23 мая 2014 г. |
Дело N А52-2210/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Мунтян Л.Б.,
судей Асмыковича А.В., Любченко И.С.,
при участии от закрытого акционерного общества "Завод Точлит" Якимовской И.В. (доверенность от 17.02.2014 N 7), от Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Хомутовой Е.П. (доверенность от 30.12.2013 N 165/Дв),
рассмотрев 20.05.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Завод Точлит" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 по делу N А52-2210/2013 (судьи Холминов А.А., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Завод Точлит", место нахождения: 180021, Псков, Индустриальная улица, дом 7, ОГРН 1026000978607 (далее - заявитель, общество, ЗАО "Завод Точлит") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, место нахождения: 191028, Санкт-Петербург, Моховая улица, дом 3, ОГРН 5067847165018 (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.07.2013 N 11-5374-1818/Пс о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 22.11.2013 (судья Радионова И.М.) требования общества удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе податель, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенные постановление от 13.02.2014, оставить в силе решение суда первой инстанции от 22.11.2013.
По мнению подателя жалобы, с момента вступления в силу Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" участок плавильный цеха точного литья утратил статус опасного производственного объекта, в связи с чем, событие административного правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ по данному объекту отсутствует. Кроме того общество считает, что при обследовании системы газопотребления предприятия управление неправильно применило Правила безопасности в газовом хозяйстве металлургических и коксохимических предприятий и производств, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 20.02.2001 N 9 (ПБ 11-401-01), действие которых на ЗАО "Завод Точлит" не распространяется.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель управления возражал против удовлетворения жалобы и просил оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения заместителя руководителя управления от 14.06.2013 N 11-5374/Рк с целью осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности в период с 08.07.2013 по 09.07.2013 была проведена плановая выездная проверка общества.
В ходе проверки сотрудниками управления установлено, что общество на основании лицензий от 26.05.2010 N ВП-23-000331(М) и от 26.03.2009 N ВП-23-000232 (С) эксплуатирует опасные производственные объекты - плавильный участок цеха точного литья и систему газопотребления предприятия.
По результатам проверки составлен акт проверки от 09.07.2013 N 11-5374-4459/А, в котором указаны выявленные нарушения в области промышленной безопасности требований Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ); Правил безопасности в газовом хозяйстве металлургических и коксохимических предприятий и производств, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 20.02.2001 N 9 (ПБ 11-401-01); Общих правил безопасности для металлургических и коксохимических предприятий и производств, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 21.06.2002 N 35 (ПБ 11-493-02); Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2009 N 195; Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37 (РД 03-19-2007); Методических рекомендаций по организации и осуществлению контроля за обеспечением безопасной эксплуатации зданий и сооружений на подконтрольных металлургических и коксохимических производствах, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 20.12.1996 N 51 (РД 11-126-96); Правил безопасности в газовом хозяйстве металлургических и коксохимических предприятий и производств, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 20.02.2002 N 27 и N 28 (ПБ 11-401-01); Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 01.08.2002 N 48 (ПБ 03-246-98); Правил безопасности в литейном производстве, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.04.2003 N 16 (ПБ-11-551-03).
По факту выявленных нарушений должностным лицом управления в присутствии законного представителя общества составлен протокол от 09.07.2013 N 11-5374-2030/ПТ об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении с участием представителя предприятия, главный государственный инспектор вынес постановление от 12.07.2013 N 11-5374-1818/Пс о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции и, сделав вывод о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения и отсутствии процедурных нарушений при привлечении общества к административной ответственности, отказал последнему в удовлетворении заявления.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно статье 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Согласно данному Приложению (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ, вступившего в силу с 15.03.2013) к категории опасных производственных объектов в том числе относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более.
Из пункта 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ следует, что эксплуатация опасного производственного объекта относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Статьей 9 Закона N 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе обязанность организации соблюдать положения названного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в пункте 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ указано, что отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На момент проведения проверки система газопотребления предприятия и участок плавильный цеха точного литья были зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации от 15.10.2008 N А23-01181), а также обществу были выданы следующие лицензии: на получение расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов (от 26.05.2012 N ВП-23-000331 (М) на срок до 26.05.2015, на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов (от 26.03.2009 N ВП-23-000232 (С)) на срок до 26.03.2014.
Нарушения, указанные в постановлении от 12.07.2013 N 11-5374-1818/ПС, под номерами 1, 7, 10, 19-26, 28,29 связаны с деятельностью участка плавильного цеха точного литья, нарушения под номерами 2-6 с нарушением ПБ 11-401-01, нарушения под номерами 9,11,13,16,18,26,27,30,31 общие по объектам участок плавильный цеха точного литья и система газопотребления, нарушения под номерами 12, 14, 15, 17 указаны безотносительно к конкретному участку или зданию.
Общество в кассационной жалобе указывает, что с момента вступления в силу (с 15.03.2013) Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", которым для отнесения объекта, на котором получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов к категории опасных производственных объектов введено указание на применение оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более, а емкости используемых обществом индукционных тигельных печей ИСТ-0,25/0,25 составляют по 250 килограммов каждая, то участок плавильный цеха точного литья на момент проведения проверки утратил статус опасного производственного объекта.
