15 августа 2013 г. |
Дело N А13-10270/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Коробова К.Ю., Сосниной О.Г.,
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области Солодягина А.В. (доверенность от 01.01.2013), от общества с ограниченной ответственностью Инженерный центр "ПРО-безопасность" Нелюбиной Т.А. (доверенность от 12.08.2013), Ибрагимовой Г.А. (доверенность от 14.08.2013),
рассмотрев 14.08.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Инженерный центр "ПРО-безопасность" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2013 по делу N А13-10270/2012 (судьи Рогатенко Л.Н., Елагина О.К., Журавлев А.В.),
установил:
Департамент лесного комплекса Вологодской области, место нахождения: г. Вологда, ул. Герцена, д. 27, ОГРН 1053500056136 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Инженерный центр "ПРО-безопасность", место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Заставская, д. 23, лит. А, офис 306, ОГРН 1107847376900 (далее - Общество), об обязании представить извещение о приеме Министерством энергетики Российской Федерации (далее - Министерство) копии энергетического паспорта и о взыскании 41 386 руб. 66 коп. неустойки.
Департамент в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неоднократно уточнял исковые требования в части взыскания размера неустойки, окончательно просил взыскать 44 490 руб. 66 коп. неустойки за период с 29.02.2012 по 07.02.2013. Уточнение иска судом принято.
Решением от 20.02.2013 (судья Кургин А.Ф.) в иске отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2013 решение от 20.02.2013 отменено. На Общество во исполнение условий государственного контракта от 15.08.2011 N 02-02-12/193-2011 возложена обязанность представить Департаменту в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу извещение о приеме Министерством энергетики Российской Федерации копий технических паспортов. С Общества в пользу Департамента взыскано 44 490 руб. 66 коп. неустойки.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемое постановление от 08.05.2013, а решение от 20.02.2013 оставить в силе.
Податель жалобы указывает, что поскольку действующим законодательством Российской Федерации не установлен срок рассмотрения Министерством копий паспортов и принятия решения о направлении извещения о приеме паспортов, в связи с чем период принятия Министерством решения не включается в срок оказания услуг по спорному контракту.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, указывая, что по условиям контракта воля Департамента направлена на получение энергетического паспорта объекта недвижимости, согласованного с Министерством; о необходимости представления в установленный контрактом срок извещений о согласовании с Министерством энергетического паспорта Общество было уведомлено как при заключении контракта, так и при ознакомлении с конкурсной документацией.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Департамента с ними не согласился.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Департамент (заказчик) и Общество (исполнитель) 15.08.2011 заключили контракт N 02-02-12/193-2011, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательство оказать заказчику услуги по проведению энергетического обследования зданий, находящихся в областной собственности, на условиях технического задания конкурсной документации (приложение N 1 к контракту) и заявки Общества на участие в конкурсе (приложение N 2 к контракту).
Пунктом 2.1 определена цена контракта - 485 000 руб.
Согласно пункту 2.2 контракта его цена включает в себя все затраты на оказание услуг, в том числе расходы на согласование энергетического паспорта в саморегулируемой организации в области энергосбережения и в Министерстве. Оплата оказанных услуг осуществляется Департаментом безналичным путем в течение 10 банковских дней по факту надлежаще оказанных услуг Обществом на основании предоставления отчетной документации: акта оказанных услуг; счета-фактуры; согласованного в саморегулируемой организации в области энергосбережения энергетического паспорта потребителя энергоресурсов; извещения о приеме Министерством копии энергетического паспорта; отчета на основе проведенного энергетического обследования, согласованного с Департаментом топливно-энергетического комплекса области.
В соответствии с пунктом 5.1 контракта услуги являются оказанными в полном объеме при представлении Обществом Департаменту с сопроводительным письмо документов (отчетной документации): акта оказанных услуг; счета-фактуры; согласованного в саморегулируемой организации в области энергосбережения энергетического паспорта потребителя энергоресурсов; извещения о приеме Министерством копии энергетического паспорта; отчета на основе проведенного энергетического обследования, согласованного с Департаментом топливно-энергетического комплекса области.
В пункте 3.2 контракта стороны согласовали срок оказания услуг: с момента подписания контракта и до 10.12.2011.
Пунктом 3.10 контракта установлено, что по требованию Департамента на момент заключения государственного контракта стороны согласуют график проведения энергетического обследования и передачи результатов заказчику (приложение N 3 к контракту). В данном случае выполнение сроков сдачи оказанных услуг для Общества является обязательным, несоблюдение которых расценивается как неисполнение обязательств.
На основании пункта 6.1.2 контракта Департамент вправе требовать от исполнителя надлежащим образом оформленной отчетной документации, подтверждающей исполнение обязательств в соответствии с техническим заданием на оказание услуг.
