06 апреля 2017 г. |
Дело N А66-5250/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 05.04.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Жилищно-коммунальное хозяйство Редкино" на решение Арбитражного суда Тверской области от 06.09.2016 (судья Карсакова И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016 (судьи Осокина Н.Н., Докшина А.Ю., Смирнова В.И.) по делу N А66-5250/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное хозяйство Редкино", место нахождения: 171261, Тверская область, Конаковский район, поселок городского типа Редкино, Парковая улица, дом 43, ИНН 6911022708, ОГРН 1056910001785 (далее - ОАО "ЖКХ Редкино", Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, место нахождения: 107031, город Москва, улица Рождественка, дом 5/7, ИНН 7702609639, ОГРН 1067746766240 (далее - Управление), выразившихся (письмо Управления от 11.03.2016 N 07-18/875) в отказе во внесении изменений в государственный реестр опасных производственных объектов (далее - реестр) в сведения, содержащиеся об объекте "Склад ГСМ, рег. N А05-11002-0003", в части исключения из сведений, характеризующих опасный производственный объект (далее - ОПО): резервуара для хранения мазута N 2 (вертикальная емкость V = 1600 (2000) м, год изготовления 1962, ввод в эксплуатацию 1962); технологических трубопроводов в количестве 5 единиц (ввод в эксплуатацию 1992 г.); насосов для перекачки мазута в количестве 4 единиц (РЗ-60, Ш-80-25, ПНП-15, МВН-10). Также заявитель просил суд обязать Управление внести указанные изменения в реестр.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 06.09.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции от 06.09.2016 и постановление апелляционного суда от 14.12.2016 и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные Обществом требования. Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что действия Общества по внесению спорных изменений фактически направлены на ликвидацию ОПО; поясняет, что действия ОАО "ЖКХ Редкино" направлены на исключение из реестра только оборудования, входящего в состав ОПО "Склад ГСМ", а основным опасным производственным объектом, зарегистрированным в этом качестве, является поселковая котельная, расположенная на одной производственной площадке со складом ГСМ.
Общество ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В возражениях на жалобу Управление считает, что требования Общества основаны на неправильном толковании закона, при этом Обществом не соблюден порядок ликвидации ОПО; просит суд отказать ОАО "ЖКХ Редкино" в удовлетворении кассационной жалобы, а решение и постановление судов оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 10.02.2016 в Управление поступило заявление ОАО "ЖКХ Редкино" от 08.02.2016 N 263 (том дела 1, лист 30), в котором заявитель просил внести изменения в реестр в отношении эксплуатируемого Обществом объекта - Склад ГСМ. К заявлению Общество приложило: сведения, характеризующие ОПО; старые сведения, характеризующие ОПО до изменения; справку об отсутствии в аренде предприятия ОПО; копию договора от 30.10.2015 N 49, заключенного с Тверской региональной общественной организацией содействия ликвидации последствий аварий и катастроф "Спасение" (далее - ТРОО "Спасение"); копию акта от 27.01.2016 о ликвидации оборудования склада ГСМ поселковой котельной ОАО "ЖКХ Редкино", расположенной по адресу: Тверская область, Конаковский район, пгт. Редкино, ул. Заводская, д. 1; копию акта от 27.10.2015 приемки работ по демонтажу насосов.
В ответ на заявление Общества Управление письмом от 11.03.2016 N 07-18/875 (том дела 1, листы 50 - 51) сообщило о приостановлении исполнения государственной функции и возврате пакета документов на основании пункта 29.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации ОПО и ведению ГРОПО, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 04.09.2007 N 606 (далее - Регламент). Управление указало на несоответствие представленных Обществом документов требованиям Регламента, а именно: в нарушение требований пункта 23.3 Регламента заявителем не представлены документы, подтверждающие изменения, внесенные предприятием в сведения, характеризующие ОПО "Склад ГСМ" в части исключения из сведений технических устройств: насоса для перекачки мазута РЗ-60, насоса для перекачки мазута Ш-80-25, насоса для перекачки мазута ПНП-15, насоса для перекачки мазута МЕВ-10, резервуара для хранения мазута V = 1600 м, технологических трубопроводов L = 134 м, L = 195 м, L = 122,5 м, L = 118,5 м, - ранее входящих в состав ОПО (не представлена документация на ликвидацию, имеющая положительное заключение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 N 96 (далее - Правила N 96).
