17 ноября 2014 г. |
Дело N А66-13512/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" Ивановой Т.В. (доверенность от 31.12.2013 N 25/2014),
рассмотрев 10.11.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" на решение Арбитражного суда Тверской области от 16.01.2014 (судья Балакин Ю.П.), постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А66-13512/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал", место нахождения: 170008, г. Тверь, ул. 15 лет Октября, д. 7, ОГРН 1056900217989, ИНН 6901093516 (далее - ООО "Тверь Водоканал", Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным и отмене предписания Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, место нахождения: 115409, Москва, ул. Кошкина, д. 4, ОГРН 1037700065149, ИНН 7709023466 (далее - Управление) от 26.07.2013 N 27-6870/02п в части пунктов 2, 3 и 4.
Решением от 16.01.2014 суд отказал в удовлетворении требования.
Постановлением от 15.07.2014 апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Тверь Водоканал", ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представитель Управления, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому кассационная жалоба с учетом ходатайства Управления рассмотрена в его отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Управления от 17.07.2013 N 450 в связи с обращением филиала "Приволжский территориальный округ" федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" от 12.07.2013 N 3ф/1338 в отношении ООО "Тверь Водоканал" проведена внеплановая выездная инспекция (проверка) с целью проверки соблюдение требований по учету и контролю радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) при эксплуатации радиационных источников (РИ).
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (ОИАЭ) и условий действия лицензии (УДЛ) в части обеспечения обществом учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
По результатам проверки управлением составлен акт от 26.07.2013 N 27-6870/02а/УК, в котором зафиксировано, что ООО "Тверь Водоканал":
- не обеспечило получение для исполняющего обязанности начальника цеха водопроводных сооружений и насосных станций разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее -Ростехнадзор) на право ведения работ в области использования атомной энергии (по эксплуатации, учету и контролю РВ и РАО), что не соответствует пунктам 9 и 11 Перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.1997 N 240 (далее - Перечень N 240);
- в отдел инспекции радиационной безопасности, осуществляющий надзор, своевременно (не позднее 30 дней от даты оформления) не представлена копия нового полиса страхования ответственности за убытки и вред, причиненный радиационным воздействием, при осуществлении разрешенного вида деятельности, что не соответствует пункту 2.3 условий действия лицензии;
- учет и контроль РВ осуществляется не на всех стадиях обращения с РВ (не ведется журнал учета РВ), что является нарушением пункта 17 Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (НП-067-11), утвержденных приказом Ростехнадзора от 31.01.2012 N 67 (далее - НП-067-11);
- не разработана программа измерений при осуществлении обращения с РВ и РАО, включающая в себя перечень методик выполнения измерений (инструкций), средств измерений, стандартных образцов, требования к точности измерений, перечень процедур пробоотбора и формы представления результатов, что не соответствует пункту 34 НП-067-11;
- не представлена метрологически аттестованная методика выполнения учетных измерений, что является нарушением пункта 36 НП-067-11.
Второе нарушение, указанное в акте, устранено Обществом в ходе проведения проверки.
На основании акта проверки Управление выдало Обществу предписание от 26.07.2013 N 27-6870/02п, в котором указано на необходимость устранения в срок до 23.09.2013 выявленных нарушений (за исключением указанного в пункте 2 акта проверки нарушения) и предоставления до 23.09.2013 информации о выполнении предписания в отдел инспекции радиационной безопасности.
ООО "Тверь Водоканал" оспорило предписание Управления в части пунктов 2, 3 и 4 в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, указав, что оспариваемые пункты предписания являются законными. При этом суды не установили нарушения Управлением процедуры проведения проверки.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта, действия (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт, совершили действие (бездействие).
Правовая основа и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, определены в Федеральном законе от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон N 170-ФЗ). В статье 4 названного Закона содержится перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, к которым в частности относится эксплуатация радиационных источников и пунктов хранения, обращение с радиоактивными веществами, учет и контроль радиоактивных веществ, проведение экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии и видов деятельности в области использования атомной энергии и др.
Судами установлено и материалами дела подтверждается (том 1, лист 100; том 2, листы 20 - 27), что на основании лицензии ЦО03-208-3988 от 31.01.2008 Общество осуществляет деятельность в области использования атомной энергии - эксплуатацию радиоактивных источников (оборудования), в котором содержатся радиоактивные вещества.
Согласно статье 24.1 Закона N 170-ФЗ под федеральным государственным надзором в области использования атомной энергии понимается деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами (далее - юридические лица) требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок (инспекций) указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, и деятельность указанного федерального органа исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами своей деятельности.
Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного регулирования безопасности) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 N 1044, государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, являющейся уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" (Закон N 170-ФЗ), Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Закон N 294-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Согласно статье 1 Закона N 294-ФЗ названный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Пунктом 6 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2011 N 703 (далее - Административный регламент N 703), предусмотрено, что должностные лица Ростехнадзора при осуществлении государственного контроля (надзора) имеют право выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии и требований к физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В силу положений пункта 13 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Так, согласно статье 24.1 Закона N 170-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, организацией и проведением проверок (инспекций) юридических лиц, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок (инспекций), установленных частями четвертой - двенадцатой настоящей статьи и иными федеральными законами.
Статьей 24.1 Закона N 170-ФЗ установлено, что предметом проверки (инспекции) является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности в области использования атомной энергии обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), необходимых для обеспечения безопасности в области использования атомной энергии, а также соответствие объектов использования атомной энергии, их элементов и систем указанным требованиям.
В силу абзаца шестого части 7 статьи 24.1 Закона N 170-ФЗ одним их оснований для проведения внеплановой проверки (инспекции) является поступление в орган государственного регулирования безопасности обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного регулирования безопасности), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии, в том числе условий действия разрешения (лицензии), необходимых для обеспечения безопасности в области использования атомной энергии, требований к обеспечению физической защиты, государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на безопасность объекта использования атомной энергии, не предусмотренных выданными разрешениями (лицензиями), об осуществлении деятельности без наличия соответствующих разрешений (лицензий), о нарушении обязательных требований при сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии, их элементов и систем, а также при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда и возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В данном случае основанием для проведения внеплановой проверки Общества послужило письменное обращение в Управление филиала "Приволжский территориальный округ" федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" от 12.07.2013 N 3ф/1338, в котором содержится информация о наличии предположительно в действиях Общества попыток скрыть существование радиоактивных отходов на площадке временного складирования, что, по мнению данного юридического лица, свидетельствует о нарушении обязательных требований при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, и такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде.
Таким образом, в силу абзаца шестого части 7 статьи 24.1 Закона N 170-ФЗ с учетом положений пункта 13 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ такое обращение является основанием для проведения внеплановой проверки в отношении Общества.
В материалах дела усматривается, что проверка начата 22.07.2013, закончена 26.07.2013, то есть в сроки, обозначенные в распоряжении от 17.07.2013 N 450. Основанием для проведения проверки в силу абзаца шестого части 7 статьи 24.1 Закона N 170-ФЗ послужило обращение юридического лица. Распоряжение о проведении проверки получено заявителем 19.07.2013, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции на первой странице распоряжения (том 1, листы 20 - 21).
Следовательно, о проведении проверки Общество было уведомлено заблаговременно, с соблюдением требований части 11 статьи 24.1 Закона N 170-ФЗ. При этом в силу вышеуказанных норм права согласования с органом прокуратуры в данном случае не требовалось, а о проведении проверки управление известило заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора письмом от 23.07.2013 N 27-04/1/121, полученным заместителем прокурора в этот же день, о чем свидетельствует соответствующая расписка на данном письме (том 1, лист 153).
Следовательно, нарушений процедуры проведения проверки Управлением в рассматриваемом случае не допущено.
В соответствии со статьей 22 Закона N 170-ФЗ радиоактивные вещества, радиоактивные отходы независимо от формы собственности подлежат государственному учету и контролю в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для определения наличного количества этих материалов, веществ и отходов в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам государственной власти, органам управления использованием атомной энергии и органам государственного регулирования безопасности информации о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте.
Статьей 4 названного Закона определено, что учет и контроль РВ и РАО относится к одному из видов деятельности в области использования атомной энергии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.1997 N 1298 утверждены Правила организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, в соответствии с пунктом 7 которых учету и контролю подлежат радиоактивные вещества и радиоактивные отходы в количествах и с активностью (и/или испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией), величины, которых превышают минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, и для которых требуются разрешения органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности с указанными веществами и отходами, а также радиоактивные вещества, которые содержатся в радионуклидных источниках четвертой и пятой категорий радиационной опасности.
В соответствии со статьей 6 Закона N 170-ФЗ федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии - это нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасному использованию атомной энергии, включая требования безопасности объектов использования атомной энергии, требования безопасности деятельности в области использования атомной энергии, в том числе цели, принципы и критерии безопасности, соблюдение которых обязательно при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии. После введения в действие федеральных норм и правил они являются обязательными для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и действуют на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 11 НП-067-11 в организации в рамках системы учета и контроля РВ и РАО учитываются:
- открытые радионуклидные источники (далее - ОРИ), если активность радионуклидов в них превышает соответствующие значения, указанные в приложении 3 к настоящим Правилам (для смеси радионуклидов - если сумма отношений паспортных значений удельных активностей радионуклидов к табличным значениям удельных активностей превышает единицу);
- РАО, если удельная активность радионуклидов в них превышает соответствующие значения минимально значимой удельной активности в РАО, указанные в приложении 3 к настоящим Правилам.
