Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 апреля 2025 г. N 194н
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организации обращения с твердыми коммунальными отходами"
В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по организации обращения с твердыми коммунальными отходами".
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Министр |
А.О. Котяков |
Зарегистрировано в Минюсте России 15 мая 2025 г.
Регистрационный N 82191
См. справку о профессиональных стандартах
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 9 апреля 2025 г. N 194н
Профессиональный стандарт
Специалист по организации обращения с твердыми коммунальными отходами
|
1724 |
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Организация обращения с ТКО (перечень сокращений приведен в разделе V профессионального стандарта) на территориях в зоне деятельности регионального оператора |
|
16.161 |
(наименование вида профессиональной деятельности) |
|
код |
Краткое описание вида профессиональной деятельности
Предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья |
Группа занятий
Руководители учреждений, организаций и предприятий |
Управляющие финансово- экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы |
||
Инженеры в промышленности и на производстве |
Специалисты в области политики администрирования |
||
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к области профессиональной деятельности
Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство |
|
(наименование области профессиональной деятельности) |
Отнесение к видам экономической деятельности
Сбор неопасных отходов |
|
Обработка и утилизация неопасных отходов |
|
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
|||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
возможные наименования должностей, профессий рабочих |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Организационное обеспечение деятельности в области обращения с ТКО |
5 |
Производственный аналитик регионального оператора Инженер по работе с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами Инспектор контроля потребителей услуг регионального оператора Экологический аудитор регионального оператора |
Анализ рынка услуг в сфере обращения с ТКО |
А/01.5 |
5 |
Организация взаимодействия с операторами по обращению с ТКО |
А/02.5 |
5 |
||||
Организация взаимодействия с отходообразователями |
А/03.5 |
5 |
||||
Контроль экологической безопасности регионального оператора по обращению с ТКО |
А/04.5 |
5 |
||||
В |
Организационно-экономическое обеспечение деятельности регионального оператора по обращению с ТКО |
5 |
Специалист по тарифообразованию, оценке и расчету экологического сбора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами Специалист по договорной работе, расчетам и платежам в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами |
Формирование размера тарифов, сборов и платежей в сфере обращения ТКО |
В/01.5 |
5 |
Организация расчетов за услуги регионального оператора по обращению с ТКО |
В/02.5 |
5 |
||||
С |
Руководство структурными подразделениями регионального оператора по обращению с ТКО |
6 |
Руководитель экономической службы регионального оператора Руководитель производственно-технической службы регионального оператора |
Руководство экономической службой регионального оператора по планированию и мониторингу деятельности обращения с ТКО |
С/01.6 |
6 |
Руководство производственно-технической службой регионального оператора по реализации организационно-технической стратегии |
С/02.6 |
6 |
||||
D |
Руководство региональным оператором по обращению с ТКО |
7 |
Производственный директор организации регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами |
Руководство технической и логистической деятельностью регионального оператора по обращению с ТКО |
D/01.7 |
7 |
Руководство организационно-экономическим обеспечением деятельности регионального оператора по обращению с ТКО |
D/02.7 |
7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Организационное обеспечение деятельности в области обращения с ТКО |
Код |
А |
Уровень квалификации |
5 |
Возможные наименования должностей, профессий рабочих |
Производственный аналитик регионального оператора Инженер по работе с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами Инспектор контроля потребителей услуг регионального оператора Экологический аудитор регионального оператора |
Пути достижения квалификации
Образование и обучение |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или Высшее образование - бакалавриат |
Опыт практической работы |
Не менее одного года в области обращения с отходами при наличии среднего профессионального образования |
|
|
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
- |
Справочная информация
Наименование документа |
Код |
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направления подготовки |
Инженеры в промышленности и на производстве |
||
- |
||
- |
||
Инженер по организации эксплуатации и ремонту |
||
Экологическая безопасность природных комплексов |
||
Экология и природопользование |
||
Техносферная безопасность |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Анализ рынка услуг в сфере обращения с ТКО |
Код |
А/01.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Трудовые действия |
Организационно-технологическое обеспечение проведения оценочных процедур |
|||
Сбор информации об участниках рынка услуг в сфере обращения с ТКО, в том числе с использованием качественного и количественного методов сбора и обработки информации | ||||
Проведение процедур оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг в сфере обращения с ТКО, выявленных организационно-административных барьеров и проблем | ||||
Проведение факторного и статистического анализа рынка услуг в сфере обращения с ТКО | ||||
Проведение процедур оценки соответствия применяемых способов и методов современным технологиям на всех этапах обращения ТКО | ||||
Проведение оценки результатов деятельности организации при выполнении региональных программ | ||||
Проведение контрольных мероприятий по проверке соответствия качества фактически предоставляемых услуг установленным стандартам качества услуг | ||||
Исследование экономики современного комплекса услуг по обращению с ТКО | ||||
Необходимые умения |
Планировать этапы проведения анализа |
|||
Использовать качественный и количественный методы сбора и обработки информации | ||||