Посчитав, что представленный в Управление пакет документов на внесение изменений в ГРОПО соответствовал требованиям действующего законодательства и ему необоснованно отказано во внесении заявленных изменений, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, исследовав представленные по делу доказательства, установив обстоятельства настоящего спора, пришел к выводу о том, что действия Общества по внесению изменений в реестр фактически направлены на ликвидацию ОПО и Управление обоснованно приняло решение, выраженное в письме от 11.03.2016 N 07-18/875, в связи с чем решением от 06.09.2016 суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оставив постановлением от 14.12.2016 решение от 06.09.2016 без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к названному Закону.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что Обществу выдано свидетельство о регистрации ОПО (склад ГСМ) от 18.08.2015 N А05-11002 (том дела 1, лист 31).
Как указано в пункте 1 статьи 4 Закона N 116-ФЗ, правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 116-ФЗ в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.
Согласно пункту 1 Приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ к категории ОПО относятся, в том числе, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества указанных видов.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ к категории ОПО относятся также объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии), воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.
Порядок и сроки осуществления действий (административных процедур) при регистрации ОПО и ведении ГРОПО определялись в рассматриваемый период названным Регламентом.
Пункт 4.3 указанного Регламента раскрывает понятие ОПО, под которым понимается предприятие или его цех, участок, площадка, а также иные производственные объекты, на которых, в частности: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды); используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
Согласно пункту 13.1 Регламента при исполнении государственной функции в части ведения государственного реестра опасных производственных объектов, его территориальных и ведомственных разделов (регистрирующими органами) осуществляется следующее: внесение изменений в сведения государственного реестра опасных производственных объектов; исключение сведений из государственного реестра опасных производственных объектов; формирование базы данных государственного реестра опасных производственных объектов.
В пункте 16 Регламента предусмотрено, что заявление о регистрации ОПО в государственном реестре подается эксплуатирующей организацией в регистрирующий орган в соответствии с ее местонахождением согласно ее уставным документам в срок не позднее 10 дней с начала эксплуатации опасного производственного объекта(ов).
В соответствии с пунктом 23.3 Регламента для внесения изменений в ГРОПО в связи с изменениями сведений, содержащихся в ранее выданном свидетельстве о регистрации или в карте учета ОПО, эксплуатирующая организация направляет в регистрирующий орган пакет документов, в котором должны быть: заявление от эксплуатирующей организации; карта учета объекта; сведения, характеризующие ОПО; ранее выданные свидетельство о регистрации ОПО и карта(ы) учета ОПО (при необходимости внесения изменений в сведения, содержащиеся в этих документах); документы, подтверждающие произошедшие изменения; дополнительные сведения об ОПО и эксплуатирующей их организации в случае необходимости подтверждения правильности и полноты идентификации, осуществленной эксплуатирующей организацией.
Согласно пункту 23.3.1 Регламента ОПО исключается из государственного реестра в связи с изменениями, в результате которых у него не стало признаков опасности или самого объекта. В этом случае эксплуатирующая организация направляет в регистрирующий орган следующий пакет документов: заявление от эксплуатирующей организации; ранее выданную карту учета исключаемого опасного производственного объекта; ранее выданное свидетельство о регистрации опасного(ых) производственного(ых) объекта(ов); копии документов, подтверждающих: а) ликвидацию и вывод из эксплуатации опасного производственного объекта (списания с баланса); б) сдачу в аренду опасного производственного объекта (заверенные нотариально); в) консервацию (на срок не менее года) опасного производственного объекта; г) смену организации - владельца опасного производственного объекта; д) факт купли-продажи опасного производственного объекта (заверенные нотариально); е) изменения на опасном производственном объекте, в связи с которыми у объекта не стало признаков опасности (дегазация, акт отключения от газоснабжения и т.д.).
Пункт 29.1 Регламента предписывает приостановление исполнения государственной функции и возврат документов в случае представления пакета документов не в полном объеме.
Как видно из материалов дела, согласно Сведениям, характеризующим опасный производственный объект от 21.07.2015, в составе эксплуатируемого Обществом ОПО "Склад ГСМ" значится следующее оборудование: Резервуары для хранения мазута - наливная емкость инв. 2, объем - 1600 м
(1568 т), год постройки - 1962, год ввода в эксплуатацию - 1962, кол. 1 шт.; Технологические трубопроводы - Питательная магистраль: группа Б (в) III, Возврат из котельной: группа Б (в) III, Подающая магистраль: группа Б (в) IV, Заканчивающая магистраль: группа Б (в) IV, Сливная магистраль: группа Б (в) IV; Мазутонасосная - Здание, категория В, степень огнестойкости II, насосы для перекачки мазута: РЗ-60, Ш-80-25, насосы для подачи мазута: ПНП-15, МВЕ-10; Мазутослив - подземная ж/б емкость, объем - 400 м
, Год ввода в эксплуатацию 1963, в кол. 1 шт.
