Требование: о признании недействительным акта органа власти в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
02 марта 2017 г. |
Дело N А56-92081/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кудина А.Г., Любченко И.С.,
при участии от Санкт-Петербургской таможни Морозовой А.О. (доверенность от 09.01.2017 N 04-24/00042) и Лебедевой Е.В. (доверенность от 19.01.2017 N 04-24/01520), от акционерного общества "Петромакс" Сальцева К.А. (доверенность от 08.09.2016),
рассмотрев 01.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2016 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 (судьи Сомова Е.А., Протас Н.И., Толкунов В.М.) по делу N А56-92081/2015,
установил:
Акционерное общество "Петромакс", место нахождения: 141730, Московская область, город Лобня, Индустриальная улица, дом 9, ОГРН 1027802763317, ИНН 7810925261 (далее - АО "Петромакс", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Санкт-Петербургской таможни, место нахождения: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., дом 10, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998 (далее - Таможня), от 30.09.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10210103/161012/0001689, 10210100/181012/0049902, 10210100/231012/0050885, 10210100/280213/0008788, 10210100/240313/0019515, 10210100/240413/0019516, 10210100/230513/0024737, и требований таможенного органа об уплате Обществом таможенных платежей от 09.11.2015 N 0702/15/0587, N 0707/15/0592, N 0703/15/0588, N 0708/15/0593, N 0704/15/0589, N 0705/15/0590 и N 0706/15/0591 по указанным ДТ.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2016 требования Общества удовлетворены частично. Суд признал недействительными требования Таможни от 09.11.2015 N 0702/15/0587, N 0707/15/0592 и N 0703/15/0588; в удовлетворении остальной части заявленных требований суд Обществу отказал. Кроме того, заявителю выдана справка на возврат из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, с Таможни в пользу Общества взыскано 9000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 указанное решение от 01.08.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 01.08.2016 и постановление апелляционного суда от 29.11.2016 в удовлетворенной части требований и в этой части принять новый судебный акт - об отказе Обществу в удовлетворении требований полностью. По мнению подателя жалобы, несмотря на то, что таможенный орган не имеет правовых оснований для принудительного взыскания таможенных платежей за пределами трехлетнего пресекательного срока, установленного пунктом 1 части 5 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), однако, нельзя исключать возможности добровольной уплаты должником таможенных платежей, в связи с чем при выявлении факта неуплаты таможенных сборов таможенный орган вправе выставить плательщику соответствующее требование и направить это требование указанному лицу в качестве уведомления.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы жалобы, а представитель Общества представил отзыв и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии со статьей 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) Таможней проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности заявленных Обществом сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10210103/161012/0001689, 10210100/181012/0049902, 10210100/231012/0050885, 10210100/280213/0008788, 10210100/240413/0019515, 10210100/240413/0019516, 10210100/230513/0024737.
В результате указанной проверки Таможня установила, что между АО "Петромакс" (продавец) и иностранным акционерным обществом "KUUSAKOSKI OY" (Финляндия, покупатель; далее - АО "KUUSAKOSKI OY") заключен внешнеторговый контракт от 10.01.2012 N 01-2012-EXPORT на поставку лома и отходов черных металлов, а также скрапа полимеров стирола. В соответствии с условиями данного контракта качество и количество товаров, а также сроки и условия каждой поставки согласованы сторонами в приложениях к контракту, являющихся его неотъемлемой частью. Общая сумма контракта составляет 2 300 000 000 руб.
В целях помещения товара "лом и стружка из коррозионно-стойкой (нержавеющей) стали" под таможенную процедуру экспорта и вывоза его с таможенной территории Таможенного союза на Южный таможенный пост Санкт-Петербургской таможни поданы вышеуказанные ДТ. Товар, заявленный в названных ДТ, классифицирован декларантом в товарных подсубпозициях 7204 21 900 0 и 7204 21 100 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. В соответствии с произведенным расчетом общая таможенная стоимость вывозимых товаров, заявленная декларантом в проверяемых ДТ, составила 23 290 385 руб. 18 коп.