Выявлять организационно-административные барьеры входа на рынок и проблемы, влияющие на развитие конкуренции | ||||
Проводить факторный и статистический анализ рынка услуг | ||||
Выявлять объемы и темпы роста рынка переработки ТКО | ||||
Определять эффективность способов и методов переработки ТКО | ||||
Определять результаты совершенствования системы обращения с ТКО на базе региональных программ | ||||
Изучать деятельность конкурентов | ||||
Структурировать собранную информацию | ||||
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, обращения с отходами и санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
|||
Требования к проведению оценки процесса | ||||
Инструментарий стандартизированного наблюдения | ||||
Номенклатура показателей качества услуг | ||||
Основы финансово-экономического анализа | ||||
Методы проведения финансово-экономического анализа | ||||
Методы исследования рынка | ||||
Способы сбора информации для анализа | ||||
Виды и методы сбора информации | ||||
Приемы и методы проведения анализа бизнес-процессов | ||||
Методы проведения экологического мониторинга и анализа | ||||
Типовые схемы комплекса услуг по обращению с ТКО | ||||
Правила разработки, утверждения и корректировки производственных и региональных программ в области обращения с ТКО, а также осуществления контроля за их реализацией | ||||
Стандартизованные требования к отчетности, периодичности и качеству представления документации | ||||
Стандарты раскрытия информации в области обращения с ТКО | ||||
Справочники и классификаторы, применяемые при учете ТКО, и порядок их использования | ||||
Нормативы накопления ТКО, утвержденные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа | ||||
Технология обработки информации с использованием вычислительной техники, современных средств коммуникации и связи | ||||
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Организация взаимодействия с операторами по обращению с ТКО |
Код |
А/02.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Трудовые действия |
Подготовка предложений в проекты региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, предложений по организации взаимодействия с операторами по обращению с ТКО |
|
Подготовка предложений в проекты программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, предложений по организации взаимодействия с операторами по обращению с ТКО | ||
Подготовка предложений по организации взаимодействия с операторами по обращению с ТКО в проекты разрабатываемых и актуализируемых распорядительных документов в области обращения с ТКО | ||
Организация совместных с операторами по обращению с ТКО мероприятий по ликвидации в установленные законодательством Российской Федерации сроки несанкционированных мест размещения отходов, возникших по их вине | ||
Осуществление совместно с заинтересованными операторами по обращению с ТКО информационного взаимодействия по определению схемы размещения и ведении реестра мест (площадок), в том числе для раздельного накопления ТКО по группам отходов | ||
Организационно-техническое обеспечение изготовления и размещения на объектах и служебном автотранспорте операторов по обращению с ТКО тематических наклеек, табличек и иных атрибутов, пропагандирующих экологическую культуру в области раздельного накопления ТКО по группам отходов | ||
Подготовка официальных ответов на письменные обращения операторов по обращению с ТКО | ||
Осуществление информационного взаимодействия с операторами по обращению с ТКО по вопросам выполнения федеральных норм и правил в области обращения с ТКО | ||
Подготовка совместно с операторами по обращению с ТКО ответов и статистических данных по запросам органов власти и органов государственного контроля и надзора | ||
Проведение совместно с операторами по обращению с ТКО мероприятий по информированию населения о деятельности пунктов приема вторичного сырья | ||
Проведение совместно с операторами по обращению с ТКО сверок статистической отчетности и иных сведений при предоставлении информации в сводный или государственный кадастр отходов в соответствии с нормативными правовыми актами | ||
Необходимые умения |
Разрабатывать предложения в проекты региональных, производственных программ и распорядительных документов в области обращения с ТКО |
|
Разрабатывать предложения в проекты производственных программ в области обращения с ТКО | ||
Готовить предложения по организации взаимодействия с операторами по обращению с ТКО в проекты разрабатываемых, актуализируемых и подготавливаемых распорядительных документов в области обращения с ТКО | ||
Вести учет выявленных на закрепленной за региональным оператором по обращению с ТКО территории несанкционированных мест размещения отходов | ||
Организовывать мероприятия по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов | ||
Готовить в рамках своей компетенции схемы размещения и ведения реестра мест (площадок), в том числе для раздельного накопления ТКО по группам отходов | ||
Подбирать тематику, разрабатывать эскизы и оформлять заказы на изготовление тематических наклеек, табличек и иных атрибутов, пропагандирующих экологическую культуру в области раздельного накопления ТКО по группам отходов | ||
Осуществлять информационное взаимодействие со сторонними организациями | ||
Подбирать необходимые статистические данные по запросам органов власти и органов государственного контроля и надзора | ||
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, обращения с отходами и санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
|
Правила разработки, утверждения и корректировки производственных и региональных программ в области обращения с ТКО, а также осуществления контроля за их реализацией | ||
Стандартизованные требования к отчетности, периодичности и качеству представления документации | ||
Правила и этикет деловой переписки | ||
Стандарты раскрытия информации в области обращения с ТКО | ||
Справочники и классификаторы, размещаемые в федеральной государственной информационной системе учета ТКО, и порядок их использования | ||
Нормативы накопления ТКО, утвержденные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа | ||
Технология обработки информации с использованием вычислительной техники, современных средств коммуникации и связи | ||
Другие характеристики |
- |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Организация взаимодействия с отходообразователями |
