Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Гафиатуллиной Т.С., Грачевой И.Л.,
при участии от Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Елистратовой И.В. (доверенность от 06.09.2012),
рассмотрев 13.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жасмин" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2012 (судья Ракчеева М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Серикова И.А.) по делу N А56-1823/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жасмин", место нахождения, Ленинградская обл., г. Выборг, Крепостная ул., д. 41, ОГРН 1064704030115 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 03.08.2011 N 11-2323/11-0-4 отказа Ленинградского областного комитета по управлению государственными имуществом, место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Блохина, д. 8, лит. А, ОГРН 1037843029498 (далее - Леноблкомимущество), в принятии решения о включении в границы города Приморска Выборгского района Ленинградской области следующих земельных участков:
- земельного участка общей площадью 12 073 100 кв.м с кадастровым номером 47:01:04-01-007:0030, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, кв. 136 (части выд. 31, 37, 38, 45, 46), кв. 137 (выд. 28, 29, 37 - 40, части выд. 3, 4, 10, 23 - 27, 30, 31, 36, 41), кв. 138 (части выд. 55, 57), кв. 139 (выд. 8, 9, 13 - 15, 20, 21, 27 - 29, 32 - 46, части выд. 5 - 7, 12, 17 - 19, 23 - 25, 30, 31), кв. 140 (выд. 1 - 8, 9 (ч), 10 - 47), кв. 141 (выд. 30, 32, 38, 40, 41, части выд. 26 - 29, 31, 34, 35, 37, 39), кв. 142 (выд. 12, 15,16, 20 - 27, части выд. 5, 6, 10, 11, 13, 14, 18, 19), кв. 143 (выд. 1 - 31), кв. 144 (выд. 1 - 33), кв. 145 (выд. 7, 8, 10 - 13, 16 - 19, 22 - 27, части выд. 1 - 4, 9, 14, 15, 20, 21, 28, 32, 33), кв. 146 (выд. 1 - 48, 50 - 58, 61, части выд. 49, 59, 60, 62), кв. 147 (выд. 1, 2, 4 - 6, 9 - 13, 16 - 21, 26 - 29, 31, 32, части выд. 3, 7, 14, 22, 30, 35, 36, 38, 41, 43, 47, 62), кв. 149 (выд. 1 - 45, 47, 51, 52, части выд. 46, 48 - 50), кв. 150 (выд. 1 - 26), кв. 151 (выд. 1 - 48), кв. 152 (выд. 1 - 44, 49 - 70, 72 - 80, части выд. 45 - 48, 71), кв. 153 (выд. 1 - 7, 10, 11, 15 - 19, 21, 30, 31, 38, 39, 68, части выд. 8, 12 - 14, 22 - 25, 35, 45 - 47, 61, 66, 70);
- земельного участка общей площадью 66 100 кв.м с кадастровым номером 47:01:04-01-007:0031, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, кв. 148 (выд. 5 - 7, части выд. 4, 8);
- земельного участка общей площадью 120 400 кв.м с кадастровым номером 47:01:04-01-007:0032, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, кв. 148 (выд. 27, 28, части выд. 1, 3, 17 - 20, 29, 30, 36);
- земельного участка общей площадью 31 121 кв.м с кадастровым номером 47:01:04-01-007:0033, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, кв. 148 (часть выделов 12, 14 - 16);
- земельного участка общей площадью 106 855 кв.м с кадастровым номером 47:01:04-01-007:0034, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, кв. 155 (выделы 3 - 7, часть выделов 2, 8 - 11);
- земельного участка общей площадью 204 228 кв.м с кадастровым номером 47:01:04-01-007:0035, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, кв. 155 (выделы 12, 13, 16, 17, 20, 61, 63, 64, часть выделов 11, 14, 15, 18, 36 - 38, 62);
- земельного участка общей площадью 15 644 кв.м с кадастровым номером 47:01:04-01-007:0036, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, кв. 155 (выделы 18 (часть), 19 (часть);
- земельного участка общей площадью 43 466 кв.м с кадастровым номером 47:01:04-01-007:0037, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, кв. 155 (выделы 65, 66, 67 (часть).
