20 декабря 2008 года (пункт 3.1 контракта).
Дополнительным соглашением от 02 марта 2009 года N 1-08 к муниципальному контракту от 18 ноября 2008 года N 107 стороны исключили финансирование контракта на 2008 год, определив на 2009 год цену контракта в размере 6 141 980 руб., в том числе 2 912 620 руб. - софинансирование расходов за счет средств областного бюджета, 3 229 360 руб. - за счет средств бюджета муниципального образования. Срок производства строительно-монтажных работ установлен до 15 июня 2009 года, стоимость с разбивкой по кварталам - предусмотрена графиком строительно-монтажных работ (т. 1, л. 40 - 41).
В 2009 году строительно-монтажные работы по объекту были профинансированы за счет средств областного бюджета в размере 2 500 000 руб. в соответствии с договором о взаимодействии от 27 июля 2009 года N 15 ДВ. Со стороны Администрации финансирование строительно-монтажных работ не производилось.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24 мая 2010 года по делу N А66-891/2010, вступившим в законную силу, с ГУП "Тверьоблстройзаказчик" в пользу ООО "Оптима-люкс" взыскано 3 641 979 руб. 63 коп. задолженности по муниципальному контракту и 29 878 руб. 02 коп. расходов по государственной пошлине. Указанное решение суда ГУП "Тверьоблстройзаказчик" исполнено.
Истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на неисполнения Администрацией обязательств по контракту от 18.11.2008 N 107 в части финансирования строительства объекта за счет средств муниципального образования.
Суд первой инстанции удовлетворил иск в полном объеме за счет казны МО "Сонковский район".
Апелляционная инстанция считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что указанный контракт по своей правовой природе является муниципальным контрактом, он заключен и является действительным.
Доводу подателя жалобы о невыполнении истцом предусмотренных муниципальным контрактом строительно-монтажных работ на объекте "Реконструкция плотины водозабора с.Беляницы Сонковского района" судом первой инстанции дана надлежащая оценка как несостоятельному.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24 мая 2010 года по делу А66-891/2010, вступившим в законную силу, установлено, что во исполнение условий муниципального контракта N 107 Подрядчик - ООО "Оптима-люкс" выполнил работы на сумму 6 141 979 руб. 63 коп. Выполнение работ подтверждено двусторонними актами приемки работ, оформленными между ГУП "Тверьоблстройзаказчик и ООО "Оптима-люкс" за период с июня по октябрь 2009 года.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением по рассмотренному делу N А66-891/2010 имеют преюдициальное значение в рамках настоящего спора для истца и ответчика.
Довод подателя жалобы относительно некачественного выполнения работ, в результате чего произошло разрушение части плотины во время весеннего паводка в апреле 2010 года обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Из четырехстороннего акта обследования объекта от 16.04.2010 усматривается, что разрушение части плотины произошло в процессе эксплуатации незавершенного строительством объекта "Реконструкция плотины водозабора с. Беляницы Сонковского района" в связи с тем, что не были проведены работы по укреплению земляного тела плотины железобетонными плитами и посевом трав. Комиссия указала, что работы по укреплению земляного тела плотины своевременно не проведены из-за отсутствия финансирования. Таким образом, разрушение плотины произошло, по мнению комиссии, не в связи с некачественным выполнением подрядчиком работ, а в связи с невыполнением работ по причине отсутствия финансирования.
Как правильно указано в обжалуемом судебном акте, из буквального толкования условий муниципального контракта от 18.11.2008 N 107 и сопоставления их с условиями и смыслом соглашения от 29.06.2008 N 25-С, муниципального контракта от 01.09.2008 N20, договора о взаимодействии от 27.07.2009 N 15 ДВ, иных вышеприведенных сделок и содержанием проектно-сметной документации объекта в соответствии с положениями статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что строительно-монтажные работы, предусмотренные муниципальным контрактом от 18.11.2008 N107 являлись только частью работ для целей реконструкции плотины водозабора с.Беляницы Сонковского района Тверской области и по результатам их выполнения не предполагалась сдача объекта в эксплуатацию. Вместе с тем, Администрация приняла на себя обязательства координировать деятельность заказчика-застройщика, осуществлять финансирование объекта путем перечисления денежных средств из бюджета муниципального образования и средств, поступивших из областного фонда софинансирования расходов, на расчетный счет заказчика-застройщика для расчетов с подрядчиком и принимать участие только в приемке объекта в эксплуатацию. Участие представителя Администрации в приемке промежуточных результатов работ, предусмотренных анализируемым контрактом, не предполагалось. Обязанность производить приемку выполненных подрядчиком работ в порядке, предусмотренном контрактом (с оформлением справок N КС-3, КС-2, КС-6) была возложена исключительно на заказчика-застройщика.
