Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2017 г. N Ф07-888/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
г. Санкт-Петербург |
|
29 ноября 2016 г. |
Дело N А56-92081/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Беляков К.Е. по доверенности от 11.11.2015
от ответчика (должника): Морозова А.О. по доверенности от 31.12.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25009/2016) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2016 по делу N А56-92081/2015 (судья Исаева И.А.), принятое
по заявлению акционерного общества "Петромакс"
к Санкт-Петербургской таможне
о признании недействительными решений о корректировке таможенной стоимости товара, требований об уплате таможенных платежей
установил:
акционерное общество "Петромакс" (далее - АО "Петромакс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Санкт-Петербургской таможни (далее - таможенный орган, таможня, заинтересованное лицо) от 30.09.2015 о корректировке таможенной стоимости товара по ДТ N 10210103/161012/0001689, N 10210100/181012/0049902, N 10210100/231012/0050885, N 10210100/280213/0008788, N 10210100/240313/0019515, N 10210100/240413/0019516, N 10210100/230513/0024737, требований об уплате таможенных платежей от 09.11.2015 N 0702/15/0587, от 09.11.2015 N 0707/15/0592, от 09.11.2015 N 0703/15/0588, от 09.11.2015 N 0708/15/0593, от 09.11.2015 N 0704/15/0589, от 09.11.2015 N 0705/15/0590, от 09.11.2015 N 0706/15/0591.
Решением от 01.08.2016 арбитражный суд первой инстанции признал недействительными требования от 09.11.2015 N 0702/15/0587, N 0707/15/0592, N 0703/15/0588. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, таможенный орган обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в части признания недействительными требований Санкт-Петербургской таможни об уплате таможенных платежей, в остальной части оставить решение без изменения. По мнению таможни, факт выставления требования об уплате таможенных платежей за пределами сроков, предусмотренных пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании, не влечет недействительность требования об уплате таможенных платежей.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, таможенным органом на основании ст. 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) проведена камеральная таможенная проверка в отношении АО "Петромакс" по вопросу достоверности сведений, заявленных о таможенной стоимости товаров "лом и стружка из коррозионностойкой (нержавеющей) стали...", помещенных под таможенную процедуру "экспорт", задекларированных АО "Петромакс" по ДТ N N 10210103/161012/0001689, 10210100/181012/0049902, 10210100/231012/0050885, 10210100/280213/0008788, 10210100/240413/0019515, 10210100/240413/0019516, 10210100/230513/0024737.
В ходе проверки таможенным органом установлено:
В регионе деятельности таможенного органа на Южном таможенном посту АО "Петромакс" по перечисленным выше ДТ в рамках внешнеторгового контракта от 10.01.2012 N 01-2012-EXPORT, заключенного с фирмой "KUUSAKOSKI OY" (Финляндия) (далее - контракт), в соответствии с таможенной процедурой "экспорт" задекларировало товары "лом и стружка из коррозионностойкой (нержавеющей) стали...", коды ТН ВЭД ТС - 7204219000, 7204211000, общей таможенной стоимостью - 23 290 385.18 руб.
Согласно контракту АО "Петромакс" выступает в качестве - продавца, "KUUSAKOSKI OY" выступает в качестве - покупателя. Общая сумма контракта составляет 2 300 000 000,00 руб.
В рамках указанного контракта продавец продал, а покупатель приобрел товары - лом и отходы черных металлов, скрап полимеров стирола, качество и количество которого, а также сроки и условия, поставки которого указываются в приложениях к контракту, которые являются его неотъемлемой частью.
В соответствии с п. 5.3 контракта расходы по таможенным платежам, связанные исполнением контракта, осуществляются за счет покупателя, в порядке и на условиях, изложенных в агентском договоре.
Во исполнение п. 5.3 внешнеэкономического контракта между обществом и "KUUSAKOSKI OY" был заключен агентский договор от 01.05.2012 N б/н, согласно которому АО "Петромакс" выступает в качестве агента, а компания "KUUSAKOSKI OY" выступает в качестве принципала.
В соответствии с п. 1.1 вышеуказанного агентского договора, агент обязуется от своего имени и за счет принципала оказать комплекс агентских услуг по осуществлению таможенного оформления, в т.ч. по уплате таможенных платежей от своего имени и за счет принципала, а принципал обязуется принять исполнение агента, возместив ему уплаченные в интересах принципала суммы, понесенные расходы и сумму агентского вознаграждения.
