Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 декабря 2014 г. N Ф07-9979/14 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
01 сентября 2014 г. |
Дело N А21-847/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Рябых О.В. по доверенности от 20.08.2014 N 108/дв;
от заинтересованного лица: не явились- извещены ( уведомление N 20120);
от третьего лица: Рябых О.В. по доверенности от 20.08.2014 N 16;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14963/2014) Администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.04.2014 по делу А21-847/2014 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению Администрации городского округа "Город Калининград"
к Управлению надзорной деятельности ГУ МЧС России по Калининградской области
третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Управление по делам ГО и ЧС г. Калининграда"
о признании недействительным предписания
установил:
Администрация городского округа "Город Калининград" (236000, г.Калининград пл.Победы, д.1, ОГРН 1023900770222, далее- Администрация ГО "Город Калининград", заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению надзорной деятельности ГУ МЧС России по Калининградской области (236010, г.Калининград, ул.Озерная, д.31, далее -Управление, административный орган) о признании недействительным предписания N 147/1/53 от 05.11.2013.
К участи в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Муниципальное казенное учреждение "Управление по делам ГО и ЧС г. Калининграда" (236000, г.Калининград, ул.Коммунальная, д.66, далее- МКУ"Управление по делам ГО и ЧС г. Калининграда").
Решением суда первой инстанции от 21.04.2014 заявление Администрации ГО "Город Калининград" удовлетворено в части признания недействительным пункта 1 предписания УНД ГУ МЧС России по Калининградской области N 147/1/53 от 05.11.2013 о возложении на Администрацию обязанности по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения в поселке Шоссейный. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация направила апелляционную жалобу, в которой просила решение отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что создание новых источников противопожарного водоснабжения и обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара не является обязанностью Администрации.
МКУ "Управление по делам ГО и ЧС г. Калининграда" поддержало доводы апелляционной жалобы, свою позицию изложило в отзыве.
УНД ГУ МЧС России по Калининградской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд своих представителей не направило.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей заявителя и третьего лица, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в период с 05.10.2013 по 05.11.2013 УНД ГУ МЧС России по Калининградской области на основании распоряжения от 03.10.2013 N 147 проведена внеплановая выездная проверка Администрации ГО "Город Калининград" по исполнению предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 10.12.2012 N 146/1/40.
По результатам проверки 05.11.2013 составлен акт N 147 и в отношении Администрации ГО "Город Калининград" вынесено предписание N 147/1/53 о необходимости:
1) в рамках обеспечения первичных мер пожарной безопасности обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения на 16-ти безводных участках ( нарушены ч. 2 ст. 63 Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 10 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
2) обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара к 54-м объектам (нарушены 2 ст. 63 Закона N 123, п. 10 ст. 16 Закона N 131).
Срок исполнения указанного предписания установлен органом пожарного надзора до 10.11.2014, предписание направлено для исполнения в Администрацию ГО "Город Калининград".
Администрация, не согласившись с указанным предписанием, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела обоснованно отказал Администрации в удовлетворении заявленных требований (за исключением обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения в поселке Шоссейный), правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оспаривании предписания, являющегося ненормативным правовым актом, суд проверяет его законность, а обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному ненормативному правовому акту, законности его принятия возлагается на орган или лицо, принявшие такой акт.
Оспариваемым предписанием от 05.11.2013 N 147/1/53 создание новых источников противопожарного водоснабжения и обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара возложены на Администрацию ГО "Город Калининград".
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Законом N 131 ( далее- Закон N131).
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Закона N 131 к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Решением городского Совета депутатов Калининграда 12.07.2007 N 257 утвержден Устав городского округа "Город Калининград".
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 3 Устава обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города относится к вопросам местного значения городского округа "Город Калининград".
Администрация городского округа "Город Калининград" является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа "Город Калининград" и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Калининградской области (ч. 1 ст. 46 Устава).
При этом согласно п. 4 и 5 ч. 13 ст. 47 Устава к компетенции администрации городского округа в области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан относятся полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах города, а также по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах города.
Имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности, относится к собственности городского округа "Город Калининград" (п. 6 ч. 2 ст. 51 Устава).
В соответствии со ст. 62 Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"( далее- Закон N213-ФЗ) здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Согласно ст. 63 Закона N 123 первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 68 Закона N 123 предусмотрено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (ч. 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (ч. 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 90 Закона N 123 для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство: 1) пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами; 2) средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений; 3) противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров).
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 80 Правил органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Постановлением главы Администрации городского округа "Город Калининград" от 09.09.2009 N 1594 утверждено Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа "Город Калининград", определяющее общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа "Город Калининград".
