Требование: о признании права собственности, о признании права федеральной собственности в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
31 января 2017 г. |
Дело N А56-41945/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Степанкевич Е.В. (доверенность от 29.12.2016 N 140991-42), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге Петрова А.Р. (доверенность от 29.12.2016 N 332-д),
рассмотрев 25.01.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2016 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А56-41945/2014,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Управление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - КУГИ), о признании права собственности Российской Федерации на земельные участки: участок площадью 2760 кв.м с кадастровым номером 78:12:0714903:1, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 195, и участок площадью 13 478 кв.м с кадастровым номером 78:12:0714903:2, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 195, лит. Л.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400 (далее - Управление Росреестра), и федеральное государственное унитарное предприятие "Электронные торги и безопасность", место нахождения: 197136, Санкт-Петербург, Ординарная ул., д. 20, лит. В, ОГРН 1037843048924, ИНН 7808013067 (далее - Предприятие).
Решением от 16.09.2014 суд удовлетворил исковые требования и признал право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.04.2015 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Пассажирский порт", место нахождения: место нахождения: 188644, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, дер. Новосаратовка, Октябрьская наб., д. 31, ОГРН 1027806062130, ИНН 7811083297 (далее - Общество), а также в соответствии с положениями статьи 48 АПК РФ произведена замена КУГИ на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН и ИНН те же (далее - Комитет).
Решением от 27.05.2016 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 04.10.2016 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, при удовлетворении иска суды не исследовали вопрос о соразмерности площади земельного участка с кадастровым номером 78:12:0714903:2 и площади расположенного на нем объекта недвижимости, относящегося к федеральной собственности; на данном участке помимо объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, расположены два объекта недвижимости, который принадлежат на праве собственности Обществу.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы жалобы, а представитель Управления Росимущества возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили; их отсутствие в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на земельный участок площадью 2760 кв.м с кадастровым номером 78:12:0714903:1, относящийся к категории земель населенных пунктов и расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 195 (участок N 1), с 29.04.1999 зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга и право аренды Общества на срок с 20.11.2003 по 19.06.2052, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 21.05.2014 N 40/011/2014-455.
На данном земельном участке расположен объект недвижимости - причал хозбытстоков площадью 1189 кв.м с кадастровым номером 78:7149В:1:4, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.04.2005 серии 78АА N 088144; в качестве основания регистрации права федеральной собственности на данный причал указана выписка из реестра федерального имущества от 18.02.2005.
На земельный участок площадью 13 478 кв.м с кадастровым номером 78:12:0714903:2 (далее - участок N 2), категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 195, лит. Л, право собственности Санкт-Петербурга зарегистрировано 28.05.1999, а также зарегистрировано право аренды за Обществом на срок с 18.06.2003 по 25.03.2051, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 28.05.2014 N 01/010/2014-992.
На данном земельном участке расположены объекты недвижимости: находящийся в собственности Российской Федерации причал ОАО "Паспорт" площадью 4441 кв.м с кадастровым номером 78:7149В:2:5, а также переданные Обществу в порядке приватизации и находившиеся до этого в федеральной собственности два здания - площадью 217,8 кв.м с кадастровым номером 78:12:7149В:2:2 и площадью 791,43 кв.м с кадастровым номером 78:12:7149В:2:3.
Распоряжением Управления Росимущества от 24.02.2012 N 105-р относящиеся к федеральной собственности причал хозбытстоков и причал ОАО "Паспорт" переданы Предприятию на праве хозяйственного ведения, которое было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 30.03.2012 серии 78-АЖ N 531035 и N 531034.
Из материалов дела следует, что основанием для регистрации права собственности Санкт-Петербурга на указанные земельные участки явилось распоряжение КУГИ от 14.07.1998 N 1060-р "О порядке исполнения распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 31.12.1997 N 1357-р".
Управление Росимущества, ссылаясь на то, что участке N 1 расположен находящийся в собственности Российской Федерации причал хозбытстоков, а на участке N 2 расположен находящийся в собственности Российской Федерации причал ОАО "Паспорт", обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, полагая, что в 1999 году не имелось правовых оснований для государственной регистрации права собственности Санкт-Петербурга на спорные земельные участки, поскольку на них никогда не находились объекты недвижимости, относящиеся к собственности Санкт-Петербурга; спорные земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, относятся к федеральной собственности ввиду нахождения на них федеральных объектов.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 16, 17, 18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), абзацем 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), удовлетворили заявленные требования, поскольку установили факт нахождения объектов федеральной собственности на спорных земельных участках. При этом суды исходили из того, что какие-либо объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Санкт-Петербургу, на спорных участках отсутствуют; правовых оснований для государственной регистрации в 1999 году права собственности Санкт-Петербурга на данные участки не имелось; участки были сформированы в целях использования расположенных на них объектов недвижимости федеральной собственности, часть из которых впоследствии в порядке приватизации передана в собственность Общества.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно положениям пункта 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю до 01.01.2006 было определено Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ), в части 2 статьи 2 которого было предусмотрено, что основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
В статьях 3, 4, 5 Закона N 101-ФЗ указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 (далее - Правила N 140).
