Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 17.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу отдела надзорной деятельности города Новодвинска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.06.2012 (судья Ипаев С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2012 (судьи Чельцова Н.С., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.) по делу N А05-3401/2012,
установил:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 14 "Родничок" общеразвивающего вида", место нахождения: 164900, Архангельская обл., г. Новодвинск, ул. Советов, д. 33, ОГРН 1022901005049 (далее - МДОУ "Детский сад N 14", Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания отдела надзорной деятельности города Новодвинска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - Отдел) от 10.02.2012 N 1/3/1-13 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Решением от 01.06.2012 суд удовлетворил заявление Учреждения и обязал Отдел устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения. Кроме того, суд взыскал с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - Управление) в пользу Учреждения 2000 руб. расходов по государственной пошлине.
Постановлением от 17.08.2012 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Отдел, ссылаясь на неправильное применение норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. Податель жалобы считает, что Учреждение является объектом надзора в области гражданской обороны и обязано выполнять предъявляемые надзорным органом требования.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в период с 16.01.2012 по 10.02.2012 сотрудниками Отдела на основании распоряжения начальника Отдела от 10.01.2012 N 3 проведена плановая выездная проверка соблюдения МДОУ "Детский сад N 14" требований в области гражданской обороны и принятия мер по ее результатам.
В ходе проверки установлено и в акте от 10.02.2012 N 3/3/1-13 зафиксировано совершение Учреждением следующих нарушений:
1) не осуществлено обучение руководителя и лица, уполномоченного на решение задач учреждения в области гражданской обороны, работники не обучены способам защиты от опасностей, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне), пункты 4 и 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" (далее - Положение N 841);
2) не назначено в установленном порядке должностное лицо, в обязанности которого входит: учет средств радиационной и химической защиты (далее - СИЗ), содержание помещения СИЗ, обеспечение СИЗ и готовности к их применению (пункт 1.4 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285 (далее - Положение N 285);
3) не создана учебно-материальная база по осуществлению обучения работников организаций в области гражданской обороны, система оповещения работников об опасностях, возникающих при проведении военных действий (подпункт "в" пункта 5 Положения N 841, Положение о подготовке населения Архангельской области в сфере гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 22.12.2006 N 55-па (далее - Положение N 55-па), пункт 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804);
4) не создана система оповещения работников об опасностях, возникающих при ведении военных действий (пункт 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне, пункт 8 Положения N 804, пункты 16 и 16.2 Положения об организации и ведении ГО в ИО и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение N 687);
5) не созданы в целях гражданской обороны объектовые запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (статья 9 Закона о гражданской обороне, пункты 2-6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 (далее - Положение N 379), Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории Архангельской области, утвержденное постановлением главы администрации Архангельской области от 23.07.2007 N 49 (далее - Положение N 49);
6) не определены номенклатура и объемы запасов ГО, не определены места хранения запасов ГО, пункты и порядок выдачи запасов ГО (статья 9 Закона о гражданской обороне, пункты 2-6 Положения N 379, Положение N 49);
7) работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты (статьи 2 и 9 Закона о гражданской обороне, пункты 2, 4 и 6 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение N 993);
8) работники организации не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты (статья 9 Закона о гражданской обороне, пункт 9 Положения N 993), пункты 2-6 Положения N 379);
9) не разработаны и не согласованы с органами местного самоуправления планы размещения работников и членов их семей в загородной зоне, не получены ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений) (пункт 16.3 Положение N 687);
10) не создана группа по повышению устойчивости функционирования (далее - ПУФ) организации в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) мирного и военного времени (статья 9 Закона о гражданской обороне, пункты 6 и 7 Положения об организации проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Архангельской области в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 27.08.2007 N 156-па (далее - Положение N 156-па), пункт 16.3 Положение N 687);
11) не разработано и не утверждено в установленном порядке положение о группе по ПУФ (статья 9 Закона о гражданской обороне, пункт 10 Положения N 156-па);
12) не проводятся исследования по устойчивости функционирования зданий группой по ПУФ (Закон о гражданской обороне, пункт 10 Положения N 156-па);
13) не разработан план мероприятий по повышению устойчивого функционирования организации, эксплуатируемых учреждением, в условиях ЧС военного времени (Закон о гражданской обороне, пункт 11 Положения N 156-па, пункт 16.3 Положение N 687).
Сотрудником Отдела в отношении МДОУ "Детский сад N 14" вынесено предписание от 10.02.2012 N 1/3/1-13, которым Учреждению предложено в срок до 01.11.2012 устранить выявленные нарушения.