Как следует из контракта, расходы по таможенным платежам, связанные с исполнением контракта, осуществляются за счет покупателя, в порядке и на условиях, изложенных в агентском договоре (подпункт 5.3 пункта 5 контракта).
Во исполнение пункта 5.3 контракта Общество (агент) и АО "KUUSAKOSKI OY" (принципал) заключили агентский договор от 01.05.2012.
В подпункте 1.1 пункта 1 агентского договора стороны установили, что агент обязуется от своего имени и за счет принципала оказать комплекс агентских услуг по осуществлению таможенного оформления, в том числе, по уплате таможенных платежей от своего имени и за счет принципала, а принципал обязуется принять исполнение агента, возместив ему уплаченные в интересах принципала суммы, понесенные расходы и сумму агентского вознаграждения
Согласно подпункту 1.2 пункта 1 агентского договора уплата таможенных платежей осуществляется агентом в рублях Российской Федерации и возмещается принципалом в рублях Российской Федерации на основании соответствующего счета агента, счет на возмещение принципалом расходов по уплате таможенных платежей выставляется агентом в рублях РФ.
Для осуществления расчетов по агентскому договору Обществом оформлен паспорт сделки от 03.05.2012 N 12050001/3307/0000/4/0 в закрытом акционерном обществе "Данске банк".
В ведомости банковского контроля по указанному паспорту сделки в подразделе III.I "Сведения о подтверждающих документах" с целью подтверждения движения денежных средств по агентскому договору указаны счета-фактуры, выставленные АО "Петромакс" в адрес АО "KUUSAKOSKI OY".
Согласно документам, полученным при проведении камеральной таможенной проверки, для возмещения таможенных платежей, уплаченных при таможенном декларировании вывозимых товаров, Обществом в адрес АО "KUUSAKOSKI OY" выставлены счета:
- по ДТ N 10210100/240413/0019516 - счет-фактура/Invoice от 29.04.2013 N 007/2/1-Т на сумму 444 851 руб. 68 коп. и счет-фактура/INvoice от 26.04.2013 N 007/1/1-Т на сумму 426 156 руб. 68 коп., из которых 856 008 руб. 36 коп. - оплата таможенных пошлин и 15 000 руб. - оплата таможенного сбора;
- по ДТ N 10210100/231012/0050885 - счет-фактура/Invoice от 24.10.2012 N 0082/1/1-Т на сумму 198 181 руб. 18 коп. и счет-фактура/Invoice от 25.10.2015 N 0081/1/1-Т на сумму 222 891 руб. 21 коп., из них: 413 572 руб. 39 коп. - оплата таможенных пошлин и 750 руб. - оплата таможенного сбора;
- по ДТ N 10210100/021012/0046636 - счет-фактура/Invoice от 02.10.2012 N 0078/1/1-Т на сумму 172 665 руб. 90 коп., из них: 170 665 руб. 90 коп. - оплата таможенных пошлин и 2 000 руб. - оплата таможенного сбора;
- по ДТ N 10210100/230513/0024737 - счет-фактура/Invoice от 23.05.2013 N 009/1/1-Т на сумму 42 638 руб. 85 коп., из них: 41 888 руб. 85 коп. - оплата таможенных пошлин и 750 руб. - оплата таможенного сбора;
- по ДТ N 10210103/161012/0001689 - счет-фактура/Invoice от 16.10.2012 N 0079/1/1-Т на сумму 172 665 руб. 90 коп., из них: 170 665 руб. 90 коп. - оплата таможенных пошлин и 2 000 руб. - оплата таможенного сбора;
- по ДТ N 10210100/181012/0049902 - счет-фактура/Invoice от 18.10.2012 N 0080/1/1-Т на сумму 148 422 руб. 26 коп., из них: 146 422 руб. 26 коп. - оплата таможенных пошлин и 2 000 руб. - оплата таможенного сбора;
- по ДТ N 10210100/240413/0019515 - счет-фактура/Invoice от 28.04.2013 N 006/1/1-Т на сумму 113 912 руб. 56 коп., из них: 112 412 руб. 56 коп. - оплата таможенных пошлин и 1 500 руб. - оплата таможенного сбора;
- по ДТ N 10210100/280213/0008788 - счет-фактура/Invoice от 28.02.2013 N 002/1/1-Т на сумму 376 529 руб. 18 коп., счет-фактура/Invoice от 28.02.2013 N 003/1/1-Т на сумму 116 135 руб. 02 коп. и счет-фактура/Invoice от 28.02.2013 N 004/1/1-Т на сумму 909 450 руб. 88 коп., из них: 1 387 115 руб. 08 коп. - оплата таможенных пошлин и 1 500 руб. - оплата таможенного сбора.
