Требование: о признании недействительным договора, о применении последствий недействительности договора аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
20 февраля 2017 г. |
Дело N А26-1815/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Преснецовой Т.Г., Сапоткиной Т.И.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации Кудринского Е.Н. (доверенность от 11.01.2017 N 16),
рассмотрев 16.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.06.2016 (судья Колесова Н.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Желтянников В.И.) по делу N А26-1815/2016,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 119435, Москва, Б. Пироговская ул., д. 21, стр. 1, ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фауна", место нахождения: 185034, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Сусанина, д. 24, оф. 32, ОГРН 1021001151544, ИНН 1021030015 (далее - Общество), и Министерству сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, место нахождение: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Свердлова, д. 8, ОГРН 1041000031930, ИНН 1001048092 (далее - Министерство), о признании недействительным охотхозяйственного соглашения от 04.04.2012 N 019 и применении последствий недействительности ничтожной сделки, а именно: обязании Министерства письменно согласовать предоставление в аренду земельных и лесных участков в целях добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент).
Решением суда от 16.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.10.2016, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, считая, что суды неправильно применили нормы материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Податель жалобы указывает, что статьей 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) в редакции, действовавшей до 01.04.2010, был предусмотрен порядок получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром, однако ответчики в Департамент и Учреждение за получением соответствующего согласования не обращались.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Министерство и Общество (охотпользователь) заключили охотхозяйственное соглашение от 04.04.2012 N 019 о предоставлении охотпользователю земельных и лесных участков в целях добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия.
В соответствии с пунктом 2.3 Обществу для осуществления деятельности по использованию охотничьих ресурсов передано 13 799 га охотничьих угодий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 леса, расположенные на землях обороны, закреплены за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, последнее осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации (далее - Вооруженные силы), а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным силам.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Правом управления и контроля за использованием лесов и природных ресурсов на территории земель обороны в настоящее время обладает Учреждение.
В соответствии с пунктом 19 устава, утвержденного приказом директора Департамента от 2015 года N 297, Учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны России.
Согласно картам охотничьих угодий, размещенным на официальном сайте субъекта Российской Федерации, земельный участок с лесным массивом, предоставленный в пользование Обществу, расположен в том числе в границах Хвойного лесничества Минобороны России в кварталах с 245 по 248, с 253 по 255, с 260 по 262 Скалистого участкового лесничества.
Данный факт подтвержден также картографическими схемами.
Согласно кадастровой выписке от 08.08.2014 N 1000/240/14-73546 земельный участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование - для нужд обороны.
Свидетельством о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 10.02.1993 N 1534 установлено, что правообладателем в отношении земельного участка, в границах которого расположены переданные ответчику в пользование охотничьи угодья, является Хвойный военный лесхоз. Его правопреемник - Хвойное лесничество Минобороны России, филиал Учреждения.
В пункте 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что допускается включать земельные участки, включенные в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности. Ссылаясь на это условие и на то, что Обществом такое согласие получено не было, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении исковых требований отказали, признав, что оспариваемое соглашение не противоречит закону.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 40 Закона о животном мире пользователи животным миром обязаны соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром.
В соответствии со статьей 34 названного Закона охота является одним из видов пользования животным миром.
Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным Законом о животном мире и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов (статья 33 Закона о животном мире).
Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) осуществляется правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в связи с деятельностью в сфере охотничьего хозяйства.
Согласно статье 27 Закона об охоте в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет, по которым одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Согласно пункту 5.1 статьи 93 ЗК РФ, введенному в действие Законом об охоте, в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, допускается включать земельные участки, указанные в пункте 5 статьи 93 ЗК РФ, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.
Предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом Законом о животном мире, Законом об охоте, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации (часть первая статьи 36 Закона о животном мире).
Часть вторая статьи 36 Закона о животном мире, которая предусматривала выдачу долгосрочной лицензии на пользование животным миром, утратила силу с 01.04.2010 в связи с принятием Закона об охоте.
Частью 1 статьи 71 Закона об охоте установлено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Такие юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3 названной статьи Закона об охоте).
Часть 3 признана частично не соответствующей Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П, в пункте 5.3 мотивировочной части которого указано, что охотхозяйственные соглашения, заключенные в соответствии с частью 3 статьи 71 Закона об охоте к моменту провозглашения данного постановления, пересмотру (изменению, отмене) в связи с их заключением на установленные на основании части 1 статьи 27 названного Закона сроки их действия, в том числе в случае судебного оспаривания, не подлежат.
Как установлено судами, Общество с апреля 2002 года осуществляет пользование животным миром в целях охоты на предоставленной территории на основании охотхозяйственного соглашения, заключенного в соответствии со статьей 71 Закона об охоте, полученной в установленном порядке долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 19.04.2002 серии ХХ N 0166, договора о предоставлении территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на части территории Пряжинского района Республики Карелия от 25.07.2005 N 56, распоряжения правительства Республики Карелия от 08.04.2002 N 80р-П о предоставлении территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Учитывая положения указанных выше правовых норм, а также фактические обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что в данном случае в качестве основания для заключения охотхозяйственного соглашения выступает действующая долгосрочная лицензия на право пользования животным миром, согласования охотхозяйственного соглашения с Минобороны России не требуется, поскольку Закон об охоте предоставил возможность продлить право пользования животным миром, возникшее у лицензиата на основании ранее выданных долгосрочных лицензий в границах охотничьих угодий, предоставленных ранее по договору о предоставлении в пользование территории или акватории, путем заключения охотхозяйственного соглашения.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований считать оспариваемое соглашение недействительным.
Подлежат отклонению доводы подателя жалобы о том, что статьей 37 Закона о животном мире в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона об охоте, был предусмотрен порядок выдачи лицензий, в соответствии с которым выдача долгосрочной лицензии на пользование животным миром должна производиться с согласия собственника земель, и такое согласие Обществом получено не было.
Данные доводы, по сути, свидетельствуют о несогласии Учреждения с ранее выданной Обществу лицензией. Между тем решение о выдаче Обществу лицензии в установленном порядке никем не оспаривалось. Проверка правомерности выдачи лицензии предметом настоящего дела также не является.
Таким образом, указанные доводы Учреждения не могут служить основанием для выводов о необоснованности обжалуемых судебных актов.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.06.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 по делу N А26-1815/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.