МДОУ "Детский сад N 14" оспорило предписание от 10.02.2012 N 1/3/1-13 в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Учреждения и обязали Отдел устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения. Кроме того, суд взыскал с Управления в пользу Учреждения 2000 руб. расходов по государственной пошлине.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и заявленные в жалобе доводы, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305 (далее - Положение N 305), государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
Согласно пункту 4 Положения N 305 органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
В силу пункта 6 Положения N 305 должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:
а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;
г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;
д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.
Таким образом, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, а следовательно, и территориальные органы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области вправе в пределах своих полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и организациями.
Приказом МЧС России от 09.08.2010 N 381 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (действовавший в период рассматриваемых правоотношений) (далее - Административный регламент N 381).
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента N 381 объектами надзора являются федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
Согласно пункту 5 Административного регламента N 381 предметом проверки в области гражданской обороны является соблюдение на объектах надзора специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, административный орган вправе проводить проверочные мероприятия в отношении организаций, указанных в Административном регламенте N 381. В то же время проверяемые организации обязаны исполнять требования действующего законодательства, положения которого на них распространяется.
Суды правомерно исходили из того, что в данном случае в материалах дела не усматривается, что у Учреждения имеются (в том числе на балансе) объекты и имущество гражданской обороны. Учреждение не подпадает под перечень объектов, указанных в пункте 4 названного Административного регламента, а деятельность, осуществляемая Учреждением, не соприкасается с объектами, имеющими отношение к категории опасных производственных объектов, перечень которых указан в приложении N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
При этом сам по себе факт нахождения Учреждения в городе Новодвинске, отнесенном ко второй группе по гражданской обороне, не является обстоятельством, в связи с которым на Учреждение могут быть возложены обязанности по решению задач в области гражданской обороны.
МДОУ "Детский сад N 14" представило в суд справку администрации муниципального образования "Город Новодвинск" от 23.04.2012 о том, что в Учреждении мобилизационного задания на военное время не размещено и оно не привлекается к выполнению иных мобилизационных работ, выполняемых по кооперации с другими организациями города, не участвует в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, не является организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.
Как правильно указали суды, доказательств того, что МДОУ "Детский сад N 14" относится к объектам надзора, указанным в пункте 4 Административного регламента N 381, Отделом в материалы дела не представлено.
Кроме того, приказом МЧС России от 09.08.2010 N 382 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (действовавший в период рассматриваемых правоотношений) (далее - Административный регламент N 382).
Согласно пункту 4 Административного регламента N 382 объектами надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, имеющие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), а также объекты, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу подпункта "г" пункта 5 Административного регламента N 382 предметом проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является для организаций, расположенных в непосредственной близости к потенциально опасным объектам (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) и попадающих в зоны возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера и катастрофического затопления, является выполнение обязанностей и требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
То обстоятельство, что Учреждение попадает в возможную зону химического заражения в случае аварии на химическом предприятии (открытое акционерное общество "Архангельский ЦБК"), само по себе не свидетельствует о наличии у него обязанностей, предусмотренных законодательством для специально уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организаций, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к следующим выводам по существу вменяемых Учреждению правонарушений.
По пунктам 1 и 3 предписания суды правомерно установили следующее.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 841, пунктом 7 Положения N 55-па основными мероприятиями, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обучением населения в области гражданской обороны, являются: создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы подготовки работников организаций в области гражданской обороны.
Подпункт "в" пункта 5 Положения N 841 определяет обязанности органов местного самоуправления, к которым Учреждение не относится. Также и Положение N 55-па не содержит требований о создании организациями учебно-материальной базы по осуществлению обучения работников организации в области гражданской обороны.
Согласно пункту 16 Положения N 687 организации планируют и осуществляют мероприятия по обучению, созданию учебной материально-технической базы только в целях решения задач в области гражданской обороны, необходимость осуществления которых именно учреждением административный орган не обосновал.
Положением N 804 не установлены требования к созданию учебно-материальной базы.
Суды правомерно отметили, что Административным органом при проведении проверки не выяснялось, есть ли у МДОУ "Детский сад N 14" учебно-материальная база: выдаются ли работникам памятки по гражданской обороне для ознакомления, имеется ли возможность ознакомления с нормативными правовыми актами в области гражданской обороны, имеются ли компьютеры для просмотра соответствующих учебных дисков. Доказательств обратного Отделом не представлено.
Таким образом, Отдел неправомерно указал на нарушение Учреждением требований названных нормативных документов.
Относительно пункта 2 предписания суды правомерно исходили из следующего.
Пунктом 1.4 Правил N 285 определено, что в организациях, использующих и накапливающих средства радиационной и химической защиты, назначаются в установленном порядке должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.
Согласно пункту 4 Положения N 993 обеспечение населения СИЗ осуществляется органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений. СИЗ в запасах (резервах) органов местного самоуправления и организаций должны храниться на складах этих органов (организаций) и (или) организаций, находящихся в их ведении.
