16 декабря 2014 г. |
Дело N А21-847/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Асмыковича А.В., Савицкой И.Г.,
при участии от Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Калининградской области Муравьева П.Л. (доверенность от 10.12.2014),
рассмотрев 15.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.04.2014 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2014 (судьи Борисова Г.В., Есипова О.И., Лопато И.Б.) по делу N А21-847/2014,
установил:
Администрация городского округа "Город Калининград" (место нахождения: 236006, Калининград, пл. Победы, 1, ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Калининградской области (место нахождения: 236029, Калининград, Озерная ул., 31, далее - управление) от 05.11.2013 N 147/1/53.
Определением от 06.02.2014 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица муниципальное казенное учреждение "Управление по делам ГО и ЧС города Калининграда" (место нахождения: 236000, Калининград, Коммунальная ул., 66; далее - МКУ).
Решением суда от 21.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.09.2014, заявление администрации удовлетворено частично; суд признал недействительным пункт 1 предписания управления в части возложения на администрацию обязанности по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения в пос. Шоссейный. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Податель жалобы считает, что требования предписания управления (с учетом значительного числа указанных в нем объектов муниципальной собственности и обязанностей иных субъектов) для администрации являются заранее невыполнимыми.
Представители администрации и МКУ, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель управления отклонил доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 03.10.2013 N 147 в период с 05.10.2013 по 05.11.2013 управлением проведена внеплановая выездная проверка по вопросу исполнения администрацией предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 10.12.2012 N 146/1/40.
По результатам проверки 05.11.2013 управлением составлен акт N 147; администрации выдано предписание N 147/1/53 о необходимости:
1) в рамках обеспечения первичных мер пожарной безопасности обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения на шестнадцати безводных участках, в связи с нарушением администрацией пункта 2 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(далее - Закон N 131-ФЗ);
2) обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара по пятидесяти четырем объектам (нарушены пункт 2 статьи 63 Закона N 123, пункт 10 части 1 статьи 16 Закона N 131).
Управлением установлен срок исполнения предписания - до 10.11.2014; предписание направлено для исполнения в администрацию.
Не согласившись с указанным предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у управления в данном случае правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания (за исключением одного объекта, обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения в пос. Шоссейный).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
Суды констатировали, что именно администрация (за отдельным указанным исключением) является надлежащим субъектом предписания, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Закона N 131 к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
К аналогичному выводу обязывают положения утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда 12.07.2007 N 257 Устава городского округа "Город Калининград", соответствующие полномочия администрации, в том числе по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах города.
Имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности, относится к собственности городского округа "Город Калининград" (пункт 6 части 2 статьи 51 Устава).
В соответствии со статьей 62 Закона N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Согласно статье 63 Закона N 123 первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара (пункты 1, 2, 6).
В силу положений статьи 68 Закона N 123 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 90 Закона N 123 для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство: 1) пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами; 2) средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений; 3) противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров).
В Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, содержатся требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 80 названных Правил органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Указанная статья к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относит, в частности: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
По настоящему делу судами установлено следующее.
Постановлением главы администрации от 09.09.2009 N 1594 утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа "Город Калининград", определяющее общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа "Город Калининград".
В соответствии с пунктом 3.1 означенного Положения под разработкой и осуществлением первичных мер пожарной безопасности понимается утверждение главой администрации плана основных мероприятий по первичным мерам пожарной безопасности и его реализация.
План основных мероприятий по первичным мерам пожарной безопасности включает в себя, помимо прочего, обеспечение надлежащего состояния источников водоснабжения - поддержание в постоянной готовности пожарных гидрантов и водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборным устройствам. Создание и содержание источников противопожарного водоснабжения, а также ремонт и замена пожарных гидрантов на городских сетях возлагается на МУП КХ "Водоканал" в соответствии с его полномочиями, либо в соответствии с заключенными договорами (пункт 3.2.4 Положения). Кроме того, согласно пункту 3.2.6 Положения устанавливается контроль за градостроительной деятельностью, предусматривающий соблюдение требований пожарной безопасности при планировке и застройке территорий муниципального образования, предусматривающий как содержание свободными проходов, проездов и подъездов к зданиям и сооружениям для беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, так и содержание источников противопожарного водоснабжения.
В соответствии с распоряжением Главы администрации от 20.11.2009 N 610-Р "Об обеспечении свободного проезда пожарной и специальной техники к жилым домам, объектам и источникам противопожарного водоснабжения городского округа "Город Калининград" главам районов города предписано ежеквартально проводить комиссионные проверки состояния внутридворовых проездов с учетом возможности подъезда и установки пожарной и специальной техники к жилым домам, зданиям предприятий и учреждений на территории районов в случае возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций (пункт 1.1), а также принимать в установленном порядке меры по ликвидации незаконно установленных преград, стоянок автотранспорта и иных объектов, размещенных с нарушением установленных норм и правил и препятствующих подъезду и расстановке пожарной и специальной техники в случае возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций (пункт 1.2).
Как указали суды, доказательств признания недействительным или отмены указанного выше распоряжения в материалы дела не представлено.
Ввиду приведенных норм права и актов администрации суды обоснованно сочли, что оспариваемое предписание выдано надлежащему лицу, в компетенцию которого входит соблюдение перечисленных выше требований пожарной безопасности (за исключением возложения на администрацию обязанности по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения в пос. Шоссейный, поскольку согласно приложению к Закону Калининградской области от 29.05.2013 N 229 пос. Шоссейный входит в перечень населенных пунктов в составе Гурьевского городского округа).
При этом в полномочия администрации входит не только содержание существующих, но и устройство новых источников противопожарного водоснабжения, что соответствует нормативным требованиям и принципу распространения полномочий администрации на всю территорию городского округа "Город Калининград", необходимости соблюдения требований пожарной безопасности в равной мере на всей территории городского округа. Проживающие на территории городского округа граждане имеют равные права по обеспечению пожарной безопасности вне зависимости от места проживания (в районе с уже сформированной или требующей обустройства противопожарной инфраструктурой).
В связи с этим суды отклонили утверждение администрации о том, что беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара должен обеспечиваться организациями, владеющими или управляющими зданиями, как не согласующийся с указанными требованиями законодательства и пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суды проверили и подтвердили надлежащую реализацию управлением своих полномочий согласно Административному регламенту, утвержденному приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375, не выявили нарушения управлением процедурных требований.
Оспариваемое предписание в обжалуемой части является законным, обоснованным и исполнимым; оно не нарушает права и законные интересы заявителя, согласуется с полномочиями администрации, реализация которых в определенный срок и в определенном объеме служит не единственной, но значимой гарантией соблюдения прав широкого круга третьих лиц в связи с пожарной безопасностью городских объектов.
Доводы жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм пожарной безопасности и частично направленные на иную оценку имеющихся в деле доказательств при правильном применении судами норм материального и процессуального права.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2014 по делу N А21-847/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.