Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 февраля 2017 г. N Ф07-13241/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
14 ноября 2016 г. |
Дело N А42-9738/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестакова М.А.
судей Сотов И.В., Слобожанина В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ершовой Е.И.
при участии:
от истца: Ершов О.С. по дов.от 05.09.16 г.,
от ответчика (должника): Жолудев Д.В. по дов.от 08.08.16 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14857/2016) ГОБУЗ "МОМСЧ "Севрыба" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.04.2016 года по делу N А42-9738/2015 (судья Карачева А.Е.), принятое
по иску ГОБУЗ "МОМСЧ "Севрыба"
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Мурманской области
о признании частично недействительным ненормативного акта,
установил:
В арбитражный суд Мурманской области обратилось государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Объединенная медсанчасть "Севрыба" (далее - истец, Учреждение) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Мурманской области (далее - ответчик, ТФ ОМС МО), в котором просит признать недействительным пункт 3 акта плановой комплексной проверки N б/н от 10.11.2015, в части использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) не по целевому назначению в сумме превышающей 58 478,16 руб., а также в части назначенного размера штрафа за нецелевое использование средств ОМС в сумме превышающей 5 847,82 руб.
Решением арбитражного уда от 26.04.2016 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец подал апелляционную жалобу, указав следующее.
Податель жалобы полагает неправомерным ссылки суда на Положение о проведении планово-предупредительного ремонта зданий и сооружений, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 г. N 279 (далее - Положение 279), поскольку согласно СНиП 31-06-209 здание учреждения здравоохранения отнесено к категории общественных зданий.
Суд неполно выяснил обстоятельства по делу, поскольку не учел вида ремонта замены оконных блоков.
В соответствии с ГОСТ 21.501-2011дает понятие "Строительная конструкция", согласно которого оконный блок, это не строительная, а светопрозрачная конструкция и состоит из сборочных единиц: коробки, створчатых элементов, и др.
В этой связи оконный блок не является строительной конструкцией и ее частью. В этой связи не применимы положения ст. 14.2 Градостроительного Кодекса РФ, согласно которой капитальным ремонтом признается замена строительных конструкций и т.д.
В обоснование требований заявитель также, ссылаясь на приложение N 7 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - ВСН 58-88 (р)), считает, что поскольку в Учреждении произведена замена не всех оконных блоков, а только их часть (59 оконных блоков из 1100), то эти работы относятся к текущему ремонту.
К тому же, здание на капитальный ремонт не ставилось. В подтверждение своих доводов представил акт экспертного обследования от 11.11.2015 N 1813/02-6.
Фонд представил отзыв, в котором против удовлетворения заявленных требований и доводов жалобы возражал, указав на законность и обоснованность принятого решения.
Ответчик считает, что оконные и дверные блоки являются конструкциями, и их замена целиком (в сборе) является работой по капитальному ремонту. Расходы на капитальный ремонт в соответствии с пунктом 5.2. Тарифного соглашения в системе ОМС на территории Мурманской области на 2014 год и пунктом 3 Раздела IV Тарифного соглашения в системе ОМС на территории Мурманской области на 2015 год не включены в структуру тарифа и не осуществляются за счет средств ОМС.
Выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, апелляционный суд полагает доводы жалобы обоснованными, требования иска подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании приказа директора ТФ ОМС МО N 202 от 30.09.2015, а также утвержденного на IV квартал 2015 год плана проверок (проверяемый период с 01.01.2014 по 30.09.2015), комиссией Фонда в период с 12.10.2015 по 10.11.2015 в отношении Учреждения проведена плановая комплексная проверка по контролю за использованием средств ОМС, в ходе которой установлено, что на основании приказа начальника Учреждения N 13-а от 09.07.2013 "Об организации безопасной эксплуатации зданий и сооружений МБУЗ "МОМСЧ "Севрыба" должностными лицами Учреждения проведен плановый осмотр здания больницы на предмет определения готовности к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнения плана ремонтных работ для включения в план текущего ремонта на 2014 год, по итогам осмотра составлен соответствующий акт от 03.09.2015 согласно пунктам 4-5 которого, принято решение, при выполнении косметических ремонтов в помещениях предусмотреть текущий ремонт по замене оконных блоков; произвести текущий ремонт по замене оконных блоков в гинекологическом отделении.
В связи с необходимостью проведения ремонтных работ в помещениях стационара Учреждения, заявителем заключены следующие договоры: - от 06.02.2013 б/н с ЗАО "Юник-стиль" на выполнение работ по ремонту в помещениях стационара; - от 09.01.2014 б/н ЗАО "Юник-стиль" на выполнение работ по составлению проектной документации (сметы) на текущий ремонт в помещениях стационара (замена оконных блоков); - от 25.03.2014 N 0349300029314000028-0232340-01 с ООО "Мурмандеталь" на выполнение работ по текущему ремонту по замене оконных блоков; - от 18.07.2014 N 3 с ООО "Мурмандеталь" на выполнение работ по замене оконного блока; - от 30.06.2015 N 1/05/2015 с ИП Кузнецовым Д.А. на выполнение комплекса ремонтно-отделочных работ согласно прилагаемой сметы, в соответствии с которой в работы входит замена оконного блока (раздел 1).
Общая стоимость всех указанных работ составила 519 608,93 руб. Оплата произведена Учреждением за счет средств ОМС.