Код |
А/03.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Трудовые действия |
Сбор и систематизация информации о процессах, в результате которых образуются отходы, и сведений о материалах, изделиях и веществах, переходящих в состояние "отход" при осуществлении хозяйственной деятельности |
|
Инвентаризация отходов, образующихся на закрепленной территории, и объектов их размещения для представления статистической отчетности, сведений в сводный или государственный кадастр отходов в соответствии с нормативными правовыми актами | ||
Выявление, обследование и учет на закрепленной территории несанкционированных мест размещения отходов, в том числе на особо охраняемых территориях и в рекреационных зонах | ||
Осуществление информационного взаимодействия с отходообразователями и органами муниципального образования при определении схемы размещения и ведении реестра мест (площадок), в том числе для раздельного накопления ТКО по группам отходов | ||
Подготовка для отходообразователей в электронном виде и на бумажных носителях тематических материалов по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры в области раздельного накопления ТКО по группам отходов | ||
Направление подготовленных тематических материалов по раздельному накоплению ТКО по группам отходов в управляющие организации, органы местного самоуправления и группы общественного контроля | ||
Организационно-техническое обеспечение размещения на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, в том числе отходообразующих организаций, информации о собственниках площадок | ||
Организационно-техническое обеспечение профессионального оформления (брендированными табличками, баннерами) контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, в том числе отходообразующих организаций в соответствии с региональным стандартом | ||
Предоставление информации в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации | ||
Подготовка ответов на письменные обращения отходообразователей | ||
Осуществление информационного взаимодействия с отходообразователями по выполнению федеральных норм и правил в области обращения с ТКО при оборудовании мест (площадок) накопления отходов, образующихся при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте | ||
Осуществление информационного взаимодействия с отходообразующими организациями при разработке планов мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с ТКО, а также планов ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций | ||
Подготовка совместно с отходообразующими организациями статистических данных для проводимых органами власти мероприятий по разработке и размещению наглядной информации, касающейся внедрения раздельного накопления ТКО | ||
Письменное информирование отходообразователей об их обязанностях по соблюдению требований при обращении с группами однородных отходов | ||
Проведение совместно с отходообразующими организациями мероприятий по пропаганде деятельности пунктов приема вторичного сырья | ||
Необходимые умения |
Собирать и систематизировать информацию об отходообразующих процессах при осуществлении хозяйственной деятельности юридическими лицами |
|
Проводить инвентаризацию отходов | ||
Вести учет санкционированных и несанкционированных мест размещения отходов | ||
Подбирать тематику, разрабатывать эскизы и оформлять заказы на изготовление тематических наклеек, табличек и иных атрибутов, пропагандирующих экологическую культуру в области раздельного накопления ТКО по группам отходов | ||
Вести деловую переписку | ||
Осуществлять информационное взаимодействие со сторонними организациями | ||
Подбирать необходимые статистические данные по запросам органов власти и органов государственного контроля и надзора | ||
Разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, а также планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций | ||
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, обращения с отходами и санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
|
Правила разработки, утверждения и корректировки производственных и региональных программ в области обращения с ТКО, а также осуществления контроля за их реализацией | ||
Стандартизованные требования к отчетности, периодичности и качеству представления документации | ||
Правила и этикет деловой переписки | ||
Стандарты раскрытия информации в области обращения с ТКО | ||
Справочники и классификаторы, размещаемые в федеральной государственной информационной системе учета ТКО и порядок их использования | ||
Нормативы накопления ТКО, утвержденные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа | ||
Технология обработки информации с использованием вычислительной техники, современных средств коммуникации и связи | ||
Другие характеристики |
- |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование |
Контроль экологической безопасности регионального оператора по обращению с ТКО |
Код |
А/04.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Трудовые действия |
Инвентаризация и учет объектов обращения с ТКО на закрепленной за региональным оператором территории для разработки природоохранных мероприятий |
Контроль выполнения региональным оператором планов природоохранных мероприятий в области обращения с ТКО | |
Организационное обеспечение выполнения программы производственного экологического контроля на закрепленной за региональным оператором территории | |
Организация и контроль выполнения предписаний контрольно-надзорных органов по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических норм при обращении с ТКО на закрепленной за региональным оператором территории | |
Организационное обеспечение выявления и ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на закрепленной за региональным оператором территории | |
Организационно-техническое, технологическое и ресурсное обеспечение использования ТКО в качестве вторичного сырья | |
Оценка результатов деятельности по обращению с ТКО на закрепленной за региональным оператором территории и определение пути ее совершенствования | |
Представление статистической отчетности, сведений в сводный или государственный кадастр отходов в соответствии с нормативными правовыми актами | |
Необходимые умения |
Проводить инвентаризацию и учет объектов обращения с ТКО |
Контролировать выполнение региональным оператором планов природоохранных мероприятий в области обращения с ТКО | |
