28 января 2015 г. |
Дело N А26-2548/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Журавлевой О.Р., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 26.01.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2014 (судья Погорелов В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 (судьи Загараева Л.П., Горбачева О.В., Згурская М.Л.) по делу N А26-2548/2014,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия, место нахождения: 185011, Петрозаводск, ул. Торнева, д. 5а, ОГРН 1031000012614, ИНН 1001040054 (далее - Фонд), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия "Сортавальская центральная районная больница", место нахождения: 186790, Сортавала, Спортивная ул., д.1, ОГРН 1021000944733, ИНН 1007003612 (далее - Учреждение), о взыскании 3 237 114 руб. 74 коп.
Решением суда первой инстанции от 10.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.09.2014, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить. Податель жалобы считает, что при выявлении нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования он имеет право на предъявление в суд исков о взыскании таких средств с медицинских организаций.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку использования средств, выделенных на реализацию программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011-2012 годы, в ходе которой выявил нецелевое использование Учреждением средств обязательного медицинского страхования в общей сумме 2 844 689 руб. 78 коп.
По мнению Фонда, за счет средств, полученных на реализацию программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011-2012 годы, Учреждение неправомерно выплатило 2 646 175 руб. 18 коп. медицинским работникам, участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, но не участвующим в программе модернизации; заключило договоры на поставку лекарственных препаратов и расходных материалов, не применяющихся при проведении диагностических и лечебных мероприятий при оказании стационарной медицинской помощи в соответствии со стандартами ее оказания, на сумму 17 714 руб. 60 коп., а также использовало 180 800 руб. средств, полученных на внедрение стандартов медицинской помощи, на структурные подразделения медицинской организации, не участвующие в реализации программы по внедрению стандартов.
Выявленные нарушения отражены в акте от 26.09.2013.
По итогам проверки Фонд, руководствуясь пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), направил Учреждению требование от 22.10.2013 N 34 о возврате в течение десяти рабочих дней средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа в размере 10 процентов от суммы, использованной не по целевому назначению.
Неисполнение указанного требования в установленный срок послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, поскольку пришли к выводу об отсутствии у Фонда полномочий на взыскание в судебном порядке средств обязательного медицинского страхования, использованных медицинским учреждением не по целевому назначению.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 названного Закона территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Пунктом 1 статьи 50 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что в 2011 - 2012 годах в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществлялась реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.
Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации направляются, в частности, на цели внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе, предоставляемой врачами-специалистами (пункт 3 части статьи 50 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 14 статьи 50 Закона N 326-ФЗ контроль за использованием средств, предоставленных на цели, установленные пунктом 3 части 3 этой же статьи (внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами), осуществляется также территориальными фондами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 85 утверждены Правила финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
На территории Республики Карелия реализация программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011 - 2012 годы регулируется постановлением Правительства Республики Карелия от 27.04.2011 N 107-П "О мерах по реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011 - 2012 годы".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (далее - Указ N 1095) в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. При этом средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления нарушений.
В силу пунктов 29 и 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, территориальный фонд обеспечивает контроль за ходом реализации результатов проверки, в том числе осуществляет: контроль за представлением и исполнением плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков (в случае установления территориальным фондом срока устранения нарушений и недостатков - контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков в установленный срок); контроль за возвратом (возмещением) средств, использованных не по целевому назначению; контроль за уплатой штрафов, пеней; начисление пеней и направление медицинской организации письменного сообщения о необходимости уплаты пеней (с приложением расчета размера пеней).
В случае выявления фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, требующих незамедлительных мер по их устранению, в случае неисполнения медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае неустранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Суды обоснованно указали, что ни Указом N 1095, ни Законом N 326-ФЗ фондам не предоставлено право на предъявление в суд исков о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Фонды имеют право предъявлять медицинской организации соответствующие требования, а также направлять предписания об устранении нарушений и возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, однако правомочиями на предъявление соответствующих исков при неисполнении медицинскими организациями требований и предписаний они не наделены.
Кроме того, суды, принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств обязательного медицинского страхования регулируется в рамках договорных правоотношений, исходили из того, что Фонд не является участником заключенных Учреждением договоров со страховыми медицинскими организациями.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 по делу N А26-2548/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.