Согласно п. 1.2 уплата таможенных платежей осуществляется агентом в рублях РФ и возмещается принципалом в рублях РФ на основании соответствующего счета агента. Счет на возмещение принципалом расходов по уплате таможенных платежей выставляется агентом в рублях.
В целях осуществления расчетов по агентскому договору от 01.05.2012 N б/н обществом оформлен паспорт сделки от 03.05.2012 N 12050001/3307/0000/4/0 в ЗАО "Данске Банк".
В ведомости банковского контроля по паспорту сделки от 03.05.2012 N 12050001/3307/0000/4/0, представленной письмом ЗАО "Данске Банк" от 17.09.2015 N 11/50 в подразделе III.I. "сведения о подтверждающих документах" с целью подтверждения движения денежных средств указаны счета-фактуры, выставленные АО "Петромакс" в адрес "KUUSAKOSKI OY" на основании агентского договора от 01.05.2012 б/н.
Согласно документам, полученным при проведении камеральной таможенной проверки в отношении АО "Петромакс", представленным Балтийской таможней письмом от 31.07.2015 N 42-10/32174, с целью возмещения таможенных платежей, уплаченных АО "Петромакс" при таможенном декларировании товаров по ДТN 10210100/240413/0019516, в адрес "KUUSAKOSKI OY" выставлены счет-фактура/Invoice от 29.04.2013 N 007/2/1-Т на сумму 444 851,68 руб., счет-фактура/Invoice от 26.04.2013 N 007/1/1-Т на сумму 426 156,68 руб. из них 856 008,36 руб. оплата таможенных пошлин и 15 000 руб. оплата таможенного сбора.
С целью возмещения таможенных платежей, уплаченных АО "Петромакс" при таможенном декларировании товаров:
- по ДТ N 10210100/231012/0050885, в адрес "KUUSAKOSKI OY" выставлены счет-фактура/Invoice от 24.10.2012 N0082/1/1-Т на сумму 198 181,18 руб., счет-фактура/Invoice от 25.10.2015 N 0081/1/1 -Т на сумму 222 891,21 руб., из них 413 572,39 руб. оплата таможенных пошлин и 750 руб. оплата таможенного сбора;
- по ДТ N 10210100/021012/0046636, в адрес "KUUSAKOSKI OY" выставлен счет-фактура/Invoice от 02.10.2012 N 0078/1/1-Т на сумму 172 665, 90 руб. из них 170 665,90 руб. оплата таможенных пошлин и 2 000 руб. оплата таможенного сбора;
- по ДТ N 10210100/230513/0024737 в адрес "KUUSAKOSKI OY" выставлен счет-фактура/Invoice от 23.05.2013 N009/1/1-Т на сумму 42 638,85 руб., из них 41 888,85 руб. оплата таможенных пошлин и 750 руб. оплата таможенного сбора;
- по ДТ N 10210103/161012/0001689 в адрес "KUUSAKOSKI OY" выставлен счет-фактура/Invoice от 16.10.2012 N 0079/1/1-Т на сумму 172 665,90 руб., из них 170 665,90 руб. оплата таможенных пошлин и 2 000 руб. оплата таможенного сбора;
- по ДТ N 10210100/181012/0049902 в адрес "KUUSAKOSKI OY" выставлен счет-фактура/Invoice от 18.10.2012 N 0080/1/1-Т на сумму 148 422,26 руб., из них 146 422,26 руб. оплата таможенных пошлин и 2 000 руб. оплата таможенного сбора;
- по ДТ N 10210100/240413/0019515 в адрес "KUUSAKOSKI OY" выставлен счет-фактура/Invoice от 28.04.2013 N 006/1/1-Т на сумму 113 912,56 руб., из них 112 412,56 руб. оплата таможенных пошлин и 1 500 руб. оплата таможенного сбора;
- по ДТ N 10210100/280213/0008788 в адрес "KUUSAKOSKI OY" выставлены счет-фактура/Invoice от 28.02.2013 N 002/1/1-Т на сумму 376 529,18 руб., счет-фактура/Invoice от 28.02.2013 N 003/1/1-Т на сумму 116135,02, счет-фактура/Invoice от 28.02.2013 N004/1/1-Т на сумму 909 450,88 руб., из них 1 387 115,08 руб. оплата таможенных пошлин и 1 500 руб. оплата таможенного сбора.
