• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2014 г. N Ф07-7543/14 по делу N А56-72683/2013

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Один из участников обратился в суд, потребовав исключить второго из состава ООО.

Второй участник предъявил встречный иск с аналогичным требованием.

Суд округа пришел к выводу, что ни одно из требований не подлежит удовлетворению.

Как пояснил окружной суд, исключение участника представляет собой специальный корпоративный способ защиты прав.

Целью такого способа является устранение вызванных поведением одного из участников препятствий к осуществлению нормальной деятельности общества.

В данном случае невозможность принятия решения по вопросам, связанным с деятельностью общества, явилось следствием конфликта двух участников с равными долями в уставном капитале ООО.

При таком соотношении долей названный механизм защиты может применяться только в исключительных случаях: при доказанности грубого нарушения участником своих обязанностей либо поведения, которое сделало невозможной или затрудняющей деятельность всей организации.

В рассматриваемом споре один из участников, который также являлся гендиректором ООО, ссылался на нарушения со стороны второго участника.

При этом все упомянутые истцом действия и бездействие ответчика, послужившие основанием для требования о его исключении, были совершены им при исполнении обязанностей заместителя гендиректора.

Между тем, как подчеркнул окружной суд, гендиректор, действуя разумно и добросовестно при исполнении своих обязанностей, должен был сам контролировать исполнение изданных им же приказов.

Эти и иные обстоятельства свидетельствуют о том, что действительной причиной обращения в суд с взаимными требованиями об исключении из ООО является утрата участниками единой цели при ведении хоздеятельности и желание за счет интересов другого участника разрешить внутрикорпоративный конфликт, а не действия (бездействия) по причинению вреда обществу.

Однако в силу ГК РФ не допускаются действия граждан и организаций, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу (злоупотребление правом).

Поэтому оснований для удовлетворения подобных требований нет.