13 февраля 2017 г. |
Дело N А42-9738/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.,
при участии от муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Объединенная медсанчасть "Севрыба" Ершова О.Е. (доверенность от 09.02.2017 N 27), Сургутовой Е.Р. (доверенность от 09.02.2017 N 28), от территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области Несведова Е.А. (доверенность от 26.01.2017 N 8), Жолудева Д.В. (доверенность от 09.01.2017 N 3),
рассмотрев 13.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 по делу N А42-9738/2015 (судьи Шестакова М.А., Сотов И.В., Слобожанина В.Б.),
установил:
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Объединенная медсанчасть "Севрыба", место нахождения: 183032, г.Мурманск, ул. Ломоносова, д. 18, ОГРН 1025100851050, ИНН 5191500811 (далее - Учреждение), обратилось Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным пункта 3 акта плановой комплексной проверки территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области, место нахождения: 183038, г.Мурманск, пр. Ленина, д. 89, ОГРН 1025100843789, ИНН 5192160029 (далее - Фонд), от 10.11.2015 N б/н, в части использования средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в сумме превышающей 58 478 руб. 16 коп., а также в части назначенного размера штрафа за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме превышающей 5847 руб. 82 коп.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 26.04.2016 года в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 решение суда первой инстанции отменено, заявленные Учреждением требования удовлетворены. С Фонда в пользу Учреждения взысканы судебные расходы в размере 3000 руб.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит обжалуемое постановление отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления Учреждению отказать.
Податель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправомерно и необоснованно применил к рассматриваемому делу требования пункта 3.6.9 МДК 2.04-2004 "Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда", утвержденного Госстроем России 01.01.2004, классифицируя комплекс проведенных Учреждением работ как текущий ремонт. При этом Фонд полагает, что оконные и дверные блоки являются конструкциями, замена которых целиком (в сборе) является работой по капитальному ремонту.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить ее без удовлетворения, считая принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Фонда поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Учреждения возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Фондом в период с 12.10.2015 по 10.11.2015 в отношении Учреждения проведена плановая комплексная проверка по контролю за использованием средств ОМС, в ходе которой установлено, что на основании приказа начальника Учреждения от 09.07.2013 N 13-а "Об организации безопасной эксплуатации зданий и сооружений МБУЗ "МОМСЧ "Севрыба" должностными лицами Учреждения проведен плановый осмотр здания больницы на предмет определения готовности к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнения плана ремонтных работ для включения в план текущего ремонта на 2014 год. По итогам осмотра составлен соответствующий акт от 03.09.2015 согласно пунктам 4-5 которого принято решение, при выполнении косметических ремонтов в помещениях предусмотреть текущий ремонт по замене оконных блоков; произвести текущий ремонт по замене оконных блоков в гинекологическом отделении.
В связи с необходимостью проведения ремонтных работ в помещениях стационара, Учреждением заключены следующие договоры: от 06.02.2013 б/н с ЗАО "Юник-стиль" на выполнение работ по ремонту в помещениях стационара; от 09.01.2014 б/н с ЗАО "Юник-стиль" на выполнение работ по составлению проектной документации (сметы) на текущий ремонт в помещениях стационара (замена оконных блоков); от 25.03.2014 N 0349300029314000028-0232340-01 с ООО "Мурмандеталь" на выполнение работ по текущему ремонту по замене оконных блоков; от 18.07.2014 N 3 с ООО "Мурмандеталь" на выполнение работ по замене оконного блока; от 30.06.2015 N 1/05/2015 с ИП Кузнецовым Д.А. на выполнение комплекса ремонтно-отделочных работ согласно прилагаемой сметы, в соответствии с которой в работы входит замена оконного блока (раздел 1).
Общая стоимость работ составила 519 608 руб. 93 коп. Оплата указанной суммы была произведена Учреждением за счет средств ОМС.
Полагая, что данные работы относятся к работам по капитальному ремонту, Фонд пришел к выводу о нецелевом использование Учреждением средств ОМС в 2014-2015 годах, в том числе за оплату расходов, не включенных в тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программ ОМС в общей сумме 574 608 руб. 93 коп., из которых: 561 876 руб. 57 коп. расходы на капитальный ремонт и на составление проектной документации (сметы) для его проведения за 2014 год (506 876 руб. 57 коп. - работы по замене оконных и дверных блоков в здании Учреждения, составление проектной документации (сметы); 55 000 руб. - работы по замене дверей в помещении общежития),12 732 руб. 36 коп. - расходы на капитальный ремонт за 9 месяцев 2015 года (работы по замене оконного блока).
По результатам проверки Фондом составлен акт от 10.11.2015, которым Учреждению предложено в срок до 24.11.2015 восстановить в бюджет ТФОМС МО средства ОМС в общей сумме 578 087 руб. 09 коп., использованные не по целевому назначению; уплатить в бюджет ТФОМС МО штраф за нецелевое использование средств ОМС в общей сумме 57 808 руб. 71 коп.
Учреждение, не согласившись с данным актом представило на него свои возражения (разногласия).
По результатам рассмотрения разногласий Учреждения, Фондом было дано заключение от 20.11.2015 N 3865, которым возражения медицинской организации были признаны необоснованными. Также данным заключением заявителя информировали о сроках возврата средств, использованных не по целевому назначению и об уплате штрафа.