Согласно вышеуказанным счетам-фактурам/Invoice, выставленным обществом в адрес "KUUSAKOSKI OY" на основании агентского договора от01.05.2012 N б/н, принципал (покупатель по контракту) уплачивает агенту (продавцу по контракту), кроме стоимости товара, также таможенную пошлину и таможенные сборы, уплаченные обществом при таможенном декларировании товаров по ДТ NN 10210103/161012/0001689, 10210100/181012/0049902, 10210100/231012/0050885, 10210100/280213/0008788, 10210100/240413/0019515, 10210100/240413/0019516, 10210100/230513/0024737.
Таким образом, в ходе таможенной проверки установлены факты недостоверного заявления обществом сведений о структуре формирования таможенной стоимости декларируемых товаров - покупателем товара в пользу продавца произведены платежи, которые не добавлены к его цене и потому не включены в его таможенную стоимость, что отражено в акте камеральной таможенной проверки N 10210000/400/300915/А0161. По результатам проверки таможенным органом 30.09.2015 приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N N 10210103/161012/0001689, 10210100/181012/0049902, 10210100/231012/0050885, 10210100/280213/0008788, 10210100/240413/0019516, 10210100/240413/0019515, 10210100/230513/0024737.
На основании указанных решений таможенным органом выставлены требования об уплате таможенных платежей от 09.11.2015 N 0702/15/0587, от 09.11.2015 N 0707/15/0592, от 09.11.2015 N 0703/15/0588, от 09.11.2015 N 0708/15/0593, от 09.11.2015 N 0704/15/0589, от 09.11.2015 N 0705/15/0590, от 09.11.2015 N 0706/15/0591.
Не согласившись с решениями таможенного органа и выставленными на их основании требованиями, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции подтвердил законность принятого таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара от 30.09.2015. Суд исходил из положений пункта 16 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191, согласно которым ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца. С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что при расчете цены, фактически уплаченной иностранным покупателем за товар, необходимо учитывать все платежи, перечисленные иностранным покупателем в рамках данной поставки, в том числе уплаченные таможенные платежи и агентское вознаграждение, согласованные сторонами в соответствии с агентским договором от 01.05.2012 б/н.
Материалами дела подтверждается недостоверность сведений, заявленных обществом, о цене вывозимого товара - покупателем товара в пользу продавца произведены платежи, которые не добавлены к его цене и потому не включены в его таможенную стоимость.
Как правомерно указал суд первой инстанции, при расчете цены, фактически уплаченной иностранным покупателем в адрес ЗАО "Петромакс" за товар, задекларированный по спорным ДТ необходимо учитывать все платежи, перечисленные иностранным покупателем в рамках данной поставки.
Вывод суда первой инстанции о законности решения о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10210103/161012/0001689, N 10210100/181012/0049902, N 10210100/231012/0050885, N 10210100/280213/0008788, N 10210100/240313/0019515, N 10210100/240413/0019516, N 10210100/230513/0024737 признается судом апелляционной инстанции верным, сторонами не оспаривается и переоценке не подлежит.
По смыслу норм Закона N 311-ФЗ правовым основанием для направления требования об уплате таможенных платежей выступает соответствующее решение в сфере таможенного дела. Решения в сфере таможенного дела, принимаемые по результатам таможенной проверки, перечислены в пункте 2 Порядка N 823.
Законность и обоснованность решений от 30.09.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N N 10210103/161012/0001689, 10210100/181012/0049902, 10210100/231012/0050885, 10210100/280213/0008788, 10210100/240413/0019516, 10210100/240413/0019515, 10210100/230513/0024737 подтверждена судом и сторонами не оспаривается.
Требования об уплате таможенных платежей от 09.11.2015 N 0708/15/0593, от 09.11.2015 N 0704/15/0589, от 09.11.2015 N 0705/15/0590, от 09.11.2015 N 0706/15/0591 выставлены АО "Петромакс" с соблюдением требований, установленных Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, а также Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров, утвержденной приказом ФТС России от 03.07.2014 N 1286, и в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона N 311-ФЗ.
В силу изложенного, в удовлетворении требований заявителя в части признания недействительными требований об уплате таможенных платежей от 09.11.2015 N 0708/15/0593, от 09.11.2015 N 0704/15/0589, от 09.11.2015 N 0705/15/0590, от 09.11.2015 N 0706/15/0591 судом первой инстанции отказано правомерно.