Также Общество просило арбитражный суд обязать Леноблкомимущество подготовить проект распоряжения правительства Ленинградской области о включении в границы города Приморска указанных земельных участков из категории земель лесного фонда под строительство комплекса заводов по глубокой переработке нефти и производству продуктов нефтехимии и внести указанный проект в правительство Ленинградской области.
Определением от 23.01.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Приморское городское поселение" (далее - администрация города Приморска), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - ТУ ФАУГИ ЛО); администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - администрация Выборгского района).
Решением от 22.03.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.07.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Леноблкомимущества возразил против удовлетворения жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в администрацию города Приморска с заявлением от 15.10.2009 о включении названных земельных участков в границу города Приморска и об установлении вида разрешенного использования земельных участков "промышленная зона под строительство комплекса заводов по глубокой переработке нефти и производству продуктов нефтехимии".
В письме от 30.12.2009 N СЕ-05/1211, направленном в адрес Леноблкомимущества, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Департамент) сообщил об отказе в согласовании материалов по включению земельных участков в границы населенного пункта.
Письмом от 11.02.2010 N 11-185/10 Леноблкомимущество сообщило о подготовке проекта распоряжения правительства Ленинградской области об отказе в принятии решения о включении в границы города Приморска вышеуказанных земельных участков.
В связи с этим Общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента от 30.12.2009 N СЕ-05/1211 в согласовании заявления Общества о включении в границы населенного пункта города Приморска земельных участков лесного фонда, а также о признании незаконными действий Леноблкомимущества по подготовке проекта распоряжения об отказе в принятии решения о включении земельных участков в границы населенного пункта города Приморска; обязании Леноблкомимущества подготовить проект распоряжения правительства Ленинградской области о включении земельных участков в границы населенного пункта города Приморска; обязании правительства Ленинградской области принять решение о включении в границы населенного пункта города Приморска земельных участков под строительство комплекса заводов по глубокой переработке нефти и производству продуктов нефтехимии. Делу присвоен номер А56-22898/2010.
Решением от 30.07.2010 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 17.11.2010 решение от 30.07.2010 изменено; признаны незаконным отказ Департамента в согласовании заявления Общества о включении в границы населенного пункта города Приморска земельных участков из земель лесного фонда и действия Леноблкомимущества по подготовке проекта распоряжения правительства Ленинградской области об отказе в принятии решения о включении в границы города Приморска земельных участков из земель лесного фонда; на Леноблкомимущество возложена обязанность подготовить проект распоряжения правительства Ленинградской области о включении в границы города Приморска земельных участков из земель лесного фонда. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.03.2011 постановление апелляционного суда от 17.11.2010 отменено в части признания незаконными действий Леноблкомимущества по подготовке проекта распоряжения правительства Ленинградской области об отказе в принятии решения о включении в границы города Приморска земельных участков из земель лесного фонда и обязания Леноблкомимущества подготовить проект распоряжения правительства Ленинградской области о включении земельных участков в границы города Приморска. В данной части в удовлетворении заявления отказано. В остальной части постановление от 17.11.2010 оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.11.2011 N 7345/11 постановление апелляционного суда от 17.11.2010 и постановление кассационной инстанции от 03.03.2011 отменены. Решение от 30.07.2010 оставлено без изменения.
В период после принятия постановления кассационного суда от 03.03.2011 по делу N А56-22898/2010 и до пересмотра судебных актов Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации администрация Выборгского района письмом от 25.03.2011 N 818 направила заявление Общества от 15.10.2009 в Леноблкомимущество.
Леноблкомимущество повторно обратилось в Департамент для решения вопроса о включении земельных участков в границы города Приморска (письмо от 25.04.2011 N 11-2323/11-0-0).
Письмом от 04.05.2011 N АК-04/670 Департамент сообщил, что полномочия по согласованию материалов по включению земельных участков в границы населенных пунктов, установлению или изменению вида разрешенного использования земельных участков из земель лесного фонда в настоящее время осуществляет Рослесхоз.
Письмом от 13.05.2011 N 11-2323/11-0-2 Леноблкомимущество обратилось в Рослесхоз для согласования документов о включении земельных участков в границы населенного пункта с изменением вида разрешенного использования.
