Требование: о взыскании долга и пени, о взыскании штрафа
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
09 февраля 2017 г. |
Дело N А42-2700/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.02.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С.,
при участии от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области Жолудева Д.В. (доверенность от 09.01.2017 N 3),
рассмотрев 07.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманский многопрофильный центр имени Н.И. Пирогова" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.07.2016 (судья Карачева А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2016 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Лущаев С.В.) по делу N А42-2700/2016,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Мурманской области, место нахождения: 183038, город Мурманск, проспект Ленина, дом 89, ОГРН 1025100843789 (далее - Фонд,) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Мурманский многопрофильный центр Федерального медико-биологического агентства", место нахождения: 183031, город Мурманск, улица Павлика Морозова, дом 6, ОГРН 1157746943661 (далее - Учреждение), о взыскании 360 708 руб. 76 коп. использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования, 36 070 руб. 88 коп. штрафа и 15 209 руб. 90 коп., пеней. Иск принят с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 18.07.2016 требование Фонда удовлетворено частично; с Учреждения в бюджет Фонда взысканы средства обязательного медицинского страхования в размере 360 708 руб. 76 коп., штраф - 36 070 руб. 88 коп и пени - 15 047 руб. 57 коп.
Постановлением апелляционного суда от 28.10.2016 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Фонда, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Учреждение о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании приказа Фонда от 18.01.2016 N 11 в отношении Учреждения с 01.02.2016 по 01.03.2016 была проведена плановая комплексная проверка по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и средств финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 (по средствам ОМС), за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 (по средствам финансового обеспечения ВМП, не включенной в базовую программу ОМС).
В ходе проверки установлено, что Мурманский клинический комплекс ФГБУ "Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Комплекс) представляет собой обособленное структурное подразделение (Филиал) ФГБУ "Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N 1165-р Учреждение образовано в результате реорганизации Комплекса.
В ходе проверки было выявлено, что Учреждение допустило нецелевое использование средств ОМС в сумме 360 708 руб. 76 коп. - оплата расходов, не включенных в тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы ОМС (за счет средств ОМС приобретена донорская кровь и ее компоненты).
По результатам проверки составлен акт от 01.03.2016, выставлено требование от 14.03.2016, которым Учреждению предложено в срок до 17.03.2016 возвратить в бюджет Фонда средства ОМС в размере 360 708 руб. 76 коп.; уплатить в бюджет Фонда штраф за нецелевое использование средств ОМС в сумме 36 070 руб. 88 коп., а также пени за несвоевременное возвращение нецелевого использования средств ОМС.
Акт проверки от 01.03.2016 вручен 29.02.2016 должностному лицу Учреждения; 09.03.2016 письмом N 04-19/170 ответчик представил возражения по акту проверки, в ответ на которые Фонд проинформировал Учреждение о рассмотрении разногласий, признании их необоснованными.
Фондом 25.03.2016 в адрес ответчика направлена претензия с требованием возместить в бюджет Фонда средства ОМС, использованные не по целевому назначению, а также об уплате штрафа и пени.
Отказ в исполнении требований послужил основанием для обращения Фонда с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Учреждением при приобретении донорской крови и ее компонентов произведены расходы, являющиеся нецелевым использованием средств ОМС в размере 360 708 руб. 76 коп., поскольку в структуре тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программы ОМС, утвержденной тарифным соглашением не включено приобретение донорской крови. Кроме того суд указал, что законодательством установлены правила безвозмездного обеспечения медицинских организаций донорской кровью и ее компонентами. В связи с этим суд с Учреждения взыскал 360 708 руб. 76 коп. средств ОМС, 36 070 руб. 88 коп. штрафа, а также пеней исходя из ставки рефинансирования 10,50% - 15 047 руб. 57 коп.
Постановлением апелляционного суда от 28.10.2016 указанное решение оставлено без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932 утверждена "Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Постановлением Правительства Мурманской области от 28.10.2013 N 626-ПП утверждена "Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на территории Мурманской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Территориальная программа).
Территориальной программой обязательного медицинского страхования установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования компенсируются затраты медицинских организаций в соответствии с целевыми статьями, определяемыми тарифным соглашением.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется как базовой программой обязательного медицинского страхования, так и территориальной программой обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации и, соответственно, расходование средств обязательного медицинского страхования должно осуществляться на условиях данной территориальной программы и быть строго целевым.
Согласно части 2 статьи 30 Закон N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
В данном случае судами установлено, что 26.12.2013 между Министерством здравоохранения Мурманской области, Фондом, Мурманским филиалом ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", филиалом ООО "АльфаСтрахование-МС" в городе Мурманске и Мурманской областной организацией профсоюзов работников здравоохранения Российской Федерации было заключено Тарифное соглашение на 2014 год (далее - Тарифное соглашение).
Тарифным соглашением были согласованы тарифы на медицинские услуги, действующие в системе обязательного медицинского страхования на территории Мурманской области.
Суды, ссылаясь на статью 35 Закона N 326-ФЗ и раздел 6 Территориальной программы указали, что структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы ОМС, включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других организациях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В силу части 1 статьи 17 Федеральный закон от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования при оказании медицинской помощи в рамках реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи осуществляется безвозмездно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для медицинских организаций, образовательных организаций, научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Порядок безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования при оказании медицинской помощи в рамках реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинских организаций, образовательных организаций и научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба установлен Правилами безвозмездного обеспечения медицинских, образовательных и научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2013 N 674.
Суды двух инстанций обоснованно сослались на утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н "Правила обязательного медицинского страхования" (далее - Правила).
Пунктом 158 Правил установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). В пунктах 158.1 - 158.16 Правил поименованы виды затрат, которые включаются в состав тарифа.
В данном случае суды установили, что Учреждением в период с февраля по апрель 2014 года за счет средств ОМС произведены расходы на оплату медицинской помощи по ОМС - приобретена донорская кровь и ее компоненты на общую сумму 360 708,76 рублей.
Однако, исходя из изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что расходы на приобретение донорской крови и ее компонентов не включены в структуру тарифа.
Вопреки статье 65 АПК РФ доказательств обратного Учреждением не представлено.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ и подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение N 73).
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
Под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Суды двух инстанций оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства пришли к обоснованному выводу о нецелевом расходовании Учреждением денежных средств, в связи с чем правомерно взыскали с него 360 708 руб. 76 коп., а также штраф - 36 070 руб. 88 коп. и пени - 15 047 руб. 57 коп.
Указанный расчет судами проверен, признан верным, Учреждением не оспаривается.
Несогласие подателя жалобы с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.07.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2016 по делу N А42-2700/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманский многопрофильный центр имени Н.И. Пирогова" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.