27 ноября 2014 г. |
Дело N А13-7784/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
рассмотрев 25.11.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вологдагаз" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.05.2014 (судья Парфенюк А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 (судьи Смирнов В.И., Мурахина Н.В. и Холминов А.А.) по делу N А13-7784/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Вологдагаз", место нахождения:160014, город Вологда, улица Саммера, дом 4, литер А, ОГРН 1023500873110, ИНН 3525025561 (далее - Общество, ОАО "Вологдагаз") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, место нахождения: 191028, Санкт-Петербург, Моховая улица, дом 3, ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833 (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 04.07.2013 N 52-171-од-1715/ПС, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТехСтрой", место нахождения: 238520, Калининградская область, город Балтийск, улица Гоголя, дом 5/39, ОГРН 1113525013865, ИНН 3525267151 (далее - ООО "ТехСтрой").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05.05.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение от 05.05.2014 и постановление от 14.08.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Общество также считает ошибочными выводы судебных инстанций об отсутствии существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Управление и треть лицо отзывы на кассационную жалобу не представили.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие (статья 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - далее АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 18.04.2013 по 24.06.2013 на основании приказов Управления от 18.04.2013 N 132-од, от 06.06.2013 N 171-од проведено техническое расследование причин аварии на участке распределительного стального Ду 133 x 4 мм подземного газопровода природного газа низкого давления (далее - участок газопровода), произошедшей 16.04.2013 в городе Вологде, на перекрестке улиц Козленской и Рабочей (далее - авария).
В ходе указанного технического расследования Управление установило, что авария допущена на принадлежащем Обществу участке газопровода и вызвана повреждением газопровода при проведении ООО "ТехСтрой" земляных работ методом горизонтально направленного бурения для прокладки водопровода. При этом Управлением выявлено нарушение Обществом Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила N 878), а именно:
- отсутствует кадастровый план земельного участка с указанием границ, входящих в охранную зону газопровода (пункт 20 Правил N 878);
- отсутствует в разрешении на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети информация о характере опасных производственных факторов, расположении трассы газопровода, сведения об этапах работ, выполняемых в присутствии и под наблюдением представителя эксплуатационной организации газораспределительной сети - ОАО "Вологдагаз"; представитель Общества постоянно не находился на объекте при проведении земляных работ на перекрестке улиц Козленской и Рабочей, притом что в соответствии с выданным разрешением на производство работ от 15.10.2012 N 245 работы в охранной зоне газопровода (по 2,0 м в обе стороны от газопровода) должны проводиться в присутствии представителя ОАО "Вологдагаз" вручную (нарушен пункт 22 Правил N 878);
- не обеспечено осуществление контроля за соблюдением мер по обеспечению сохранности газораспределительной сети (нарушен пункт 23 правил N 878);
- не составлен акт о нарушениях, допущенных ООО "ТехСтрой" при наличии сведений о выполнении данной организацией работ в охранной зоне газопровода с нарушением разрешения от 15.10.2012 N 245, отсутствует в акте о производстве работ в охранной зоне газопровода (нарушении нормативных расстояний), составленном 16.04.2013 указание о запрещении ООО "ТехСтрой" выполнять земляные работы (пункт 30 Правил N 878);
-не выполнена обязанность по проведению обследования газораспределительной сети в месте проведения земляных работ в целях определения ее технического состояния и обеспечения безопасности при выполнении сторонними организациями работ в охранной зоне газораспределительной сети на основании разрешения при обнаружении обстоятельств, влияющих на безопасность работ (пункт 31 Правил N 878).
Данные нарушения зафиксированы в акте технического расследования причин аварии от 24.06.2013.
По результатам технического расследования начальником отдела по государственному энергетическому надзору по Вологодской области Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении ОАО "Вологдагаз" составлен протокол об административном правонарушении от 01.07.2013 N 52-171-од-1958/ПТ.
Исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления, рассмотрев дело об административном правонарушении N 30-03-07/2014/5, вынес постановление от 07.07.2013 N 52-171-од-1715/ПС, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Обществу в удовлетворении заявления, сделав вывод о наличии в его действиях состава вмененного правонарушения и не усмотрев нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.
Статьей 9 Закона N 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта. Организации, эксплуатирующие опасный производственный объект в том числе обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий.
Кроме того статьей 9 Закона N 116-ФЗ установлена обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Правила охраны газораспределительных сетей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, разработаны на основании Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.
