05 августа 2013 г. |
Дело N А26-172/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Самсоновой Л.А., судей Блиновой Л.В., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АГРОВОДСНАБ" Мяхрушина И.А. (доверенность от 20.12.2011), от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Григорович Ю.И. (доверенность от 18.03.2013 N 1-251),
рассмотрев 29.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроводснаб" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.12.2012 (судья Лазарев А.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 (судьи Полубехина Н.С., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А26-172/2012,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, ОГРН 1071001000828, место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "АГРОВОДСНАБ", ОГРН 1021001116366, место нахождения: Республика Карелия, Прионежский район, поселок Мелиоративный, улица Лесная, дом 2, (далее - Общество) 105 341 руб. 51 коп. неустойки.
Решением от 11.03.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012, требования Министерства удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.10.2012 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции Министерство на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявило об уменьшении исковых требований до 34 364 руб. 92 коп. в связи с добровольной уплатой Обществом взыскиваемой неустойки на сумму 70 976 руб. 59 коп.
Решением от 27.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.04.2013, Общества в пользу Министерства взыскано 34 364 руб. 92 коп. неустойки.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать Министерству в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, в расчете Министерства ошибочно применены Указания по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1983 N 130 (далее - Указания), поскольку они не подлежат применению к спорным правоотношениям сторон.
Министерство представило отзыв на жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Министерства возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель), правопреемником которого является Министерство, и Обществом (арендатор) заключены договоры аренды лесного участка от 15.01.2010 N 70-з и 71-з, в соответствии с которыми Обществу на условиях аренды предоставлены лесные участки площадью 981 га и 21614 га соответственно, являющиеся частями земельного участка с кадастровым номером 10:00:00 00 00:039 и 10:00:00 00 00:039, расположенного в Кондопожском и Онежском кадастровых районах. Договоры аренды зарегистрированы в установленном порядке.
Срок действия договора N 71-з установлен с момента его государственной регистрации до 11.11.2024; срок действия договора N 70-з установлен до 14.02.2027 (подпункт 7.1 договоров).
Согласно условиям договоров (пункт 1.4) лесные участки переданы Обществу для использования в целях заготовки древесины.
В соответствии с подпунктами 3.1, 3.4 договоров пользование лесным участком осуществляется на основании лесной декларации и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, действующими нормативно-техническими документами, утвержденными органами государственной власти в области лесных отношений.
В силу подпунктов 4.4.2 соответствующих договоров Общество обязано не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Пунктом 5.4 договоров установлены основания и размеры неустоек за указанные нарушения.
В соответствии с условиями договоров Общество подало лесные декларации от 10.07.2009, от 26.10.2009, от 09.11.2009, от 13.11.2009, от 15.12.2009, от 12.01.2010, от 15.06.2010 об использовании лесов для заготовки древесины на территории Кондопожского центрального лесничества.
По окончании срока заготовки древесины по указанным декларациям представителями Министерства - должностными лицами Государственного учреждения Республики Карелия "Кондопожское центральное лесничество" без участия представителей надлежащим образом уведомленного лесопользователя проведено освидетельствование мест рубок в Сандальском и Лижемском участковых лесничествах, в ходе которого выявлены нарушения лесохозяйственных требований, предъявляемых к осуществлению использования лесов в виде оставления недорубов и не вывезенной в установленный срок древесины.
По результатам приемки лесосек составлены акты приемки лесосек (освидетельствования мест рубок) от 30.05.2011, 31.05.2011, 03.06.2011, 09.06.2011, 10.06.2011.
Министерство, ссылаясь на подпункты "г" и "д" пункта 5.4 договоров и на основании актов приемки лесосек начислило Обществу неустойку в размере 105 341 руб. 51 коп., направив в адрес ответчика претензию от 02.11.2011 N 1799 с предложением уплатить неустойку в добровольном порядке.
Общество добровольно уплату неустойки не произвело, в связи с чем Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из доказанности Министерством правонарушений, допущенных Обществом и зафиксированных в актах приемки лесосек. Суды также признали правильным расчет неустойки.
Кассационная инстанция считает выводы судов правильными и обоснованными.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Пунктом 7 Правил заготовки древесины, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184, действовавшими в спорный период (далее - Правила), предусмотрено, что рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеки, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железнодорожных и автомобильных дорог, к местам для переработки, установкам и приспособлениям, а также к складам, расположенным около лесных дорог.
Как установлено пунктом 8 Правил при заготовке древесины запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки).