Вместе с тем согласно пунктам 5 и 7 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371, как регистрация объекта в государственном реестре, так и исключение объекта из этого реестра осуществляется на основании заявления эксплуатирующей его организации.
На момент проведения проверки плавильный участок цеха точного литья являлся опасным производственным объектом, так как был зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, о чем обществу выдано соответствующее свидетельство о регистрации от 15.10.2008 N А23-01181 и лицензия от 26.05.2010 N ВП-23-000331 на осуществление такой деятельности, как "эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов (получение расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов)".
Кроме того, согласно карте учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов от 16.09.2008 плавильный участок цеха точного литья идентифицировался как опасный производственный объект не только по признаку "получение расплавов черных металлов и сплавов", но и по такому признаку, как "получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ, указанных в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Таким образом, апелляционная инстанция пришла к правомерному выводу, что на момент проведения управлением проверки плавильный участок цеха точного литья относился к опасным производственным объектам, а следовательно, все нарушения, выявленные на этом участке составляют событие административного правонарушения.
Также общество было привлечено за нарушение Правил безопасности в газовом хозяйстве металлургических и коксохимических предприятий и производств, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 20.02.2001 N 9 (далее - Правила ПБ 11-401-01).
Согласно пункту 1.1 Правил ПБ 11-401-01 они распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и действующие объекты газового хозяйства металлургических и коксохимических предприятий и производств, на объекты энергетического хозяйства, связанные с подготовкой, транспортировкой и потреблением доменного, коксового, конвертерного, ферросплавного, природного газа (газовых и нефтяных месторождений), а также их смесей с избыточным давлением не более 1,2 МПа и сжиженного углеводородного газа с избыточным давлением не более 1,6 МПа, используемых в качестве топлива.
Действие настоящих Правил распространяется на межцеховые и цеховые газопроводы указанных газов, газовое оборудование печей, котлов и другого оборудования, потребляющего газ, установки для очистки промышленных газов, газосбросные устройства, газоотсасывающие, газоповысительные, газокомпрессорные и газотурбинные расширительные станции, газосмесительные установки, газорегуляторные пункты и установки, а также межзаводские газопроводы и газопроводы к отдельным объектам предприятия, расположенным на обособленных территориях (пункт 1.1 Правил ПБ 11-401-01).
Как верно отметил суд апелляционной инстанции, Правила ПБ 11-401-01 распространяются на объекты газового хозяйства, причем не только металлургических предприятий, но и металлургических производств, а также на входящие в металлургические производства объекты, которые связаны с подготовкой, транспортировкой и потреблением газов, используемых в качестве топлива. Критерием распространения Правил ПБ 11-401-01 на какие-либо объекты является использование газа в качестве топлива.
В данном случае согласно составленной самим обществом карте учета в государственном реестре опасных производственных объектов от 13.10.2006 производственная площадка, на которой эксплуатируется система газопотребления предприятия, состоит в том числе из участка плавки металлов. В состав опасного производственного объекта сети газопотребления, т.е. использующие газ в качестве топлива, на участке плавки металлов входят такие объекты, как линия обжига и заливки форм без опорного наполнителя 7723 (17 скоростных горелок с переменным избытком воздуха ПИВС-60-М) и рампа сушки ковшей (газовые горелки 4 единицы). Потребление газа данной линией обжига и заливки форм также подтверждается договором поставки газа от 25.02.2013 N 42-5-6451/333.
В кассационной жалобе общество ссылается на то, что в металлургическом производстве ЗАО "Завод Точлит" применяются только индукционные тигельные печи, которые обеспечивают нагрев и расплавление шихты за счет электрического магнитного поля, т.е. без использования газа, а газопотребляющее оборудование, располагающееся на заводе, к металлургическому производству, к процессам плавки и транспортировки металлов отношения не имеет.
Согласно заключению экспертизы промышленной безопасности от 11.02.2011 N 1-1599 индукционные тигельные печи ИСТ-0,25/0,25 NN 3-7 предназначены только для плавки чугуна и стали. Однако, согласно ГОСТ 18169-86 Процессы технологические литейного производства, под понятием "плавка металла" понимается металлургическая переработка шихты в плавильных печах с получением жидкого металла по заданной технологии. "Разливка металла" или "литье" - это процесс наполнения и опустошения литейных ковшей или литейных заливочных ковшей в установленном скоростном и температурном режиме, совмещенном при необходимости с процессами внепечной обработки металла.
Следовательно, потребляющая в качестве топлива газ линия обжига и заливки форм, непосредственно используется в процессе металлургического производства, а значит, применение Правил ПБ 11-401-01 является обязанностью общества.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о нарушении обществом норм и правил в области промышленной безопасности (Правила ПБ 11-401-01, статья 9 Закона N 116-ФЗ) является правомерным.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств невозможности соблюдения положений Закона N 116-ФЗ и других нормативных правовых актов в области промышленной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить.
Таким образом, в данном случае эксплуатация ЗАО "Завод Точлит" опасных производственных объектов с нарушением требований промышленной безопасности образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Учитывая, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Государственная пошлина, уплаченная обществом при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 по делу N А52-2210/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Завод Точлит" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Завод Точлит", место нахождения: 180021, город Псков, Индустриальная улица, дом 7, ОГРН 1026000978607 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную по платежному поручению от 08.04.2014 N 510.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.