В приложении 3 к данным Правилам для радия-226 который, как показывали ранее проведенные исследования, является основным загрязнителем фильтрующего материала скорых фильтров в обществе (более 90% активности), указаны значения МЗУА и МЗА которые составляют величины соответственно 10 Бк/г и 10000 Бк.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации (зарегистрированного в Минюсте России 11.11.1999 за номером 1976) фильтрующий материал скорых фильтров в ООО "Тверь Водоканал", имеющий удельную и суммарную активности больше указанных величин, подпадает под понятие радиоактивные вещества, так как является веществом в любом агрегатном состоянии, содержащим радионуклиды с активностью, на которые распространяются требования федеральных норм и правил, а также после выгрузки из фильтров подпадает под понятие радиоактивные отходы, так как будет являться не предназначенным для дальнейшего использования веществом в любом агрегатном состоянии, в котором содержание радионуклидов превышает минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами.
Как установлено судами, при проверке Общество представило документы, подтверждающие, что часть производственных отходов имеют активность больше указанных величин (том 1, листы 103 - 107). Аналогичные результаты получены специализированными организациями в результате исследований, проведенных по заказу общества (том 1, листы 126 - 127, 151 - 152).
В представленном Обществом для получения лицензии санитарно-эпидемиологическом заключении от 17.02.2010 N 69.01.01.000Т.000345.02.10 не отмечено, что в этой организации не требуется осуществлять радиационный контроль и учет. В отчете по обоснованию безопасности радиационного источника в ООО "Тверь Водоканал", входящему в состав комплекта документов для получения лицензии (том 2, листы 21 - 23), утвержденном 14.06.2012 генеральным директором заявителя, отражено, что:
- удельная активность природных радионуклидов в материале фильтрующих элементов по истечении 4 лет эксплуатации превышает 10 кБк/кг МЭД на поверхности фильтрующего элемента составляет 0,8 - 1,04 мкЗв/ч;
- на площадке временного складирования фильтрующий материал размещается в мягких полипропиленовых контейнерах МКР-05 Ф 1.500 ПП емкостью по 1 куб. м каждый и принятый в качестве учетной единицы - упаковки. МЭД на поверхности упаковок в среднем составляет 0,8 - 1,05 мкЗв/ч, а удельная активность в веществе отработанного фильтрующего материала находится в диапазоне 13500 - 21000 Бк/кг.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что наличие РВ и РАО в Обществе документально подтверждено, в связи с этим заявителю как лицу, осуществляющему обращение с РВ и РАО, выдана лицензия от 15.10.2012 ЦО-03-208-6870 на эксплуатацию радиационных источников (оборудования, в котором содержатся радиоактивные вещества).
В пункте 17 НП-067-11 определено, что учет и контроль РВ, РАО в организации должен осуществляться на всех стадиях обращения с РВ, РАО. Пунктом 69 НП-067-11 установлено, что к носителям учетных данных о РВ относятся журналы учета РВ.
В ходе проверки установлено, что журнал учета РВ в Обществе не велся. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено. При этом наличие в Обществе утвержденной инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также положения об инвентаризации радиоактивных веществ в ООО "Тверь Водоканал" не подменяет собой выполнение обязанности, установленной пунктом 69 НП-067-11 по ведению журнала учета РВ (том 1, листы 129 - 133).
Следовательно, суды пришли к обоснованному выводу о том, что учет и контроль РВ на стадии нахождения производственных отходов, содержащих природные радионуклиды в скорых фильтрах и других элементах оборудования, не осуществлялся, в связи с этим правомерно признал пункт 2 оспариваемого предписания законным.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод жалобы о том, что поскольку в лицензии отсутствует указание на количество стадий обращения с РВ, следовательно, пункт 2 предписания является незаконным.
Отсутствие в самой лицензии указания на количество стадий обращения с РВ само по себе не может служить основанием для выводов о недействительности пункта 2 оспариваемого предписания.
В силу пункта 34 НП-067-11 в организации, осуществляющей обращение с РВ, РАО, должна быть разработана программа измерений, включающая в себя перечень методик выполнения измерений (инструкций), средств измерений, стандартных образцов, требования к точности измерений, перечень процедур пробоотбора и формы представления результатов. Программа должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет.