Контролировать выполнение региональным оператором программы производственного экологического контроля | |
Организовывать и контролировать выполнение региональным оператором предписаний контрольно-надзорных органов по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических норм при обращении с ТКО | |
Организовывать и контролировать выявление и ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов | |
Организовывать и контролировать использование ТКО в качестве вторичного сырья | |
Готовить статистическую отчетность и иные сведения в сводный или государственный кадастр отходов в соответствии с нормативными правовыми актами | |
Пользоваться приемами сбора и обработки информации о количественном и морфологическом составе ТКО | |
Классифицировать отходы по классу опасности | |
Выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач и оценивать их результаты | |
Применять программное обеспечение и современные информационные технологии с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, обращения с отходами и санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
Основные положения по классификации, идентификации и кодированию отходов | |
Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению раздельного накопления и сбора ТКО | |
Стандарты делопроизводства (классификация документов, порядок оформления, регистрации, прохождения) | |
Требования охраны труда, пожарной безопасности, промышленной санитарии | |
Перечень видов отходов производства и потребления, содержащих полезные компоненты, захоронение которых запрещается | |
Морфологический состав ТКО | |
Правила обращения с ТКО | |
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра | |
Правила делового общения | |
Специализированные информационные системы, программное обеспечение и базы данных | |
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Организационно-экономическое обеспечение деятельности регионального оператора по обращению с ТКО |
Код |
B |
Уровень квалификации |
5 |
Возможные наименования должностей, профессий рабочих |
Специалист по тарифообразованию, оценке и расчету экологического сбора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами Специалист по договорной работе, расчетам и платежам в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами |
Пути достижения квалификации
Образование и обучение |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или Высшее образование - бакалавриат |
Опыт практической работы |
Не менее одного года по профилю деятельности при наличии среднего профессионального образования |
|
|
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
- |
Справочная информация
Наименование документа |
Код |
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направления подготовки |
Специалисты в области политики администрирования |
||
- |
||
- |
||
- |
||
Инженер по охране окружающей среды (эколог) |
||
Перечень СПО |
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) |
|
Перечень ВО |
Экономика |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Формирование размера тарифов, сборов и платежей в сфере обращения ТКО |
Код |
B/01.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Трудовые действия |
Подготовка экономического обоснования исходных и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования |
Подготовка материалов по формированию тарифа в зависимости от метода регулирования тарифов | |
Расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности | |
Расчет расходов регионального оператора на осуществление регулируемых видов деятельности | |
Определение необходимой валовой выручки исходя из экономически обоснованных расходов регионального оператора | |
Формирование размера единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО | |
Формирование тарифа на обработку ТКО | |
Формирование тарифа на обезвреживание ТКО | |
Формирование тарифа на захоронение ТКО на объектах размещения | |
Формирование тарифа на энергетическую утилизацию | |
Расчет дополнительно полученных (недополученных) доходов, экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регионального оператора в предыдущий период регулирования | |
Направление в орган регулирования тарифов информации о выбранном методе регулирования тарифов | |
Подготовка заявления в орган регулирования тарифов об установлении тарифов регионального оператора | |
Необходимые умения |
Готовить экономические обоснования исходных и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования |
Готовить материалы по формированию тарифа в зависимости от метода регулирования тарифов | |
Рассчитывать объем оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности | |
Рассчитывать расходы организации на осуществление регулируемых видов деятельности | |
Определять необходимую валовую выручку исходя из экономически обоснованных расходов регионального оператора | |
Формировать размер единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО | |
Формировать тарифы на обработку, обезвреживание, захоронение и энергетическую утилизацию ТКО | |
Рассчитывать размеры тарифов с целью компенсации региональному оператору экономически обоснованных расходов на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивающих экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности | |
Необходимые знания |
Основы ценообразования в области обращения с ТКО |
Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО | |
Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора | |
Методы регулирования тарифов | |
Определение необходимой валовой выручки | |
Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО | |
Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами регулирования тарифов | |
Нормативы накопления ТКО | |
Технология обработки информации с использованием вычислительной техники, современных средств коммуникации и связи | |
Другие характеристики |
- |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Организация расчетов за услуги регионального оператора по обращению с ТКО |
Код |
B/02.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Трудовые действия |
Сбор информации об отходообразующих процессах при осуществлении хозяйственной деятельности юридическими лицами |
Обработка сведений об объемах и (или) массе ТКО, учтенных потребителями в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО | |
Определение потребителей и объектов накопления ТКО, к которым по договорам в области обращения с ТКО применяются расчеты исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО | |
Определение юридических лиц и объектов накопления ТКО, к которым по договорам в области обращения с ТКО применяются нормативы накопления ТКО, установленные уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации | |
Заключение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО (потребителями), места образования и накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора | |
Ведение учета несанкционированных мест размещения отходов на закрепленной за региональным оператором территории с целью определения сторон, ответственных за исполнение обязанностей в области обращения с ТКО, и заключения с ними договоров на оказание услуг по обращению с ТКО | |
Выставление требований потребителям по оплате ими фактически выполненных региональным оператором работ до заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора | |
Осуществление информационного взаимодействия с отходообразующими организациями и органами муниципального образования по вопросам своевременного заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО | |
Контроль выполнения сторонами условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО | |
Необходимые умения |
Анализировать информацию об отходообразующих процессах при осуществлении хозяйственной деятельности юридическими лицами |
Обрабатывать сведения об объемах и (или) массе ТКО, учтенной потребителями в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО | |
Определять потребителей, к которым применимы расчеты исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО | |
Определять потребителей, к которым применимы расчеты по нормативам накопления ТКО | |
Заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО | |
Выставлять платежные требования потребителям на оплату ими фактически выполненных региональным оператором работ до заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора | |
Осуществлять информационное взаимодействие с отходообразующими организациями и органами муниципального образования по вопросам своевременного заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО | |
Выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | |
Контроль выполнения сторонами условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО | |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | |
Необходимые знания |
Основы ценообразования в области обращения с ТКО |
Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО | |
Нормативы накопления ТКО, утвержденные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа | |
Правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО | |
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов | |
Морфологический состав ТКО | |
Классы опасности отходов | |
Специализированные информационные системы, программное обеспечение и базы данных | |
Технология обработки информации с использованием вычислительной техники, современных средств коммуникации и связи | |
Требования охраны труда | |
Другие характеристики |
- |
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Руководство структурными подразделениями регионального оператора по обращению с ТКО |
Код |
C |
Уровень квалификации |
6 |
Возможные наименования должностей, профессий рабочих |
Руководитель экономической службы регионального оператора Руководитель производственно-технической службы регионального оператора |
Пути достижения квалификации
Образование и обучение |
Высшее образование - бакалавриат |
Опыт практической работы |
Не менее трех лет в области обращения с отходами |
|
|
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
- |
Справочная информация
Наименование документа |
Код |
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направления подготовки |
Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы |
||
- |
||
- |
||
Главный инженер (в прочих отраслях) |
||
Перечень ВО |
Техносферная безопасность |
|
Экономика |
||
Менеджмент |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование |
Руководство экономической службой регионального оператора по планированию и мониторингу деятельности обращения с ТКО |
Код |
C/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Трудовые действия |
Составление проектов перспективных и годовых планов производственно-хозяйственной деятельности регионального оператора с использованием планово-расчетных цен на основные виды сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемых при обращении с ТКО |
Организационное обеспечение экономических разделов региональных и производственных программ в области обращения с ТКО | |
Внесение необходимых изменений в разделы планов производственно-хозяйственной деятельности и социального развития регионального оператора по обращению с ТКО | |
Подготовка экономических обоснований в ходе освоения новой техники и прогрессивных технологий, механизации и автоматизации производственных процессов в области обращения с ТКО | |
Организация и контроль проведения мониторинга и инвентаризации объектов обращения с ТКО, находящихся в ведении регионального оператора | |
Разработка мероприятий по снижению издержек, повышению рентабельности производства, устранению непроизводительных расходов при обращении с ТКО | |
Проведение экономического анализа хозяйственной деятельности подразделений регионального оператора по обращению с ТКО | |
Проведение комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности регионального оператора и его подразделений | |
Доведение плановых показателей до производственных подразделений организации | |
Учет и контроль хода выполнения плановых заданий по организации и ее подразделениям | |
Формирование, ведение и хранение базы данных планово-экономической информации | |
Подготовка периодической отчетности в установленные сроки | |
Необходимые умения |
Составлять проекты перспективных и годовых планов производственно-хозяйственной деятельности регионального оператора |
Разрабатывать экономические разделы региональных и производственных программ в области обращения с ТКО | |
Разрабатывать экономические обоснования применения новой техники, прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов в области обращения с ТКО | |
Проводить мониторинг и инвентаризацию объектов | |
Разрабатывать мероприятия по снижению издержек, повышению рентабельности производства и устранению непроизводительных расходов | |