В пункте 7.4 контракта стороны предусмотрели ответственность исполнителя за просрочку исполнения обязательств, предусмотренным контрактом, техническим заданием конкурсной документации в виде уплаты неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты неустойки. Данная неустойка начисляется со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Общество является членом саморегулируемой организации.
Общество представило Департаменту во исполнение контракта отчетную документацию, в которой отсутствуют извещения о приеме Министерством копии 12 энергетических паспортов. Остальная документация по условиям контракта исполнителем изготовлена и передана заказчику в полном объеме.
В связи с этим Департамент обратился к исполнителю с претензиями от 16.08.2012 N 02-01-36/329 и от 23.08.2012 N 02-01-36/339, в которых потребовал от Общества уплату неустойки и предоставления извещения о приеме Министерством копии энергетических паспортов.
Отказ Общества удовлетворить названные требования послужил основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что условие в пунктах 2.2 и 5.1 спорного контракта, обязывающее Общество представлять "извещения о приеме копии энергетического паспорта Министерством энергетики Российской Федерации" является ничтожной как несоответствующее Правилам направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.04.2010 N 182 (далее - Правила N 182).
Суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводом, указав, что принятие ответчиком на себя названной обязанности не противоречит действующему законодательству, в том числе Правилам N 182, пункт 9 которых предусматривает в случае принятия решения о регистрации копии энергетического паспорта направление Министерством в установленном порядке в пятидневный срок саморегулируемой организации извещения о регистрации копии энергетического паспорта на бумажном носителе или в виде электронного документа в соответствующем формате.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 2 Правил N 182 саморегулируемая организация один раз в три месяца направляет в Министерство надлежаще заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами такой организации по результатам проведенных ими за указанный период обязательных энергетических обследований.
Копия энергетического паспорта (пункт 3 Правил N 182) направляется в установленном порядке саморегулируемыми организациями на бумажном носителе с приложением данной копии энергетического паспорта на электронном носителе (оптическом диске) или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Пунктами 5 и 7 Правил N 182 установлено, что вместе с каждой копией энергетического паспорта в Министерство направляется соответствующее сопроводительное письмо, подписанное руководителем саморегулируемой организации (уполномоченным лицом), включающее полное наименование саморегулируемой организации, адрес электронной почты и почтовый (фактический) адрес данной саморегулируемой организации. Обработка копии энергетического паспорта осуществляется Министерством в течение 30 дней с даты ее получения.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 182 в случае принятия решения о регистрации копии энергетического паспорта Министерство в установленном порядке в пятидневный срок направляет саморегулируемой организации извещение о регистрации копии энергетического паспорта на бумажном носителе или в виде электронного документа в соответствующем формате.
Стороны в контракте и техническом задании согласовали виды подлежащих проведению работ и документов, которые должны быть подготовлены исполнителем по результатам проведенного обследования с учетом установленных Законом N 261-ФЗ требований. В перечне подлежащих предоставлению Обществом в качестве документов, подтверждающих исполнения обязательств по контракту, указан энергетический паспорт (энергетические паспорта) объекта недвижимости, согласованные с Министерством, а также извещение о принятии энергетического паспорта Министерством. О названных требованиях ответчик уведомлен как при заключении контракта, так и при ознакомлении с конкурсной документацией. Общество с заявлением об изменении условий контракта либо о его расторжении в связи с невозможностью представления спорных извещений не обращалось.
В письме от 30.11.2011 N 78 Общество гарантировало Департаменту предоставление извещения о приеме Министерством копий энергетических паспортов.
В деле имеется ответ саморегулируемой организации - Некоммерческого партнерства "Объединение субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в области энергетического обследования "Союз Энерго Аудит" от 18.01.2013 N ПП-5994/2013, согласно которому энергетические паспорта 12 объектов Департамента прошли экспертизу, внесены в реестр саморегулируемой организации, копии энергетических паспортов 21.11.2012 переданы в электронном виде и на бумажном носителе Министерству.
При этом как правильно указал апелляционный суд, то обстоятельство, что такое извещение в адрес саморегулируемой организации от Министерства не поступило, что следует из названного выше ответа данной организации, не освобождает Общество от исполнения принятых на себя обязательств. Выполнение Обществом обязательства по предоставлению спорного извещения в зависимость от действий третьих лиц по условиям заключенного сторонами контракта не поставлено.
Кроме того, довод ответчика о том, что у него отсутствует обязанность представления заказчику в установленный контрактом срок таких извещений, был предметом исследования при рассмотрении дела N А13-350/2012 по иску Департамента к Обществу о взыскании неустойки, и судами отклонен как необоснованный.
Общество не воспользовалось правом приостановления оказания услуг до получения соответствующих извещений на основании пункта 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, между тем стороны согласовали сроки оказания услуг без учета периода выдачи Министерством спорных извещений.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление от 08.05.2013 принято в соответствии с нормами материального права, поэтому оснований для его отмены не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2013 по делу N А13-10270/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Инженерный центр "ПРО-безопасность" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.