Как установлено судами, программа измерений при осуществлении обращения с РВ и РАО у Общества при проверке отсутствовала, а представленная заявителем в материалы дела программа проведения контроля удельной активности природных радионуклидов в загрузках фильтров цеха ВС и НС ООО "Тверь Водоканал" в 2013 году по своему содержанию не соответствует требованиям пункта 34 НП-067-11, поскольку в ней отсутствует информация о перечне методик выполнения измерений (инструкций), средствах измерений, стандартных образцов, требования к точности измерений, перечень процедур пробоотбора и формы представления результатов (том 1, листы 138 - 139). В 2012 году в Обществе применялся документ "График проведения радиационного контроля цеха ВС и НС общества в 2012 году" (том 1, листы 140 - 141), в котором также отсутствуют вышеприведенные сведения.
На основании изложенного выводы судов о законности и обоснованности пункта 3 оспариваемого предписания является правомерным.
Пунктом 36 НП-067-11 предусмотрено, что методики выполнения учетных измерений должны быть метрологически аттестованы.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что имеющаяся в Обществе Методика контроля радиоактивности фильтрующего материала на станции обезжелезивания питьевой воды основана на категорировании производственных отходов, а не радиоактивных отходов и поэтому применима в деятельности, связанной с природопользованием, а не в деятельности в области использования атомной энергии (том 1, листы 108 - 113). Вместе с тем представленная Обществом методика не является методикой измерений РВ и РАО в системе государственного учета и контроля РВ и РАО, так как в ходе ее применения отсутствует возможность количественной оценки наличия РВ и РАО по показателям, принятым в системе государственного учета и контроля.
При таких обстоятельствах вывод суда о законности и обоснованности пункта 4 оспариваемого предписания является правомерным.
Довод жалобы Общества о нарушении права на защиту из-за непродления проверки по причине отсутствия ответственного за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований по предмету контроля технического директора Петухова В.Б. получил надлежащую правую оценку в судах первой и апелляционной инстанций.
Действующим законодательством на Управление не возлагается обязанность по продлению проверки в связи с отпуском работника или иными обстоятельствами. Кроме того, Обществом не представлено доказательств того, что технический директор Петухов В.Б. имеет разрешение Ростехнадзора на организацию и осуществление учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов при эксплуатации радиоактивных источников в соответствии с перечнем должностей работников, которые должны получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии в обществе, утвержденным генеральным директором.
Довод кассационной жалобы о том, что Управлением не выполнена государственная функция по направлению в адрес Петухова В.Б. названного разрешения отклоняется, поскольку это обстоятельство не является предметом рассмотрения в рамках данного дела.
Кроме того, о невозможности приостановления (продления) проверки Общество уведомлено письмом Управления 29.07.2013 N 27-04/1/127 (том 2, лист 145), что не отрицается заявителем.
Следовательно, суды сделали правильный вывод о том, что присутствие технического директора Общества Петухова В.Б. было в данном случае не обязательно, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих полномочия указанного лица по решению вопросов, связанных с предметом проверки.
Доводы жалобы о том, что сроки выполнения требований по предписанию определены ответчиком произвольно, без учета особенностей государственного регулирования деятельности заявителя правомерно отклонены судами.
В силу пункта 65 Административного регламента N 703, сроки выполнения мероприятий, указанных в предписании, определяются конкретными датами с учетом мнения руководства администрации инспектируемой организации и не должны превышать фактических сроков выполняемых мероприятий.
Оспариваемое предписание является приложением к акту проверки от 26.07.2013, в ходе которой принимал участие исполняющий обязанности директора по производству ООО "Тверь Водоканал" Скворцов О.Н. Акт проверки и предписание получено указанным лицом под роспись, каких-либо возражений по поводу срока устранения выявленных нарушений, установленного в предписании, данным лицом не заявлялось. Таким образом, срок устранения нарушений установлен административным органом с учетом мнения участвующего при проведении проверки представителя Общества. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что после выдачи предписания уполномоченный представитель Общества обращался в Управление с ходатайством о продлении срока устранения выявленных нарушений. В возражениях от 20.09.2013 на акт проверки и на предписание, предъявленных в Ростехнадзор, Общество не оспаривало установленный в предписании срок устранения нарушений (том 1, листы 23 - 30).
Кроме того, как верно отмечено судом, заявителем в материалы дела не представлено неопровержимых доказательств невозможности устранения выявленных нарушений в установленный в предписании срок.
При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого предписания недействительным по причине нереальности срока устранения выявленных нарушений не имеется.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований ООО "Тверь Водоканал".
Ссылка подателя жалобы на неприменение судами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" признается кассационной инстанции несостоятельной.
Податель жалобы не указал, каким образом положения приведенного закона опровергают выводы судов о правомерности оспариваемых пунктов предписания.
В связи с указанными обстоятельствами суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении требования Общества о признании недействительным спорного предписания Управление в части пунктов 2, 3 и 4.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16.01.2014, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 по делу N А66-13512/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.