22 марта 2017 г. |
Дело N А56-24697/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Подвального И.О. и Самсоновой Л.А.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" Михайловой Ю.Н. (доверенность от 13.02.2017 N 017), Коньковой И.А. (доверенность от 08.04.2014 N 0027), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Рябенко Г.О. (доверенность от 18.01.2017 N 155), от общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос" Яцковского В.В. (доверенность от 12.10.2016),
рассмотрев 20.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2016 по делу N А56-24697/2016 (судьи Есипова О.И., Толкунов В.М., Лопато И.Б.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (место нахождения: 1270055, Москва, Сущевская улица, дом 19, строение 7, ОГРН 1037702023831, ИНН 7702352454; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании отказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее - Управление) в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, содержащегося в письме от 08.02.2016 N 05/97.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Альбатрос" (место нахождения: 188910, Ленинградская область, Выборгский район, город Приморск, Спецморнефтепорт, а/я 45, ОГРН 1047796752596, ИНН 7706553874; далее - Общество).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.2016 (судья Синицына Е.В.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2016 решение суда первой инстанции отменено, признано незаконным решение Управления об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Общества, изложенное в письме от 08.02.2016 N 05/97.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление от 25.11.2016 и оставить в силе решение от 22.07.2016, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права - статей 10, 39 и 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"). По мнению подателя жалобы, оспариваемое Предприятием решение Управления соответствует как нормам действующего антимонопольного законодательства, так и нормам, регулирующим деятельность морских лоцманов в Российской Федерации, и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В судебном заседании представители Управления и Общества поддержали доводы жалобы, а представители Предприятия возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 24.06.2015 Предприятие направило в адрес Общества письмо с просьбой рассмотреть вопрос о практической стажировке в Обществе, лоцманы которого осуществляют проводки судов на акватории порта Приморск, лоцманов Предприятия для последующей их аттестации в Службе капитана морского порта Приморск на предмет их дальнейшей работы на данной акватории с кратким указанием количества стажирующихся лоцманов и их опыта практической работы в акватории порта Приморск.
Общество в письме от 23.07.2015 запросило сведения о предполагаемых к стажировке лоцманов, в ответ на которое Предприятие в письме от 18.08.2015 N 3054/15 сообщило список лоцманов 1 категории, имеющих лоцманские удостоверения с правом проводки всех судов без ограничения в порту Санкт-Петербург, для стажировки на судах, лоцманская проводка которых осуществляется в порту Приморск.
14.10.2015 заявитель повторно направил Обществу письмо с указанием сведений о лоцманах Предприятия, направляемых для стажировки в Общество в морском порту Приморск.
Общество в письме от 02.11.2015 сообщило Предприятию, что непредставление всей необходимой информации не ускоряет процесс рассмотрения возможности стажировки лоцманов, поставив при этом под сомнение достоверность ранее предоставленных сведений о лоцманах Предприятия, их профессиональном образовании, подлинности дипломов, а предложило получить согласие лоцманов на отправку официальных запросов в учебные заведения о подлинности документов об образовании и в медицинские учреждения о подлинности медицинских заключений.
11.12.2015 Предприятие вновь направило письмо в адрес Общества по вопросу предстоящей стажировки лоцманов, а котором указало на отсутствие оснований для проверки подлинности указанных документов со стороны Общества, а также предложило предоставить в срок до 18.12.2015 проект договора на оказание услуг по стажировке морских лоцманов Предприятия.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения Предприятия в Управление с заявлением о нарушении Обществом антимонопольного законодательства, выразившегося в уклонении от заключения договора на оказание услуг по проведению стажировки лоцманов в морском порту Приморск, что препятствует допуску Предприятия на рынок лоцманских услуг в названном порту.
Управление на основании статьи 44 Закона "О защите конкуренции" отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, указав, что действия Общества не могут быть квалифицированы как отказ/уклонение от заключения договора на оказание услуг по проведению стажировки лоцманов, а отношения, сложившиеся между Обществом и Предприятием по подготовке к заключению договора стажировки лоцманов носят гражданско-правовой характер (письмо от 08.02.2016 N 05/97).
Предприятие оспорило отказ Управления в судебном порядке.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал, сделав вывод, что антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление, установив, что антимонопольный орган не принял во внимание особый статус Общества, являющегося монополистом на рынке лоцманских услуг в морском порту Приморск, и не оценил его действия применительно к части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 1 Закона "О защите конкуренции" названный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции").
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции").
В силу статей 23 и 39 Закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в названном Законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии со статьями 39 и 44 Закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе, заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
При рассмотрении заявления, материалов и изучении сведений и документов антимонопольный орган определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции, устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет норму антимонопольного законодательства, которая подлежит применению.
Суд апелляционной инстанции установил, что в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" приказом Федеральной службы по тарифам от 17.03.2015 N 42-т/1 утверждены ставки лоцманского сбора за услуги по обеспечению лоцманской проводки судов (кроме спортивных и маломерных судов), оказываемые Обществом в морском порту Приморск, а потому Общество является монополистом на рынке лоцманских услуг в морском порту Приморск.
