13 апреля 2017 г. |
Дело N А56-44139/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Александровой Е.Н., Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ОМЗ - Литейное производство" Улискова А.А. (доверенность от 01.01.2017 N 3), от Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Смыковой Е.А. (доверенность от 22.12.2016 N 171/Дв),
рассмотрев 12.04.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОМЗ - Литейное производство" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 (судьи Есипова О.И., Сомова Е.А., Семенова А.Б.) по делу N А56-44139/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОМЗ - Литейное производство", место нахождения: 196650, Санкт-Петербург, город Колпино, территория Ижорский завод, дом Б/Н, ОГРН 1077847395801, ИНН 7817309906 (далее - ООО "ОМЗ - ЛП", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, место нахождения: 191028, Санкт-Петербург, Моховая улица, дом 3, ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833 (далее - Управление), от 06.05.2016 о назначении административного наказания N 19-2468-925/ПС.
Указанным постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выразившегося в нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Обществу назначено наказание в виде 200 000 руб. административного штрафа.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2016 (судья Селезнёва О.А.), с учетом определения от 05.10.2016 об исправлении опечатки, заявление Общества удовлетворено; оспариваемое постановление Управления признано судом незаконным и отменено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 решение суда первой инстанции от 04.10.2016 отменено. Апелляционный суд отказал Обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 06.05.2016 о назначении административного наказания.
В кассационной жалобе ООО "ОМЗ - ЛП" просит отменить постановление апелляционного суда от 03.02.2017 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 04.10.2016. Податель жалобы считает, что Управление не имело правовых оснований для привлечения Общества к административной ответственности как организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Управления просил отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 23.03.2016 N 19-09-11-2468/Рк в период с 07.04.2016 по 27.04.2016 в отношении Общества по месту его нахождения по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, тер. Ижорский завод, дом б/н проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В результате проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденными приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 (зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014 N 32326; далее - Правила N 116), что отражено в акте проверки от 27.04.2016 N 19-09-11-2468-3119/А (том дела 1, листы 27 - 39).
Согласно акту проверки от 27.04.2016 Обществу вменены следующие нарушения:
- отсутствие договоров обязательного страхования гражданской ответственности опасных производственных объектов "Цех сталеплавильный" и "Цех сталефасоннолитейный" в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности (статья 9 Закона N 116-ФЗ);
- представление неполных и недостоверных сведений при регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, характеризующих опасный производственный объект "Цех сталеплавильный", а именно: не указаны характеристики сосудов рег. N 29508, 29509, 29510, 29511, 32346, 32347, 32348, 32349, а также неверно указана рабочая среда сосудов рег. N 29508, 29509, 29510, 29511 (в сведениях азот - масло, по паспорту - воздух) (статья 2 Закона N 116-ФЗ);
- не назначены приказом из числа специалистов, прошедших в установленном порядке аттестацию в области промышленной безопасности, ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, а также ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением (сосудов рег. N 29508, 29509, 29510, 29511, 32346, 32347, 32348, 32349) (статья 9 Закона N 116-ФЗ, пункты 218 "б", 224 Правил N 116);
- не назначено необходимое количество лиц обслуживающего персонала (рабочих) сосудов рег. N 29508, 29509, 29510, 29511, 32346, 32347, 32348, 32349 не моложе восемнадцатилетнего возраста, удовлетворяющих квалификационным требованиям, не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенных в установленном порядке к самостоятельной работе (статья 9 Закона N 116-ФЗ, пункты 218 "в", 227, 229 Правил N 116).
27.04.2016 Управление выдало Обществу предписание N 19-2468-1191/ПР об устранении выявленных нарушений (том дела 1, листы 40 - 43).
В отношении Общества 04.05.2016 Управление составило протокол N 19-2468-1092/ПТ по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
06.05.2016 Управлением вынесено постановлением N 19-2468-925/ПС (том дела 1, листы 17 - 21), которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения в соответствии с указанной квалификацией по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и Обществу назначено наказание в виде 200 000 руб. административного штрафа.
Не согласившись с постановлением Управления от 06.05.2016 о назначении административного наказания, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о недоказанности административным органом факта эксплуатации в проверяемый период Обществом рассматриваемых опасных производственных объектов, решением от 04.10.2016 удовлетворил заявленные требования. При этом суд первой инстанции принял во внимание передачу спорных объектов в аренду ООО "ОМЗ-Спецсталь" на срок до 21.11.2016 на основании договора аренды недвижимого имущества от 29.12.2015 N 2016500/11-138, заключенного между Обществом и ООО "ОМЗ-Спецсталь". Также суд учел обращение Общества до проведения проверки в Управление в установленном порядке с заявлением о снятии указанного имущества с учета в государственном реестре опасных производственных объектов.