В соответствии с п. 3.1 Положения под разработкой и осуществлением первичных мер пожарной безопасности понимается утверждение главой администрации городского округа "Город Калининград" плана основных мероприятий по первичным мерам пожарной безопасности и его реализация.
План основных мероприятий по первичным мерам пожарной безопасности включает в себя, в том числе, обеспечение надлежащего состояния источников водоснабжения - поддержание в постоянной готовности пожарных гидрантов и водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборным устройствам. Создание и содержание источников противопожарного водоснабжения, а также ремонт и замена пожарных гидрантов на городских сетях возлагается на МУП КХ "Водоканал" в соответствии с его полномочиями, либо в соответствии с заключенными договорами (п. 3.2.4 Положения), а также контроль за градостроительной деятельностью, предусматривающий соблюдение требований пожарной безопасности при планировке и застройке территорий муниципального образования: в том числе, подержание свободными проходов, проездов и подъездов к зданиям и сооружениям для беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара и содержание источников противопожарного водоснабжения.
Более того, в соответствии с распоряжением Главы Администрации городского округа "Город Калининград" от 20.11.2009 N 610-Р "Об обеспечении свободного проезда пожарной и специальной техники к жилым домам, объектам и источникам противопожарного водоснабжения городского округа "Город Калининград" главам районов города предписано ежеквартально проводить комиссионные проверки состояния внутридворовых проездов с учетом возможности подъезда и установки пожарной и специальной техники к жилым домам, зданиям предприятий и учреждение на территории районов в случае возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций (п. 1.1), а также принимать в установленном порядке меры по ликвидации размещенных с нарушением установленных норм и правил и препятствующих подъезду и расстановке пожарной и специальной техники в случае возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций (п. 1.2).
Доказательств признания недействительным или отмены указанного выше распоряжения в материалы дела не представлено.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано надлежащему лицу, в компетенцию которого входит соблюдение перечисленных выше требований пожарной безопасности. (за исключением возложения на Администрацию обязанности по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения в поселке Шоссейный, поскольку согласно приложению к Закону Калининградской области от 29.05.2013 N 229, пос. Шоссейный входит в перечень населенных пунктов в составе Гурьевского городского округа).
Доводы подателя жалобы о том, что в полномочия Администрации входит только содержание существующих, но не устройство новых источников противопожарного водоснабжения, обоснованно не приняты судом первой интсанции, поскольку противоречат не только требованиям перечисленных выше нормативных правовых актов, но и принципу распространения полномочий администрации на всю территорию городского округа "Город Калининград" и необходимости соблюдения требований пожарной безопасности на всей территории городского округа. Проживающие на территории городского округа граждане имеют равные права по обеспечению пожарной безопасности вне зависимости от места проживания (в районе с уже сформированной или требующей обустройства противопожарной инфраструктурой).
Утверждение Администрации о том, что беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара должен обеспечиваться организациями, владеющими или управляющими зданиями, также противоречит названным ранее требованиям законодательства и п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Оспариваемое предписание выдано Администрации в пределах предоставленных ГУ МЧС России по Калининградской области полномочий, которые установлены Административным регламентом, утвержденным приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375, и Положением о государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820.
Органы ГПН и должностные лица органов ГПН в соответствии с компетенцией организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан (пп. 1 п. 6 Административного регламента).
Исполнение государственной функции включает в себя, в том числе, проведение проверок и оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам (п. 25 Административного регламента).
В соответствии с п. 59 Административного регламента в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны) с учетом разграничения ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты, а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения.
Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения внеплановой проверки в том числе является истечение срока исполнения органом власти, организацией, гражданином ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения и (или) по устранению несоответствия (п.1 ст.46 Административного регламента);
О проведении внеплановой проверки уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, уведомляется органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом ( ст.49 Административного регламента).
Материалами дела подтверждается, что Глава администрации городского округа "Город Калининград" Ярошук А.Г. был ознакомлен с распоряжением о проведении внеплановой проверки 04.10.2013 с 10 час.00 мин., то есть за сутки до ее начала.
По результатам проверки в соответствии с пунктом 70 Административного регламента Администрации правомерно выдано оспариваемое предписание с указанием сроков исполнения выявленных нарушений.
Нарушений положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не установлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21 апреля 2014 года по делу N А21-847/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа "Город Калининград"- оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-847/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 декабря 2014 г. N Ф07-9979/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация ГО "Город Калининград"
Ответчик: УНД ГУ МЧС России по Калининградской области
Третье лицо: МКУ "Управление по делам ГО и ЧС города Калининграда"