Письмом от 14.06.2011 N ЮД-11-27/5355 Рослесхоз сообщил об отказе согласовать материалы по включению земельного участка в границы города Приморска, поскольку заявителем не устранены замечания, изложенные в письме Рослесхоза от 14.04.2010.
Письмом от 03.08.2011 Леноблкомимущество сообщило администрации Выборгского района и администрации города Приморска об отказе в принятии решения о включении земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, в границы города Приморска.
Считая, что отказ Леноблкомимущества оформлен за пределами установленного законом срока, Общество обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Леноблкомимущества, выразившегося в нерассмотрении в установленный срок заявления Общества от 15.10.2009 и прилагаемых материалов о включении земельных участков в границы города Приморска Выборгского района Ленинградской области, а также в неподготовке в установленный срок соответствующего проекта распоряжения правительства Ленинградской области; об обязании Леноблкомимущества подготовить проект распоряжения правительства Ленинградской области о включении в границы города Приморска земельных участков из категории земель лесного фонда под строительство комплекса заводов по глубокой переработке нефти и производству продуктов нефтехимии и внести указанный проект в правительство Ленинградской области. Делу присвоен номер А56-40630/2011.
Решением от 07.12.2011 по данному делу, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.02.2012 и постановлением кассационной инстанции от 09.07.2012, в удовлетворении заявления отказано.
На основании изложенного Общество, также ссылаясь на нарушение Леноблкомимуществом установленного законом срока для принятия решения по вопросу включения земельного участка в границы города Приморска, обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ).
В соответствии со статьей 4.1 Закона N 191-ФЗ мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и прилагаемые к нему документы подаются заинтересованным лицом в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района.
Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 названной статьи заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение о результатах публичных слушаний, заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по истечении тридцати дней с даты поступления указанных в части 13 названной статьи документов принимает решение о включении земельного участка в границы населенного пункта или отказывает в принятии решения.
Поскольку постановлением по делу N А56-22898/2010 кассационный суд признал незаконным отказ Департамента, Леноблкомимущество повторно направило в Департамент, а в последующем в Рослесхоз заявление Общества с приложением материалов для согласования перевода земельных участков из земель лесного фонда в иную категорию.
Письмо Рослесхоза от 14.06.2011 N ЮД-11-27/5355 поступило в Леноблкомимущество 06.07.2011. Только после этого Леноблкомимущество письмом от 03.08.2011 N 11-2323/11-0-4 сообщило об отказе в принятии решения о включении земельных участков в границы города Приморска. Как правильно установили суды первой и апелляционной инстанций, у Леноблкомимущества отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления Общества до получения ответа из уполномоченного органа - Рослесхоза.
Законность и обоснованность отказа Леноблкомимущества и Департамента во включении земельных участков в границы земель населенного пункта и переводе их в другую категорию после первоначального рассмотрения указанного вопроса проверялись Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при принятии постановления от 08.11.2011 N 7345/11.
Отказ Рослесхоза согласовать заявление Общества не оспорен в установленном законом порядке.
Доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не представлены.
Учитывая, что повторное рассмотрение заявления было обусловлено признанием кассационного суда незаконным отказа Департамента, дополнительная мотивация включения земельных участков в границы города Приморска Обществом не представлялась, суды обоснованно признали выраженный в письме от 03.08.2011 N 11-2323/11-0-4 отказ Леноблкомимущества законным и оставили заявленные требования без удовлетворения.
Довод жалобы о нарушении Леноблкомимуществом установленного законом срока уже рассматривался судами при принятии обжалуемых судебных актов, а также в рамках дела N А56-40630/2011 и поэтому подлежит отклонению.
По правилам части 17 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ в случае непоступления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации от предусмотренных частью 14 названной статьи органов информации в письменной форме о согласовании заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка в установленный срок заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка считается согласованным с указанными органами.
Ввиду наличия полученного ранее отказа Департамента (признанного впоследствии законным) Леноблкомимущество было не вправе самостоятельно принимать решение по спорному вопросу.
Кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 по делу N А56-1823/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жасмин" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.