Считая неправомерными выводы Фонда, изложенные в акте от 10.11.2015, в части отнесения работ по замене оконных блоков и составлению проектной документации к капитальному ремонту, и как следствие отнесение расходов к нецелевому использованию средств ОМС в размере 519 608 руб. 93 коп., Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции полагая, что работы по замене оконных блоков, а также составление проектной документации (сметы) на выполнение указанных работ, произведенные заявителем относятся к капитальному ремонту помещения и не могут осуществляться за счет средств ОМС, в удовлетворении заявленных требований Учреждению отказал.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и указал, что поскольку удельный вес замененных оконных блоков не превышает 6% общего числа заменяемых конструктивных элементов здания и элементов внешнего благоустройства, то работы по их замене нельзя отнести к капитальному ремонту.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы считает, что суд апелляционной инстанции, удовлетворяя требование Учреждения в обжалуемой части, правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 5 части 1 статьи 6, пунктом 12 части 7 статьи 34, частью 14 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктами 2, 3 Положения о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, пунктами 3.2.12, 3.3.15 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 06.10.2011 N 510-ПП, на Фонд возложена обязанность по осуществлению контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями. Данные нормы дают право Фонду помимо прочего проводить проверки и ревизии; предъявлять к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организации по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
Пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации дает определение нецелевого использования бюджетных средств, под которым законом признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Часть 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ говорит о том, что расходование средств бюджетов территориальных фондов на не предусмотренные в законе цели не предусмотрено.
При вынесении обжалуемого акта суд апелляционной инстанции обоснованного принял во внимание, что в соответствии с подпунктом 6 табличной части (подстатья КОСГУ 225 "работы, услуги по содержанию имущества") пункта 4.1 Тарифного соглашения в системе ОМС на территории Мурманской области на 2014 год и подпункту 4 табличной части пункта 6 Раздела IV Тарифного соглашения в системе ОМС на территории Мурманской области на 2015 год, в перечень расходов осуществляемых за счет средств ОМС входят расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, текущим ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду, или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления.
При этом в структуру тарифа не включаются и не подлежат оплате из средств ОМС расходы медицинских организаций, в том числе, на проведение капитального ремонта нефинансовых активов и разработку проектно-сметной документации для его проведения.
Пункт 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Понятие текущего и капитального ремонта содержатся в ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - ВСН N 58-88 (р)), утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 и в "Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" МДС 13-14.2000 (далее - Положение МДС 13-14.2000), утвержденном постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.
В силу требований пункта 4.1 ВСН N 58-88 (р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом приложении N 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом приложении N 7.
Приложением N 7 ВСН N 58-88 (р) определен Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, в состав которых входит смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.); постановка доводчиков, пружин, упоров; смена оконных и дверных приборов; замена разбитых стекол, стеклоблоков; врезка форточек.
Согласно пункту 5.1 ВСН N 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (п. 5.2).
В соответствии с пунктом 1.2 ВСН N 58-88 (р) данный нормативно-правовой акт является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Из пункта 3.1 Положения МДС 13-14.2000 следует, что ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.
К текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей (пункт 3.4 Положения МДС 13-14.2000), а к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.) (пункт 3.11 Положения МДС 13-14.2000).
Перечень работ по текущему ремонту содержится в приложении N 3, по капитальному ремонту - в Приложении N 8.
Из приложения N 3 Положения МДС 13-14.2000 следует, что к работам по текущему ремонту зданий и сооружений относятся исправление перекосов дверных полотен и ворот и укрепление их путем постановки металлических угольников и нашивки планок; укрепление переплетов с частичной заменой горбыльков переплетов; устройство новых форточек; смена разбитых стекол, промазка фальцев замазкой; оконопатка оконных и дверных коробок в деревянных рубленых стенах, а также промазка зазоров между коробкой и стеной в каменных стенах; заделка щелей под подоконниками; смена неисправных оконных и дверных приборов; утепление входных дверей и ворот; постановка пружин к наружным дверям.
Согласно приложению N 8 Положения МДС 13-14.2000 к капитальному ремонту относится полная смена ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов.
Из указанных нормативных актов следует, что к капитальному ремонту относятся работы по замене всех оконных или дверных заполнений в целом в здании или в его части, а частичная их замена, без постановки на капитальный ремонт объекта или его части, относится к работам по текущему ремонту.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что в рассматриваемом случае произведена замена не всех оконных блоков, а только их части (59 оконных блоков из 1100) и здание на капитальный ремонт не ставилось.
Кроме того, судом апелляционной инстанции приняты во внимание ответ на запрос в Мурманское казенное учреждение "Управление капитального строительства" о виде ремонта при замене оконных блоков (том 1, л.д. 37) и экспертное исследование от 11.11.2015 N 1813/02-6 Федерального бюджетного учреждения "Мурманская лаборатория судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации (том 1, л.д. 50, 51), которые указали, что спорные работы относятся к текущему ремонту.
Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание данные обстоятельства и исследовав их согласно требованиям статей 9, 65, 71 АПК РФ, пришел к выводу, что выполненные работы по своему содержанию относятся к основным работам, проводимым при текущем ремонте, необходимость которых выявлена на основе планового технического осмотра.
Таким образом, вывод суда о том, что указанные работы относятся к текущим работам по ремонту зданий соответствует материалам дела.
При таких обстоятельствах, у Фонда отсутствовали правовые основания для принятия акта от 10.11.2015 N б/н в оспариваемой Учреждением части.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены апелляционной инстанцией при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Таким образом, суд округа считает, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного судебного акта обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 по делу N А42-9738/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.