Поскольку МДОУ "Детский сад N 14" является муниципальным учреждением и обязанность по обеспечению СИЗ учреждения возложена на органы местного самоуправления муниципального образования "Город Новодвинск", учреждению от органов местного самоуправления на хранение СИЗ не передавались, оно не использует и не накапливает их, следовательно, требования Правил N 285 в силу пункта 1.2 на него не распространяются. Отделом не представлено доказательств обратного.
Суды правомерно отклонили пункт 4 предписания, поскольку положениями пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункта 8 Положения N 804, пункты 16 и 16.2 Положения N 687 установлена обязанность организаций по созданию систем оповещения работников об обязанностях, возникающих при ведении военных действий, однако требований к созданию систем оповещения (ее состав, критерии создания) в них отсутствуют.
Как установлено выше, МДОУ "Детский сад N 14" не является уполномоченной организацией, входящей в единую систему гражданской обороны, организацией, осуществляющей свою деятельность в военное время, организацией, обязанной создавать систему оповещения работников об опасностях, возникающих при ведении военных действий. Кроме того, как указано Учреждением, фактически такая система оповещения создана. Оповещение работников МДОУ "Детский сад N 14" осуществляется централизованно через местную систему оповещения (на муниципальном уровне) и локальную систему оповещения (потенциально опасный объект - ОАО "Архангельский ЦБК") на основании Положения об обеспечении оповещения и информирования населения муниципального образования "Город Новодвинск" об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением главы муниципального образования "Город Новодвинск" от 01.09.2008 N 993. Для этих целей в Учреждении имеются телефоны проводной связи, телевизоры, радиоточки и т.д. Отдел доказательства отсутствия в Учреждении надлежащей системы оповещения суду не представил.
Относительно пунктов 5 и 6 предписания суды правомерно отметили следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 3 Положения N 379 предусмотрено, что запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб. Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения. Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
В силу пункта 4 Положения N 379 номенклатура и объемы запасов для обеспечения соединений и воинских частей войск гражданской обороны определяются исходя из табелей их оснащения.
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пункту 6 Положения N 379 определение номенклатуры и объемов запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб возложено на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации.
При этом с учетом подпункта "а" пункта 7 Положения N 379 под организациями понимаются организации, находящиеся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, о чем свидетельствует и пункт 4 названного выше Административного регламента.
Как правильно указали суды, доказательства того, что Учреждение относится к таким организациям, Отдел не представил.
При этом Положение N 379 предусматривает следующее предназначение запасов: для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований МЧС, аварийно-спасательных формирований и служб в случае возникновения военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
С учетом содержания названной нормы на МДОУ "Детский сад N 14" не может быть возложена обязанность по созданию запасов в указанных целях.
Кроме того, номенклатура и объемы запасов определяются с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС России (пункт 4 Положения N 379).
Согласно Методическим рекомендациям по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденным Минэкономразвития России 17.03.2011 и МЧС России 31.01.2011, организационно-методическое руководство и контроль за организацией создания и хранения запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций осуществляется МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами МЧС России.
Однако предписание не содержит конкретных указаний, касающихся создания резервов финансовых и материальных ресурсов в целях гражданской обороны применительно к Учреждению. В связи с этим предписание в рассматриваемой части не может быть признано соответствующим закону и по указанному основанию.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что ссылка административного органа в пунктах 5 и 6 оспариваемого предписания на нарушение Учреждением требований Положения N 49 апелляционный суд является необоснованной, так как в соответствии с указом Губернатора Архангельской области от 14.09.2011 N 137-у это Положение признано утратившим силу.
Суды правомерно отклонили пункты 7 и 8 предписания.
В силу пункта 8 Положения N 993 накопление средств индивидуальной защиты осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 Положения N 993.
Согласно пункту 7 Положения N 993 обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного, химического и биологического загрязнения при авариях на опасных объектах.
Как правильно указали суды доказательства нахождения Учреждения на территории в пределах зон возможного загрязнения при авариях на опасных объектах отсутствуют.
Отдел посчитал, что Учреждение обязано обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, так как город Новодвинск отнесен к группе по гражданской обороне.
В силу пункта 6 Положения N 993 население, проживающее на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, подлежит обеспечению СИЗ в военное время. Однако Отдел не привел доказательства, подтверждающие необходимость функционирования Учреждения в военное время.
Как следует из названной выше справки администрации муниципального образования "Город Новодвинск", МДОУ "Детский сад N 14" мобилизационного задания не имеет и не привлекается к выполнению иных мобилизационных работ, не участвует в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, не является организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.