Проводить экономический анализ хозяйственной деятельности организации и ее подразделений | |
Проводить учет выполнения плановых заданий по организации и ее подразделениям | |
Формировать, вести и хранить базы данных планово-экономической информации | |
Готовить периодическую отчетность в установленные сроки | |
Разрабатывать предложения, направленные на формирование комплексного подхода к нормативно-правовому регулированию процессов обращения с ТКО на закрепленной за региональным оператором территории | |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | |
Выполнять расчеты и обоснования к ним | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, обращения с отходами, технического регулирования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и методические материалы по планированию, учету и анализу деятельности организации | |
Основы трудового законодательства Российской Федерации | |
Методы экономического анализа показателей производственно-хозяйственной деятельности организации и ее подразделений | |
Методы мониторинга и инвентаризации объектов обращения с отходами | |
Методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда | |
Отечественный и зарубежный опыт рациональной организации экономической деятельности организации в области обращения с отходами в условиях рыночной экономики | |
Технологии обращения с отходами, представленные в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям | |
Основы природопользования | |
Возможности применения вычислительной техники для технико-экономических расчетов и анализа хозяйственной деятельности организации, правила ее эксплуатации | |
Технология обработки информации с использованием вычислительной техники, современных средств коммуникации и связи | |
Другие характеристики |
- |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование |
Руководство производственно-технической службой регионального оператора по реализации организационно-технической стратегии |
Код |
C/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Трудовые действия |
Организационное обеспечение внедрения комплекса технических, программных, информационных средств управления ТКО с постоянным обновлением информации по объектам образования ТКО на закрепленной за региональным оператором территории, классам их опасности и местам размещения ТКО |
Разработка проектов технологических регламентов, технологических карт и технических условий обращения с ТКО | |
Разработка мероприятий для недопущения захоронения или уничтожения ТКО, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья | |
Организационное обеспечение взаимодействия работников организации, направленного на развитие его трудовой мотивации, инициативности и активности | |
Обеспечение подготовки и поддержания квалификации работников производственно-технической службы регионального оператора | |
Определение производственных заданий работникам | |
Организационное обеспечение разработки проектов методических и распорядительных документов регионального оператора по обращению с ТКО, формирующих систему реализации организационно-технической стратегии организации | |
Мониторинг качества технической документации, сырья, материалов, комплектующих изделий и работ регионального оператора по обращению с ТКО | |
Оформление результатов мониторинга качества технической документации, сырья, материалов, комплектующих изделий и работ регионального оператора по обращению с ТКО | |
Подготовка производственно-технических разделов региональных и производственных программ в области обращения с ТКО | |
Подбирать и предлагать для применения технологии в области обращения с ТКО, представленные в информационно-технической среде | |
Необходимые умения |
Работать с техническими, программными, информационными средствами управления отходами |
Разрабатывать проекты технологических регламентов, технологических карт и технических условий обращения с ТКО | |
Разрабатывать мероприятия по недопущению захоронения или уничтожения ТКО, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья | |
Организовывать внедрение стратегии организации по взаимодействию работников организации, направленной на развитие его трудовой мотивации, инициативности и активности | |
Организовывать подготовку и поддержание квалификации работников | |
Определять производственные задания работникам | |
Разрабатывать проекты методических и распорядительных документов | |
Проводить мониторинг и анализировать результаты качества технической документации, сырья, материалов, комплектующих изделий и работ | |
Готовить производственно-технические разделы региональных и производственных программ в области обращения с ТКО | |
Подбирать и предлагать для применения технологии в области обращения с ТКО | |
Выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | |
Разрабатывать предложения, направленные на формирование комплексного подхода к нормативно-правовому регулированию процессов обращения с ТКО на закрепленной территории | |
Формировать, вести и хранить базы данных производственно-технической информации | |
Готовить отчетность | |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, обращения с отходами, технического регулирования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
Отраслевые национальные стандарты, стандарты организации и технические условия | |
Технологии обращения с отходами, представленные в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям | |
Основы экологии | |
Основы природопользования | |
Специализированные информационные системы, программное обеспечение и базы данных | |
Технология обработки информации с использованием вычислительной техники, современных средств коммуникации и связи | |
Правила оформления технической документации и делопроизводство | |
Другие характеристики |
- |
3.4. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Руководство региональным оператором по обращению с ТКО |
Код |
D |
Уровень квалификации |
7 |
Возможные наименования должностей, профессий рабочих |
Производственный директор организации регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами |
Пути достижения квалификации
Образование и обучение |
Высшее образование - бакалавриат или Высшее образование - специалитет, магистратура или Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат, специалитет, магистратура и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности в области экономики и управления или техносферной безопасности и природообустройства |