Посчитав, что выполненные работы относятся к работам по капитальному ремонту Фонд пришел к выводу о нецелевом использование Учреждением средств ОМС в 2014-2015 годах, в том числе, за оплату расходов, не включенных в тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программ ОМС в общей сумме 574 608,93 руб., из которых: - 561 876,57 руб. расходы на капитальный ремонт и на составление проектной документации (сметы) для его проведения за 2014 год (506 876,57 руб. - работы по замене оконных и дверных блоков в здании Учреждения, составление проектной документации (сметы); 55 000 руб. - работы по замене дверей в помещении общежития), - 12 732,36 руб. расходы на капитальный ремонт за 9 месяцев 2015 года (работы по замене оконного блока).
По результатам проверки составлен акт от 10.11.2015, которым Учреждению предложено, в том числе, в срок до 24.11.2015 восстановить в бюджет ТФОМС МО средства ОМС в общей сумме 578 087 руб. 09 коп, использованные не по целевому назначению; уплатить в бюджет ТФОМС МО штраф за нецелевое использование средств ОМС в общей сумме 57 808 руб. 71 коп.
13.11.2015 Учреждением были представлены разногласия на акт проверки.
Согласно заключению Фонда (исх. N 3865 от 20.11.2015) составленному по результатам рассмотрения разногласий заявителя, ТФОМС МО были даны разъяснения, в соответствии, с которыми возражения медицинской организации признаны необоснованными. Также в данном заключении ответчику была указана информация о сроках возврата средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа в срок до 24.11.2015.
Не согласившись с актом от 10.11.2015 в части отнесения Фондом работ по замене оконных блоков и составлению проектной документации к капитальному ремонту, и как следствие отнесение расходов к нецелевому использованию средств ОМС в размере 519 608 руб. 93 коп., Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Доводы истца являются обоснованными.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6, пунктом 12 части 7 статьи 34, частью 14 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктами 2, 3 Положения о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, пунктами 3.2.12, 3.3.15 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 06.10.2011 N 510-ПП, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии; предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организации по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Частью 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ определено, что расходование средств бюджетов территориальных фондов на не предусмотренные в законе цели не предусмотрено.
В соответствии с подпунктом 6 табличной части (подстатья КОСГУ 225 "работы, услуги по содержанию имущества") пункта 4.1 Тарифного соглашения в системе ОМС на территории Мурманской области на 2014 год и подпункту 4 табличной части пункта 6 Раздела IV Тарифного соглашения в системе ОМС на территории Мурманской области на 2015 год, в перечень расходов осуществляемых за счет средств ОМС входят расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, текущим ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду, или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления.
Согласно пункту 5.2. Тарифного соглашения в системе ОМС на территории Мурманской области на 2014 год и пункту 3 Раздела IV Тарифного соглашения в системе ОМС на территории Мурманской области на 2015 год, в структуру тарифа не включаются и не подлежат оплате из средств ОМС расходы медицинских организаций, в том числе, на проведение капитального ремонта нефинансовых активов и разработку проектно-сметной документации для его проведения.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Ведомственные строительные нормы "Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" ВСН 58-88(р), утвержденные приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий (пункт 1.2 Положения).
Согласно приложения N 1 к ВСН-58-88 (р) текущий ремонт здания - это ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей; капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
Приложением N 7 к ВСН 58-88 (р) определен перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, в состав которых входит смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.); постановка доводчиков, пружин, упоров; смена оконных и дверных приборов; замена разбитых стекол, стеклоблоков; врезка форточек.
Согласно пункту 5.1 ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Таким образом, из содержания указанных нормативных актов следует, что затраты на капитальный ремонт не указаны в качестве составляющей тарифа на медицинские услуги, оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования. Следовательно, расходы на оплату капитального ремонта не подлежат оплате за счет средств ОМС.
Материалами дела установлено, что в проверяемом периоде Учреждением использованы средства Фонда частично на оплату работ по замене оконных блоков.
В целях квалификации произведенных за счет средств ОМС работ (отнесение к капитальному или текущему ремонту) апелляционный суд считает необходимым применить Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда (далее - Пособие), утвержденное Госстроем России 01.01.2004, ведомственными строительными нормами и Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденными приказом Госкомархитектуры России от 23.11.1998 N 312.
Согласно требованиям пункта 3.6.9 МДК 2.04-2004 "Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда" (далее - Пособие), утвержденного Госстроем России 01.01.2004, ведомственными строительными нормами и Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры России от 23.11.1998 N 312, текущий ремонт общего имущества жилого дома - это ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документации.
Удельный вес заменяемых конструктивных элементов здания и элементов внешнего благоустройства в процессе текущего ремонта не должен превышать следующего уровня: кровельные покрытия - 50%; покрытия полов - 20%; остальные конструкции и инженерное оборудование - 15% их общего объема в жилом здании.
Поскольку из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что удельный вес замененных оконных блоков не превышает 6% общего числа, работы по их замене нельзя отнести к капитальному ремонту.
При таких обстоятельствах оспариваемый пункт акта ТФОМС не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы истца по иску и апелляционной жалобе относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.04.2016 года по делу N А42-9738/2015 отменить.
Иск удовлетворить.
Признать недействительным п.3 акта плановой комплексной проверки б/н от 10.11.2015 года, в части использования средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в сумме, превышающей 58478,16 руб., а также в части назначения штрафа за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме, превышающей 5847,82 руб.
Взыскать с ТФ ОМС мурманской области в пользу МБУЗ "Объединенная медсанчасть "Севрыба" судебные расходы 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
И.В. Сотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9738/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 февраля 2017 г. N Ф07-13241/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГОБУЗ "МОМСЧ "Севрыба", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ОБЪЕДИНЕННАЯ МЕДСАНЧАСТЬ "СЕВРЫБА", Фонд ГОБУЗ "Территориальный обязательного медицинского страхования Мурманской областиурманская объединенная медсанчасть "Севрыба"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Мурманской области, Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования Мурманской области