Кроме того, из содержания пункта 4 Положения N 993 следует, что обеспечение средствами индивидуальной защиты осуществляется органами местного самоуправления в отношении работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и Учреждений.
Согласно уставу Учреждения оно является муниципальным образовательным учреждением, его учредитель - муниципальное образование "Город Новодвинск" в лице администрации муниципального образования "Город Новодвинск".
Таким образом, как правильно указали суды, в оспариваемом предписании на Учреждение необоснованно возложена обязанность обеспечить его работников средствами индивидуальной защиты, в том числе медицинскими.
По пункту 9 предписания суды правомерно отметили следующее.
Согласно пунктам 16 и 16.3 Положения N 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны в числе прочих мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляют разработку согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
Положением об организации и ведении гражданской обороны в Архангельской области, утвержденным постановлением главы администрации Архангельской области от 02.10.2008 N 61 (далее - Положение N 61), установлено, что требования этого Положения в пределах устанавливаемых полномочий распространяются: на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие деятельность на территории Архангельской области; на вспомогательные органы по проведению мероприятий гражданской обороны, создаваемые решением Губернатора Архангельской области, в том числе на эвакуационную комиссию Архангельской области и комиссию по поддержанию устойчивости функционирования объектов жизнеобеспечения Архангельской области; на исполнительные органы государственной власти Архангельской области, уполномоченные решением Губернатора Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (исполнительные органы государственной власти Архангельской области); на организации различных форм собственности, уполномоченные решением правительства Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (по согласованию); на организации различных форм собственности, привлекаемые на договорной основе правительством Архангельской области для выполнения работ (поставок товаров и (или) предоставления услуг), в целях обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны на территории Архангельской области.
Исполнительные органы государственной власти Архангельской области, органы местного самоуправления в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями, а также организации в целях решения задач по гражданской обороне в числе прочих мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляют организацию планирования, подготовки и проведения эвакуации; подготовку районов размещения эвакуируемого населения, мест хранения материальных и культурных ценностей (пункт 31 Положения N 61).
Суды правомерно исходили из того, что учреждение не относится к исполнительным органам государственной власти Архангельской области и к органам местного самоуправления, а также к организациям, наделенным полномочиями в целях решения задач по гражданской обороне, поэтому на него необоснованно возложена обязанность по разработке и согласованию с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, а также по получению ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
Относительно пунктов 10, 11, 12 и 13 предписания суды правомерно отметили следующее.
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ в том числе определено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
Вместе с тем данной статьей конкретно не определен перечень мероприятий, на которые указано Отделом в пунктах 10 - 13 предписания.
Нормы Положения N 156-па, как следует из его содержания, распространяются на объекты экономики, к числу которых не отнесены дошкольные образовательные учреждения.
Учитывая статус МДОУ "Детский сад N 14", которое является дошкольным образовательным учреждением и не отнесено к организациям, обеспечивающим жизнедеятельность населения, и к объектам экономики, а также отсутствие доказательств того, что оно входит в единую государственную систему гражданской обороны, из вышеприведенных нормативных правовых актов нельзя сделать вывод, что учреждение является обязанным исполнять требования, содержащиеся в указанных пунктах предписания.
При таких обстоятельствах суды правомерно отметили, что предписание не может быть признано соответствующим тем нормам, ссылки на которые в нем приведены.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в части пунктов предписания нарушения выражены абстрактными формулировками, носят обобщенный характер, в них отсутствуют указания на конкретные мероприятия, которые Учреждение должно осуществить для его выполнения, что делает невозможным надлежащее исполнение предписания. В апелляционной жалобе административным органом не приведено никаких доводов по выявленным фактам нарушений, отраженных в предписании, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что предписание Отдела от 10.02.2012 N 1/3/1-13 подлежит признанию недействительным.
Податель жалобы считает, что суды неправомерно взыскали с Управления расходы по уплате государственной пошлины, поскольку оно является государственным органом.
Статьей 105 АПК РФ предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В данном случае спор вытекает из полномочий государственного органа, направленных на защиту публичных интересов.
Следовательно, Управление по настоящему делу как государственный орган освобождено от уплаты госпошлины.
Между тем в данном случае с Управления взыскана не государственная пошлина, а судебные расходы по уплате государственной пошлины, которые понесло Учреждение при обращении в арбитражный суд.
По смыслу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ и в силу пункта 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции информационного письма от 11.05.2010 N 139) государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины, а не судебных расходов.
Если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, расходы по государственной пошлине правомерно отнесены судом первой инстанции на административный орган в порядке статьи 110 АПК РФ.
В связи с указанными обстоятельствами кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции не подлежат отмене.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.06.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2012 по делу N А05-3401/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу отдела надзорной деятельности города Новодвинска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.