Опыт практической работы |
Не менее трех лет в области обращения с отходами при высшем образовании - бакалавриат |
|
|
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
- |
Справочная информация
Наименование документа |
Код |
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направления подготовки |
Руководители учреждений, организаций и предприятий |
||
- |
||
Генеральный директор предприятия |
||
Директор (начальник, управляющий) предприятия |
||
Перечень ВО |
Техносферная безопасность |
|
Менеджмент |
||
Техносферная безопасность |
||
Менеджмент |
||
Экономическая безопасность |
3.4.1. Трудовая функция
Наименование |
Руководство технической и логистической деятельностью регионального оператора по обращению с ТКО |
Код |
D/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Трудовые действия |
Формирование и построение структуры подразделений регионального оператора, занятых технической и логистической деятельностью |
Организационное обеспечение общего функционирования регионального оператора по обращению с ТКО | |
Определение целей, стратегий, политики и программ регионального оператора по обращению с ТКО | |
Утверждение бюджета и управление бюджетом регионального оператора по обращению с ТКО, контроль расходов и обеспечение эффективного использования ресурсов | |
Организационное обеспечение взаимодействия структурных подразделений организации | |
Организационно-техническое, технологическое и ресурсное обеспечение создания комплекса технических, программных, информационных средств управления ТКО на закрепленной за региональным оператором территории, по классам их опасности и местам размещения отходов | |
Утверждение планов логистических процессов сбора, транспортирования и размещения ТКО | |
Организационно-техническое обеспечение документационного сопровождения логистических процессов сбора, транспортирования и размещения ТКО | |
Организационное обеспечение разработки логистической стратегии регионального оператора по сбору, транспортированию и размещению ТКО | |
Организационное обеспечение повышения качества деятельности органов регионального оператора по управлению логистическими процессами в сфере обращения с ТКО | |
Контроль показателей эффективности логистических операций в сфере обращения с ТКО | |
Организационное обеспечение разработки и реализации перспективных планов и мероприятий по последовательному переходу к раздельному сбору ТКО на закрепленной за региональным оператором территории | |
Оценка деятельности регионального оператора по достижению поставленных целей и реализации политики | |
Формирование команды работников с учетом выбранной системы организации труда и стиля управления | |
Организационное обеспечение проведения мероприятий по обучению работников регионального оператора и повышению его профессионального уровня | |
Внедрение профессиональных стандартов в системе регионального оператора по обращению с ТКО | |
Организационное обеспечение раскрытия информации в области технической и логистической деятельности регионального оператора по обращению с ТКО | |
Организация контроля исполнения работниками принятых решений | |
Организационное обеспечение разработки должностных инструкций | |
Утверждение распорядительных документов, включая стандарты организации, формирующие систему управления ТКО на закрепленной за региональным оператором территории, в том числе логистику обращения с ТКО | |
Необходимые умения |
Формировать структуру подразделений организации |
Определять цели и логистическую стратегию организации | |
Управлять бюджетом организации, контролировать расходы и обеспечивать эффективное использование ресурсов | |
Обеспечивать взаимодействие структурных подразделений организации | |
Обеспечивать документационное сопровождение логистических процессов сбора, транспортирования и размещения ТКО | |
Контролировать показатели эффективности логистических операций | |
Обеспечивать раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации | |
Контролировать исполнение структурными подразделениями организации принятых решений | |
Обеспечивать разработку должностных инструкций | |
Готовить распорядительные документы, включая стандарты организации, формирующие систему управления ТКО на закрепленной за региональным оператором территории, в том числе логистику обращения с ними | |
Применять цифровые технологии и информационные системы при разработке концепции развития организации | |
Поддерживать высокий уровень исполнительской дисциплины в организации | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, обращения с отходами и санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
Правила разработки, утверждения и корректировки производственных и региональных программ в области обращения с ТКО | |
Стандартизованные требования к отчетности, периодичности и качеству представления документации | |
Стандарты раскрытия информации в области обращения с ТКО | |
Правила и этикет деловой переписки | |
Методы анализа и оценки процессов управления работниками | |
Законодательство Российской Федерации о персональных данных | |
Корпоративные регламенты | |
Цифровые технологии анализа данных и отчетности, профильные информационные и цифровые технологии | |
Терминология рынка обращения с отходами | |
Лучшие мировые практики развития объектов обращения с отходами | |
Виды, структура, существенные условия договоров | |
Методы и технологии проведения переговоров | |
Методы управления проектами | |
Профильные информационные и цифровые технологии, применяемые в сфере обращения с ТКО | |
Другие характеристики |
- |
3.4.2. Трудовая функция
Наименование |
Руководство организационно-экономическим обеспечением деятельности регионального оператора по обращению с ТКО |
Код |
D/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Трудовые действия |
Разработка теоретических и методических основ повышения экономической эффективности организации по оказанию услуг в сфере обращения с ТКО |
Мониторинг и оценка экономической деятельности регионального оператора по достижению поставленных целей и реализации политики | |
Создание профессиональной среды, способствующей исполнению поставленных задач в сфере обращения с ТКО | |
Организационное обеспечение разработки экономического блока региональных и производственных программ в области обращения с ТКО | |