Согласно вышеприведенным счетам-фактурам/Invoice, выставленным Обществом в адрес покупателя на основании агентского договора от 01.05.2012, принципал (покупатель по контракту) уплачивает агенту (продавцу по контракту), по вышеуказанным ДТ кроме стоимости товара, таможенную пошлину и таможенные сборы, уплаченные при таможенном декларировании товаров.
Таким образом, в ходе проверки Таможня установила факт недостоверного заявления Обществом сведений о структуре формирования таможенной стоимости декларируемых товаров в связи с тем, что покупателем товара в пользу продавца произведены платежи, которые продавцом не добавлены к цене товара и не включены в его таможенную стоимость.
Результаты проверки отражены в акте камеральной таможенной проверки от 30.09.2015 N 10210000/400/300915/А0161 (том дела 1, листы 36 - 44).
С учетом установленных обстоятельств Таможня 30.09.2015 приняла решения о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по проверяемым ДТ, и выставила Обществу оспариваемые требования об уплате таможенных платежей.
Считая, что у Таможни отсутствовали основания для проведения проверки, а требования об уплате таможенных платежей от 09.11.2015 N 0702/15/0587, N 0707/15/0592, N 0703/15/0588, N 0708/15/0593, N 0704/15/0589, N 0705/15/0590 и N 0706/15/0591, являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал доказанной недостоверность заявленных Обществом сведений о цене вывозимого товара, поскольку покупателем товара в пользу продавца произведены платежи, которые не добавлены к его цене и потому не включены в его таможенную стоимость (пункт 16 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191).
Также суд установил отсутствие оснований для признания недействительными требований об уплате таможенных платежей от 09.11.2015 N 0708/15/0593, N 0704/15/0589, N 0705/15/0590 и N 0706/15/0591.
В части оспаривания Обществом требований Таможни от 09.11.2015 N 0702/15/0587, N 0703/15/0588 и N 0707/15/0592 суд первой инстанции установил, что указанные требования таможенного органа не соответствуют положениям статьи 150 Закона N 311-ФЗ и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, возлагая обязанность по уплате таможенных платежей под угрозой негативных последствий, в связи с чем суд решением от 01.08.2016 признал данные требования таможенного органа от 09.11.2015 N 0702/15/0587, N 0703/15/0588 и N 0707/15/0592 недействительными.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 29.11.2016 оставил решение суда первой инстанции от 01.08.2016 без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба Таможни не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении указанного товара прекращается их уплатой или взысканием в размерах, установленных ТКТС (подпункт 2 пункта 2 статьи 80 названного Кодекса).
Согласно части 3 статьи 150 Закона N 311-ФЗ до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Закона N 311-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
В силу части 5 статьи 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
Положениями статьи 164 Закона N 311-ФЗ установлены сроки осуществления таможенного контроля: проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из Российской Федерации под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории. Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление Пленума N 18) в целях обеспечения единства практики применения судами таможенного законодательства разъяснил, что предусмотренный частью 5 статьи 152 Закона о таможенном регулировании десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается.
Направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании:
со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо
со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, либо
со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.
Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд (подпункт 22 Постановления Пленума N 18).
Согласно пункту 23 Постановления Пленума N 18 "наделяя таможенные органы компетенцией по проведению ведомственного контроля за законностью решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов, статьи 24 Закона о таможенном регулировании не устанавливает предельный срок его осуществления.
Однако отсутствие данного срока не исключает необходимости учета трехлетнего срока таможенного контроля, проводимого после выпуска товаров (часть 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании), если в результате проведения ведомственного контроля затрагиваются права и обязанности декларанта, например, на нижестоящий таможенный орган возлагается обязанность по принятию решения о корректировке таможенной стоимости взамен отмененного решения.
В связи с этим судам следует исходить из того, что новое решение в сфере таможенного дела может быть принято в отношении декларанта лишь в порядке проведения таможенного контроля и в пределах установленного частью 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании срока".
Таким образом, исходя из названных норм права и официального разъяснения Постановления Пленума N 18 в их системном единстве и взаимосвязи следует, что и в том случае, когда основания для начисления сумм таможенных платежей, пеней, процентов возникли по итогам проведения ведомственного контроля, требование об уплате таможенных платежей (статья 152 Закона N 311-ФЗ может быть направлено декларанту или иному заинтересованному лицу лишь в пределах трехлетнего срока, предусмотренного частью 2 статьи 164 Закона N 311-ФЗ.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела суды установили, что требования об уплате таможенных платежей от 09.11.2015 N 0702/15/0587 по ДТ N 10210103/161012/0001689, от 09.11.2015 N 0707/15/0592 по ДТ N 10210100/181012/0049902 и от 09.11.2015 N 0703/15/0588 по ДТ N 10210100/231012/0050885 выставлены таможенным органом за пределами трехлетнего пресекательного срока, установленного частью 2 статьи 164 Закона N 311-ФЗ.
В связи с этим суды обоснованно признали данные требования Таможни незаконными.
Следовательно, трехлетний пресекательный срок для принудительного взыскания таможенных платежей после выпуска товаров по данным ДТ истек, требование об уплате дополнительно начисленных таможенных платежей подлежит выставлению лишь в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, который заканчивается в день выпуска товара в соответствии с указанной таможенной процедурой.
Вопреки доводам Таможни суды указали, что в соответствии с действующими нормами права требование об уплате таможенных платежей является не обычным извещением о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а обязанием уплатить Обществу в установленный этим требованием срок указанную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов (часть 1 статьи 152 Закона N 311-ФЗ); в случае неисполнения требования об уплате в установленный срок таможенный орган вправе произвести взыскание таможенных платежей, пеней или процентов в бесспорном порядке или их принудительное взыскание в других формах в соответствии главой 14 ТК ТС, главой 18 Закона N 311-ФЗ, в том числе, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, а также принять меры по обеспечению взыскания таможенных платежей в соответствии со статьями 155 и 156 Закона N 311-ФЗ.
В связи с этим вынесенные таможенным органом за пределами трехлетнего пресекательного срока названные требования обязывают Общество под угрозой экономических санкций в установленный в требованиях срок уплатить таможенные платежи.
Доводы Таможни, приведенные в кассационной жалобе, следует признать несостоятельными.
Суды также отметили в необжалуемой в суд кассационной инстанции части, что требования об уплате таможенных платежей от 09.11.2015 N 0708/15/0593, от 09.11.2015 N 0704/15/0589, от 09.11.2015 N 0705/15/0590, от 09.11.2015 N 0706/15/0591 выставлены Обществу с соблюдением требований, установленных Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, а также Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров, утвержденной приказом ФТС России от 03.07.2014 N 1286, и в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона N 311-ФЗ.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств, обстоятельств и выводов судов.
Доводы таможенного органа были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 по делу N А56-92081/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.