По правилам подпункта "г" пункта 5.4 вышеуказанных договоров арендатор выплачивает арендодателю неустойку за оставление недорубов (за исключением компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10% от площади лесосеки): в виде компактных участков леса - в размере 1-кратной стоимости оставленной в недорубах древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов; в виде куртин и отдельных деревьев или расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках - в размере 2-кратной стоимости оставленной на корню древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
Согласно подпункту "д" пункта 5.4 договоров за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ при расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения и установки, а также аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более 1 месяца арендатор выплачивает арендодателю неустойку в размере 3-кратной стоимости не вывезенной в срок или оставленной аварийной древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам переработки, установкам и приспособлениям, к складам, расположенным около лесных дорог и иным пунктам временного хранения, оформленным в установленном порядке.
Как установлено судами на основании материалов дела, Общество ненадлежащим образом исполнило свои обязанности, установленные договором, и нарушило установленные законодательством правила пользования лесами.
Согласование сторонами в договоре условия о применении мер ответственности в случае нарушения стороной договорных обязательств соответствует требованиям статей 330, 421 и 422 ГК РФ.
Таким образом, предъявление неустойки ответчику за ненадлежащее исполнение условий договора правомерно.
Вместе с тем, порядок определения объемов лесонарушений для расчета неустойки названными договорами не установлен.
В силу пункта 5.5 договоров N 70-з, N 71-з неустойки, взыскиваемые за нарушения лесохозяйственных требований, исчисляются исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, взятых по первому разряду такс, без применения норм их снижения. При этом применяется ставка платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных за деловую древесину средней категории крупности.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13.12.2011 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов" ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации, применяются в 2011 году с коэффициентом 1,30.
Приемка лесосек осуществлена в соответствии с Указаниями по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных приказом Гослехоза СССР от 01.11.1983 N 130 (далее - Указания).
Данные Указания подлежат применению в силу статьи 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой нормативно-правовые акты, регулирующие лесные отношения, до приведения их в соответствие с Лесным кодексом применяются постольку, поскольку они не противоречат новому Кодексу.
Указания являются нормативно-правовым актом, регулирующим лесные отношения, не утратили силу и не противоречат действующему лесному законодательству, в связи с чем подлежат применению в силу пункта 3.1 вышеназванных договоров.
Суды указали, что вышеуказанными договорами аренды не предусмотрен какой-либо специальный порядок сдачи делянок и метод определения объема лесонарушений, а стороны при заключении договоров не установили, что Указания не подлежат применению.
Как установлено судами, о дате и времени освидетельствования арендатор извещался надлежащим образом. Акты приемки лесосек (освидетельствования мест рубок) составлены в соответствии с пунктом 10 Указаний. Возражения по актам освидетельствования, фактам и объемам нарушений Общество не заявляло. Правом на контрольное освидетельствование Общество не воспользовалось.
Расчет размера договорной неустойки, произведенный истцом, проверен судами и признан обоснованным.
Суды не согласились с расчетом ответчика, указав на его ошибочность в силу неправильного толкования положений договора и норм лесного законодательства.
Оценив представленный ответчиком расчет, суды пришли к выводу о том, что он основан на неверно определенных исходных данных о размере допущенных нарушений.
Кассационная инстанция не усматривает оснований не согласиться с данным выводом судов.
Как установлено пунктом 18 Указаний освидетельствованию подлежат все лесосеки (делянки), отведенные для рубки.
Пунктом 19 Указаний установлено, что при освидетельствовании мест рубок устанавливаются полнота и правильность разработки лесосек, соответствие технологии разработки лесосек (ширина пасек и волоков, размещение погрузочных площадок, складов и других вспомогательных объектов, соблюдение лесоводственных требований) технологической карте и правилам рубок леса.
Из приведенного следует, что контролю качества разработки лесосеки подлежит вся площадь отведенного в рубку участка, а не его часть (пробная площадь).
Состояние мест рубок, характер и объемы нарушений определяются методами перечислительной таксации: на лесосеках площадью до 3 га - сплошным пересчетом на всей площади, а на лесосеках площадью свыше 3 га - на ленточных пробных площадях (пункт 22 Указаний).
Порядок применения метода перечислительной таксации на лесосеках площадью более 3 га определен пунктом 23 Указаний.
Как установлено судом на основании материалов дела, примененный истом при расчете договорной неустойки переводной коэффициент представляет собой отношение площади всей делянки к площади ленточной пробы и применяется для определения размера лесонарушения на делянках большой площади ввиду невозможности применения метода сплошного перечета.
Таким образом, требование Министерства о взыскании 34 364 руб. 92 коп. (после уточнения исковых требований) договорной неустойки основано на положениях статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, подтверждено расчетом, произведенным в соответствии с пунктом 5.4 договоров аренды лесного участка, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Судами по правилам статьи 71 АПК РФ оценены все представленные доказательства, на основании которых установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Выводы судов соответствуют материалам дела и установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права не нарушены.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.12.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по делу N А26-172/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АГРОВОДСНАБ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.