Судом установлено, что в нарушение условий указанного контракта и положений статей 309, 314, 702 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик не произвел окончательный расчет с истцом.
Министерство сельского хозяйства Тверской области и Министерство строительства Тверской области не отрицают факт выполнения подрядчиком ООО "Оптима-Люкс" работ в рамках муниципального контракта N 107 от 18.11.2008 N107 в объемах, указанных в двусторонних актах, подписанных ООО "Оптима-Люкс" и Предприятием.
Расходы, понесенные Предприятием по возмещению ООО "Оптима-люкс" расходов по оплате государственной пошлины в размере 29 878 руб. 02 коп. по делу N А66-891/2010 находятся в причинной связи с нарушением Администрацией договорных обязательств, размер убытков документально подтвержден.
При таких обстоятельствах дела исковые требования о взыскании задолженности и убытков правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Апелляционный суд считает доводы подателя жалобы несостоятельными, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 января 2012 года по делу N А66-10440/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования Тверской области "Сонковский район" в лице администрации Сонковского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
О.К.Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно указано в обжалуемом судебном акте, из буквального толкования условий муниципального контракта от 18.11.2008 N 107 и сопоставления их с условиями и смыслом соглашения от 29.06.2008 N 25-С, муниципального контракта от 01.09.2008 N20, договора о взаимодействии от 27.07.2009 N 15 ДВ, иных вышеприведенных сделок и содержанием проектно-сметной документации объекта в соответствии с положениями статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что строительно-монтажные работы, предусмотренные муниципальным контрактом от 18.11.2008 N107 являлись только частью работ для целей реконструкции плотины водозабора с.Беляницы Сонковского района Тверской области и по результатам их выполнения не предполагалась сдача объекта в эксплуатацию. Вместе с тем, Администрация приняла на себя обязательства координировать деятельность заказчика-застройщика, осуществлять финансирование объекта путем перечисления денежных средств из бюджета муниципального образования и средств, поступивших из областного фонда софинансирования расходов, на расчетный счет заказчика-застройщика для расчетов с подрядчиком и принимать участие только в приемке объекта в эксплуатацию. Участие представителя Администрации в приемке промежуточных результатов работ, предусмотренных анализируемым контрактом, не предполагалось. Обязанность производить приемку выполненных подрядчиком работ в порядке, предусмотренном контрактом (с оформлением справок N КС-3, КС-2, КС-6) была возложена исключительно на заказчика-застройщика.
Судом установлено, что в нарушение условий указанного контракта и положений статей 309, 314, 702 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик не произвел окончательный расчет с истцом."
Номер дела в первой инстанции: А66-10440/2010
Истец: ГУП "Тверьоблстройзаказчик"
Ответчик: Администрация Сонковского района Тверской области, МО Тверской области "Сонковский район" в лице администрации Сонковского района Тверской области
Третье лицо: Департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области, Департамент строительного комплекса Тверской области, МО "Сонковский район", МО "Сонковский район" в лице финансового отдела Администрации Сонковского района
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8715/18
21.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7898/11
31.05.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3302/13
12.03.2013 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-10440/10
01.02.2013 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-10440/10
02.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13877/12
25.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13877/12
15.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13877/12
12.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7898/11
02.08.2012 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-10440/10
20.04.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1099/12
12.01.2012 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-10440/10
12.01.2012 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-10440/10
22.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7898/11
30.06.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3574/11
25.04.2011 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-10440/10