При этом статьями 17 и 19 ЗК РФ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Законом N 101-ФЗ. В федеральной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (пункт 1 статьи 17 ЗК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, вступившей в силу с 01.07.2006, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела, в том числе сведениями региональной геоинформационной системы, подтверждается, что на участке N 1, в отношении которого зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга, расположен только 1 объект недвижимости - причал хозбытстоков, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией.
Какие-либо объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Санкт-Петербургу, на данном земельном участке отсутствуют.
На земельном участке N 2, в отношении которого также зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга, расположен причал ОАО "Паспорт", право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией, а также два здания, право собственности на которые зарегистрировано за Обществом, а до их приватизации относившиеся к федеральной собственности.
Так, в ходе рассмотрения дела суды установили, что принадлежащие в настоящее время Обществу два здания, которые расположены на участке N 2, были переданы открытому акционерному обществу "Северо-Западное пароходство" (далее - Пароходство) в порядке приватизации федеральной собственности по плану приватизации государственного предприятия Северо-Западное речное пароходство, утвержденному председателем Ленинградского областного КУГИ от 17.12.1992, а впоследствии эти здания были переданы Пароходством Обществу на основании договора от 19.11.1999 о создании Общества.
При таком положении суды пришли к обоснованному выводу, что объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, являются в настоящее время или являлись до их приватизации объектами федеральной собственности, что подтверждается планом приватизации Северо-Западного речного пароходства; указанные земельные участки были сформированы и предназначены для эксплуатации расположенных на них объектов; на спорных участках отсутствуют и никогда не находились здания, строения, сооружения, находящиеся или находившиеся ранее в собственности Санкт-Петербурга; право федеральной собственности на объекты недвижимости, расположенные на участке N 2, возникло до разграничения государственной собственности на землю; в деле отсутствуют доказательства того, что участок N 2 был сформирован для размещения объектов, относящихся к собственности Санкт-Петербурга, а также того, что земельные участки предоставлялись органам государственной власти Санкт-Петербурга, а также предприятиям и учреждениям, созданным Санкт-Петербургом.
Доказательства, позволяющие отнести спорные земельные участки к собственности Санкт-Петербурга, в материалы дела не представлены. Предусмотренные статьей 2 Закона N 101-ФЗ акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю и в которых были бы указаны спорные земельные участки как относящиеся к собственности Санкт-Петербурга, в деле отсутствуют.
Комитетом не представлены доказательства соблюдения установленного Правилами N 140 порядка согласования перечней земельных участков при разграничении права собственности на землю.
В связи с этим суды обоснованно признали, что какие-либо правовые основания для государственной регистрации за Санкт-Петербургом права собственности на спорные земельные участки не имелось. При этом суды правильно исходили из того, что в 1999 году отсутствовал закон, устанавливающий порядок отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а распоряжение Комитета от 14.07.1998 N 1060-р не могло являться достаточным и надлежащим основанием для возникновения у Санкт-Петербурга права собственности на спорные участки. Данный вывод судов соответствует перечисленным выше положениям Закона N 101-ФЗ и абзаца 2 пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Приведенные в кассационной жалобе Комитетом доводы о том, что площадь земельного участка с кадастровым номером 78:12:0714903:2 несоразмерна площади объекта недвижимости, находящегося в собственности Российской Федерации, являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку не относятся непосредственно к предмету спора о праве собственности и его государственной регистрации в ЕГРП; вопрос формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенного на нем объекта, выходит за пределы судебного разбирательства по заявленным требованиям; данный участок был сформирован в целях использования расположенных на них объектов федеральной собственности - объектов транспортной инфраструктуры, из которых два объекта были переданы в собственность Общества.
Довод подателя жалобы о необоснованном применении положений статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, ему была дана надлежащая и правильная правовая оценка. Он признается кассационным судом несостоятельным как основанный на неверном толковании норм материального права.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения от 27.05.2016 и постановления апелляционного суда от 04.10.2016 и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 по делу N А56-41945/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.