Согласно Сведениям, характеризующим опасный производственный объект от 08.02.2016, по состоянию на указанную дату в состав данного ОПО входят: Мазутонасосная - Здание, категория В, степень огнестойкости II; Мазутослив - подземная ж/б емкость, объем - 400 м, Год ввода в эксплуатацию 1963, в кол. 1 шт.
Судами по материалам дела, пояснениям заявителя установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства: ОПО "Склад ГСМ" не эксплуатировался Обществом в связи с отсутствием производственной необходимости; при проведении экспертизы промышленной безопасности три из четырех мазутных резервуара, зарегистрированных в Ростехнадзоре, были признаны непригодными для дальнейшей эксплуатации; согласно представленному заявителем Заключению экспертизы промышленной безопасности от 16.01.2015 N ЭО-49/14, выполненному специализированной организацией обществом с ограниченной ответственностью "ПромТехПроект", последний из мазутных резервуаров, являющийся объектом указанной экспертизы (резервуар вертикальный стальной РВС-2000 ст. N 2, расположенный на территории котельной ОАО "ЖКХ Редкино"), был признан не соответствующим требованиям промышленной безопасности, в связи с чем согласно заключению эксперта необходимо было вывести его в капитальный ремонт или принять решение о его демонтаже; согласно Акту о ликвидации оборудования Склада ГСМ поселковой котельной ОАО "ЖКХ Редкино", расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, пгт. Редкино, ул. Заводская, д. 1, составленному 27.01.2016, аварийный мазутный резервуар 2 объемом 2000 м
и технологические трубопроводы, находящиеся на балансе ОАО "ЖКХ Редкино", были ликвидированы специализированной организацией ТРОО "Спасение" в соответствии с договором от 30.10.2015 N 49 (акт от 27.01.2016).
Также, согласно имеющемуся в материалах дела акту от 27.10.2015 приемки работ по демонтажу насосов мазутонасосной, составленному комиссией заявителя, насосы для перекачки мазута марки РЗ-60 в количестве 2 шт. и марки Ш-80-25 в количестве 1 шт. демонтированы вместе с электродвигателями и отводящими/подводящими трубопроводами; насосы для подачи мазута марки ПНП-15 (паровой привод) в количестве 1 шт. и марки МВН-10 в количестве 1 шт. демонтированы вместе с приводами и трубопроводами; работы по демонтажу насосов проведены в полном объеме, дальнейшая эксплуатация мазутонасосной для транспортировки мазута невозможна.
Таким образом, как верно указано судами, при исключении из состава рассматриваемого ОПО "Склад ГСМ" вышеперечисленного оборудования в составе данного ОПО остается здание мазутонасосной и подземная ж/б емкость мазутослива, то есть, фактически "Склад ГСМ", представляя собой объект недвижимости, без функционального оборудования (емкостей, трубопроводов, насосов), по сути, теряет свои опасные свойства.
Как правильно отмечено судами, по смыслу положений статьи 2 Закона N 116-ФЗ объект недвижимости сам по себе ОПО не является, в связи с чем действия Общества по внесению изменений в ГРОПО в данном случае фактически направлены на ликвидацию ОПО.
В соответствии с требованиями Закона N 116-ФЗ и Правил N 96 ликвидация ОПО осуществляется при наличии документации на ликвидацию, имеющей положительное заключение экспертизы промышленной безопасности.
Следовательно, в силу статьи 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию ОПО; документация на техническое перевооружение ОПО в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на ОПО, в случаях, установленных статьей 7 названного Закона; здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации ОПО, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО.
Указанные заключения экспертизы промышленной безопасности Общество в материалы дела, а также в Управление не представило.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Таким образом, судебные инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями норм материального права, со ссылкой на пункт 2.12 Типового положения "О порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и/или консервации химически опасных промышленных объектов", утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 04.11.2000 N 64, обоснованно указали на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих соблюдение Обществом установленного законом порядка (административных процедур) в области промышленной безопасности.
Суды двух инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов двух инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 06.09.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016 по делу N А66-5250/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Жилищно-коммунальное хозяйство Редкино" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.