Суд первой инстанции также пришел к правомерному выводу, что таможенный орган не вправе был направлять требования от 09.11.2015 N 0702/15/0587, N 0707/15/0592, N 0703/15/0588 за пределами трехлетнего пресекательного срока.
Доводы подателя жалобы об обратном отклоняются апелляционным судом в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении указанного товара прекращается их уплатой или взысканием в размерах, установленных ТК ТС (подпункт 2 пункта 2 статьи 80 названного Кодекса).
Согласно части 3 статьи 150 Закона N 311-ФЗ до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Закона N 311-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
В силу части 5 статьи 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
Положениями статьи 164 Закона N 311-ФЗ установлены сроки осуществления таможенного контроля: проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из Российской Федерации под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории. Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (Постановление Пленума N 18) в целях обеспечения единства практики применения судами таможенного законодательства разъяснил, что предусмотренный частью 5 статьи 152 Закона о таможенном регулировании десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается.
Направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании:
со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо
со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, либо
со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.
Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд (пункт 22 Постановления Пленума N 18).
Согласно пункту 23 Постановления Пленума N 18 "наделяя таможенные органы компетенцией по проведению ведомственного контроля за законностью решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов, статьи 24 Закона о таможенном регулировании не устанавливает предельный срок его осуществления.
Однако отсутствие данного срока не исключает необходимости учета трехлетнего срока таможенного контроля, проводимого после выпуска товаров (часть 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании), если в результате проведения ведомственного контроля затрагиваются права и обязанности декларанта, например, на нижестоящий таможенный орган возлагается обязанность по принятию решения о корректировке таможенной стоимости взамен отмененного решения.
В связи с этим судам следует исходить из того, что новое решение в сфере таможенного дела может быть принято в отношении декларанта лишь в порядке проведения таможенного контроля и в пределах установленного частью 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании срока".
Таким образом, исходя из названных норм права и официального разъяснения Постановления Пленума N 18 в их системном единстве и взаимосвязи следует, что и в том случае, когда основания для начисления сумм таможенных платежей, пеней, процентов возникли по итогам проведения ведомственного контроля, требование об уплате таможенных платежей (статья 152 Закона N 311-ФЗ может быть направлено декларанту или иному заинтересованному лицу лишь в пределах трехлетнего срока, предусмотренного частью 2 статьи 164 Закона N 311-ФЗ.
Судом по материалам дела установлено, что требование от 09.11.2015 N 0702/15/0587 по ДТ N 10210103/161012/0001689, от 09.11.2015 N 0707/15/0592 по ДТ N 10210100/181012/0049902 и от 09.11.2015 N 0703/15/0588 по ДТ N 10210100/231012/0050885 выставлено таможней за пределами трехлетнего пресекательного срока, установленного частью 2 статьи 164 Закона N 311-ФЗ в связи с чем не может быть признано законным.
Требование об уплате дополнительно начисленных таможенных платежей подлежит выставлению лишь в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, который заканчивается в день выпуска товара в соответствии с указанной таможенной процедурой.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что требование об уплате таможенных платежей в силу части 1 статьи 152 Закона N 311-ФЗ является не обычным извещением о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а обязанием уплатить Обществу в установленный этим требованием срок указанную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
В случае неисполнения требований в установленный срок таможенный орган вправе произвести взыскание таможенных платежей, пеней или процентов в бесспорном порядке или их принудительное взыскание в других формах в соответствии главой 14 Таможенного кодекса Таможенного союза, главой 18 Закона N 311-ФЗ, в том числе за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, а также принять меры по обеспечению взыскания таможенных платежей в соответствии со статьями 155 и 156 Закона N 311-ФЗ.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, вынесенное таможенным органом за пределами трехлетнего пресекательного срока требование обязывает Общество под угрозой экономических санкций в установленный в требовании срок уплатить таможенные платежи.
Так как указанные требования таможенного органа не соответствует положениям пункта 1 части 5 статьи 150 и части 2 статьи 164 Закона N 311-ФЗ и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, возлагая обязанность по уплате таможенных платежей под угрозой наступления негативных последствий, требования Таможни от 09.11.2015 N 0702/15/0587, N 0707/15/0592, N 0703/15/0588 правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2016 по делу N А56-92081/2015 обставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-92081/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2017 г. N Ф07-888/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Петромакс"
Ответчик: Санкт-Петербургская таможня