Организационное обеспечение формирования размера тарифов, сборов и платежей в сфере обращения ТКО | |
Организационное обеспечение проведения расчетов за услуги регионального оператора по обращению с ТКО | |
Организационное обеспечение контроля экологической безопасности регионального оператора по обращению с ТКО | |
Формирование команды сотрудников с учетом выбранной системы организации труда и стиля управления | |
Организационное обеспечение обучения работников и повышения его профессионального уровня | |
Организационное обеспечение раскрытия информации об экономической деятельности организации в сфере обращения с ТКО | |
Организация контроля исполнения работниками принятых решений | |
Организационное обеспечение разработки должностных инструкций | |
Необходимые умения |
Разрабатывать теоретические и методические основы повышения экономической эффективности организации |
Проводить мониторинг экономической деятельности организации | |
Формировать размеры тарифов, сборов и платежей в сфере обращения ТКО | |
Организовывать расчеты за услуги регионального оператора по обращению с ТКО | |
Контролировать экологическую безопасность регионального оператора по обращению с ТКО | |
Рассчитывать экономическую эффективность концепции или реконцепции объектов | |
Рассчитывать финансовые затраты на реализацию проектов | |
Формировать структуру экономического блока организации | |
Выстраивать согласованные действия между исполнителями | |
Формировать мотивационные критерии для исполнителей | |
Определять систему организации труда, соответствующую поставленным задачам | |
Формировать запрос на подбор работников | |
Контролировать выполнение поставленных задач работниками подразделения | |
Поддерживать высокий уровень исполнительской дисциплины | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, обращения с отходами и санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
Правила разработки, утверждения и корректировки производственных и региональных программ в области обращения с ТКО | |
Технология проведения всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности объектов | |
Стандартизованные требования к отчетности, периодичности и качеству представления документации | |
Стандарты раскрытия информации в области обращения с ТКО | |
Правила и этикет деловой переписки | |
Методы анализа и оценки процессов управления работниками | |
Законодательство Российской Федерации о персональных данных | |
Корпоративные регламенты | |
Цифровые технологии анализа данных и отчетности, профильные информационные и цифровые технологии | |
Терминология рынка обращения с отходами | |
Лучшие мировые практики развития объектов обращения с отходами | |
Виды, структура, существенные условия договоров | |
Методы и технологии проведения переговоров | |
Методы управления проектами | |
Профильные информационные и цифровые технологии, применяемые в сфере обращения с ТКО | |
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик:
Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве | |
Председатель |
Козлов Александр Михайлович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков:
1 |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России |
2 |
Общественный контроль ТКО по МО, город Сергиев Посад, Московская область |
3 |
ППК "Российский экологический оператор" |
4 |
НО "Союз Инженеров Живой Воды" |
V. Сокращения, используемые в профессиональном стандарте
ТКО - твердые коммунальные отходы
------------------------------
1Общероссийский классификатор занятий.
2Приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Минюстом России 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Минтруда России от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
3Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
4Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
5Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
6Приказ Минпросвещения России от 17 мая 2022 г. N 336 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" (зарегистрирован Минюстом России 17 июня 2022 г., регистрационный N 68887) с изменениями, внесенными приказами Минпросвещения России от 12 мая 2023 г. N 359 (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2023 г., регистрационный N 73797), от 25 сентября 2023 г. N 717 (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 2023 г., регистрационный N 75754), от 27 апреля 2024 г. N 289 (зарегистрирован Минюстом России 31 мая 2024 г., регистрационный N 78367), от 7 ноября 2024 г. N 782 (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2024 г., регистрационный N 80517).
7Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163) с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994), от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355), от 1 декабря 2016 г. N 1508 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2016 г., регистрационный N 44807), от 10 апреля 2017 г. N 320 (зарегистрирован Минюстом России 10 мая 2017 г., регистрационный N 46662), от 11 апреля 2017 г. N 328 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2017 г., регистрационный N 47167), от 23 марта 2018 г. N 210 (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50727), от 30 августа 2019 г. N 664 (зарегистрирован Минюстом России 23 сентября 2019 г., регистрационный N 56026), от 15 апреля 2021 г. N 296 (зарегистрирован Минюстом России 27 апреля 2021 г., регистрационный N 63245), от 13 декабря 2021 г. N 1229 (зарегистрирован Минюстом России 13 апреля 2022 г., регистрационный N 68183); абзац 7 пункт 2 приказа Минобрнауки России от 1 февраля 2022 г. N 89 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2022 г., регистрационный N 67610), срок действия ограничен до 1 сентября 2026 г.
Для специалистов по организации обращения с ТКО Минтруд разработал профстандарт, который будет действовать с 1 сентября 2025 г. до 1 сентября 2031 г.
Обозначены трудовые функции, требования к образованию и опыту работы, возможные наименования должностей.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 апреля 2025 г. N 194н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организации обращения с твердыми коммунальными отходами"
Зарегистрировано в Минюсте России 15 мая 2025 г.
Регистрационный N 82191
Вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 16 мая 2025 г. N 0001202505160004