Юридические и физические лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, а также функционирования газораспределительных сетей, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 49 Правил N 878).
Ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Судебными инстанциями по материалам дела установлено, что ОАО "Вологдагаз" эксплуатировало опасный производственный объект (распределительный стальной Ду133*4 мм подземный газопровод природного газа низкого давления), следовательно, именно Общество является тем лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению требований промышленной безопасности на данном участке газопровода, а также в установленной вокруг него охранной зоне.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил N 878 охранная зона газораспределительной сети - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
Виды охранных зон для газораспределительных сетей установлены в пункте 7 Правил N 878.
На основании пункта 17 Правил N 878 утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16 производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.
Пунктом 20 Правил N 878 предусмотрено, что по результатам кадастровых работ организации - собственнику газораспределительной сети или эксплуатационной организации выдаются кадастровые планы земельных участков с указанием границ и учетных кадастровых номеров частей земельных участков, входящих в охранную зону.
Пунктом 6 Правил N 878 установлено, что любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов.
Хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, не предусмотренная пунктами 14 и 15 настоящих Правил, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 0,3 метра, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей (пункт 16 Правил N 878).
Пунктом 22 Правил N 878 предусмотрено, что разрешение на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети должно содержать информацию о характере опасных производственных факторов, расположении трассы газопровода, условиях, в которых будут производиться работы, мерах предосторожности, наличии и содержании инструкций, которыми необходимо руководствоваться при выполнении конкретных видов работ. В разрешении также оговариваются этапы работ, выполняемых в присутствии и под наблюдением представителя эксплуатационной организации газораспределительной сети.
Согласно пункту 23 Правил N 878 лица, имеющие намерение производить работы в охранной зоне газораспределительной сети, обязаны не менее чем за 3 рабочих дня до начала работ пригласить представителя эксплуатационной организации газораспределительной сети на место производства работ. Эксплуатационная организация обязана обеспечить своевременную явку своего представителя к месту производства работ для указания трассы газопровода и осуществления контроля за соблюдением мер по обеспечению сохранности газораспределительной сети.
В случае обнаружения представителем эксплуатационной организации газораспределительной сети проведения работ в охранной зоне без надлежащего оформления разрешения на производство работ либо выполнения работ с нарушением настоящих Правил он имеет право приостановить указанные работы и составить соответствующий акт (пункт 30 Правил N 878).
При обнаружении обстоятельств, влияющих на безопасность работ, проводимых сторонними юридическими и физическими лицами в охранной зоне газораспределительной сети на основании разрешения эксплуатационной организации, последняя обязана обследовать газораспределительную сеть в месте проведения работ в целях определения ее технического состояния и обеспечения безопасности (пункт 31 Правил N 878).
Несоблюдение Обществом вышеперечисленных требований законодательства в области промышленной безопасности подтверждается материалами дела (протокол об административном правонарушении от 01.07.2013 N 52-171-од-1958/ПТ, разрешение на производство работ в охранной зоне объекта газораспределительной системы от 15.10.2012 N 245, оперативное сообщение об аварии, акт технического расследования причин аварии от 24.06.2013, протокол совещания от 24.12.2013 N 4, письма ОАО "Вологдагаз" от 13.06.2013 N 01/1149 и 01/1150), отражено в постановлении от 04.07.2013 N 52-171-од-1715/ПС о назначении административного наказания.
Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения заявителем требований промышленной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе Общества, сводятся к изложению позиции, которая уже была предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получила надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ)
В кассационной жалобе ее податель ссылается на процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении (не предоставление представителю Общества возможности ознакомится со всеми материалами административного дела, в том числе материалами расследования). Кассационная инстанция отклоняет этот довод ввиду отсутствия в материалах дела доказательств заявления Обществом ходатайства об ознакомлении с материалами дела.
Ссылка в определении об отложении дела от 03.07.2013 N 52-171-од-1240/0 на отсутствие в материалах дела об административном правонарушении материалов расследования аварии не может служить доказательством нарушения права заявителя на ознакомление с материалами дела, поскольку данным определением рассмотрение дела было отложено на 04.07.2013, что давало возможность представителю Общества воспользоваться своим правом после поступления недостающих документов заявить ходатайство об ознакомлении.
Таким образом, процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.05.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А13-7784/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вологдагаз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.