Отношения, связанные с деятельностью морских лоцманов, регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) и Положением о морских лоцманах Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.07.2008 N 112 (далее - Положение).
В подпункте 2 пункта 4 названного Положения установлено, что морской лоцман должен иметь, в том числе, действующее лоцманское удостоверение, выданное капитаном морского порта и подтверждающее квалификацию морского лоцмана, его право на осуществление лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов.
В силу части 1 статьи 87 КТМ РФ лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.
Требования, предъявляемые к морским лоцманам, определены в разделе II Положения, в числе требований к кандидатам в морские лоцманы указано наличие справки об успешном прохождении стажировки в течение не менее 6 месяцев с указанием района лоцманской проводки судов и типов проводимых судов (подпункт 2 пункта 8), к лоцманам - наличие справки об успешном прохождении стажировки в течение не менее 7 дней в качестве дублера оператора службы управления движением судов (СУДС), в зоне действия которой находится район лоцманской проводки, обслуживаемый лоцманской организацией, работником которой является морской лоцман или кандидат в морские лоцманы (подпункт 9 пункта 4).
Порядок профессиональной подготовки и повышения квалификации морских лоцманов определен в разделе VI Положения.
Согласно пункту 30 Положения стажировка проводится под руководством квалифицированных морских лоцманов, имеющих стаж работы в качестве морского лоцмана не менее пяти лет. Срок стажировки кандидата в морские лоцманы не должен быть менее шести месяцев. Если за указанный срок кандидат в морские лоцманы не получил необходимых навыков, срок такой стажировки может быть продлен до одного года. Срок стажировки морского лоцмана определяется программой повышения квалификации морских лоцманов. Стажировка морского лоцмана и кандидата в морские лоцманы в качестве дублера оператора СУДС проводится в течение не менее 7 дней. Морским лоцманам и кандидатам в морские лоцманы, успешно прошедшим стажировку, выдается справка, подготовленная на основании отзывов морских лоцманов, операторов СУДС, проводивших стажировку морского лоцмана (кандидата в лоцманы), и подписанная руководителем лоцманской организации.
Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание пункт 8 распоряжения капитана морского порта Приморск от 21.06.2013 N 12-21-р "Об аттестации морских лоцманов в морском порту Приморск", в котором указано, что для допуска к выполнению обязанностей в акватории морского порта Приморск кандидат в морские лоцманы, работавший ранее в регионе восточной части Финского залива, должен пройти дополнительную стажировку в качестве стажера под руководством квалифицированных морских лоцманов и выполнить не менее 30 проводок судов первой категории (в качестве стажера под руководством опытного лоцмана в течение срока не менее 2 месяцев) и пройти недельную стажировку по изучению особенностей судовождения в местных условиях в портовой СУДС Приморск со сдачей соответствующих зачетов, сделал правильный вывод о том, что Общество является единственной организацией, имеющей право на проведение стажировки по лоцманской проводке судов в акватории порта Приморск и выдачу справок об успешном прохождении стажировки.
Пункт 44 Положения содержит перечень документов необходимый для проведения аттестационного экзамена, в подпункте 7 которого указана справка об успешном прохождении стажировки в течение не менее 7 дней в качестве дублера оператора службы управления движением судов (СУДС), в зоне действия которой находится район лоцманской проводки, обслуживаемый лоцманской организацией, работником которой является морской лоцман или кандидат в морские лоцманы, и в подпункте 8 указана справка о стажировке в районе лоцманской проводки.
При этом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, право требовать предоставления документов, подтверждающих подлинность дипломов о профессиональном образовании морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы, а также подлинность заключений медицинских комиссий о состоянии их здоровья, предоставлено капитану морского порта при проведении аттестационного экзамена, а не лоцманской организации, на которую возложено проведение стажировки с выдачей справки о стажировке в районе лоцманской проводки судов в силу закона.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что Управление не приняло во внимание положения вышеназванных нормативных актов, а также особый статус Общества, и не оценив его действия с позиции части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", не опровергло изложенных в обращении доводов Предприятия, в связи с чем правомерно признал выводы антимонопольного органа об отсутствии оснований для возбуждения в отношении Общества дела о нарушении антимонопольного законодательства необоснованными и преждевременными, противоречащими фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, что не отвечает требованиям статей 23, 39, 44 Закона "О защите конкуренции".
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, а потому суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2016 по делу N А56-24697/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 87 КТМ РФ лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.
...
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что Управление не приняло во внимание положения вышеназванных нормативных актов, а также особый статус Общества, и не оценив его действия с позиции части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", не опровергло изложенных в обращении доводов Предприятия, в связи с чем правомерно признал выводы антимонопольного органа об отсутствии оснований для возбуждения в отношении Общества дела о нарушении антимонопольного законодательства необоснованными и преждевременными, противоречащими фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, что не отвечает требованиям статей 23, 39, 44 Закона "О защите конкуренции"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 марта 2017 г. N Ф07-822/17 по делу N А56-24697/2016