Суд апелляционной инстанции, отменяя постановлением от 03.02.2017 решение суда первой инстанции от 04.10.2016 и отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований полностью, сделал вывод об обоснованном привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Апелляционный суд признал вывод суда первой инстанции о недоказанности Управлением эксплуатации опасных производственных объектов "Цех сталеплавильный" и "Цех сталефасоннолитейный" заявителем основанным на неправильном применении норм материального права.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 законным и обоснованным.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от 200 000 до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону данного правонарушения, образуют действия либо бездействия при эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на несоблюдение требований промышленной безопасности.
Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Законом N 116-ФЗ.
Согласно требованиям промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, изложенным в части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нарушение требований, изложенных в статье 9 Закона N 116-ФЗ, в области промышленной безопасности является нарушением норм настоящего Закона.
В соответствии со статьей 1 Закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно пункту 1 статьи 3 названного Закона требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Закону.
Согласно приложению N 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются газы (воспламеняющиеся и горючие вещества) в указанных в приложении 2 к настоящему Закону количествах (пункт 1); используется оборудование, работающее под избыточным давлением газа (в газообразном, сжиженном состоянии) более 0,07 мегапаскаля (пункт 2).
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ).
Рассматриваемые в настоящем деле объекты "Цех сталеплавильный" (рег. N А19-07362-0002, дата рег. 04.12.2007) и "Цех сталефасоннолитейный" (рег. N А19-07362-0005, дата рег. 15.01.2014) отнесены к опасным производственным объектам. Данный факт подтверждается свидетельством о регистрации от 15.01.2014 N А19-07362 и заявителем не оспаривается.
В соответствии с распоряжением Управления от 23.03.2016 N 19-09-11-2468/Рк (том дела 1, листы 22 - 25), задачами проведенной в отношении Общества проверки были определены предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и(или) устранению последствий выявленных нарушений; предметом проверки - соблюдение в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований; соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов.
В пункте 11 распоряжения от 23.03.2016 N 19-09-11-2468/Рк приведен перечень документов, подлежащих представлению Обществом при проведении проверки, в том числе, документов, предусмотренных статьей 45.13 "Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.10.2008 N 280 (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.01.2009 N 13148).
К вышеуказанным документам отнесены: договоры страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; документы по укомплектованности штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; документы по допуску к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; документы по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и др.).
Из материалов дела следует, что в отношении опасных производственных объектов Общества "Цех сталеплавильный" и "Цех сталефасоннолитейный" при проверке установлено отсутствие договоров обязательного страхования гражданской ответственности, не назначение необходимого количества лиц обслуживающего персонала (рабочих) сосудов рег. N 29508, 29509, 29510, 29511, 32346, 32347, 32348, 32349, а также отсутствие ответственных лиц (приказа об их назначении) за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением и за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением (сосудов рег. N 29508, 29509, 29510, 29511, 32346, 32347, 32348, 32349).
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, Общество не представило и материалы дела не содержат, выявленные правонарушения Общество по существу не оспаривает.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества события и состава вмененного правонарушения.
При этом апелляционный суд обоснованно не согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии доказательств эксплуатации Обществом опасных производственных объектов, ссылаясь, в том числе, на Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.1998 N 1371.
В соответствии с указанными Правилами в государственном реестре на основе единых методических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях, эксплуатирующих эти объекты (пункт 2).
В рассматриваемый период действовал Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее - Административный регламент), утвержденный Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606 (в редакции приказа Ростехнадзора от 01.12.2011 N 676) (зарегистрировано в Минюсте РФ 01.10.2007 N 10224), утративший силу 13.02.2017 в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 N 494.
В силу пункта 2 названного Административного регламента регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре и ведение государственного реестра опасных производственных объектов - государственная функция, проводимая для учета опасных производственных объектов и эксплуатирующих их организаций.
Согласно пункту 41.1 Административного регламента при смене владельца опасного производственного объекта, зарегистрированного в государственном реестре, специалистом регистрирующего органа первоначально осуществляются действия по регистрации такого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов в составе опасных производственных объектов нового владельца, а затем действия по его исключению из состава опасных производственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов, его прежним владельцем.
В рассматриваемом случае свидетельством о регистрации N А19-06229 подтверждается, что регистрация опасных производственных объекта за новым владельцем - ООО "ОМЗ-Спецсталь" осуществлена 08.08.2016; опасные производственные объекты исключены из состава таких объектов, зарегистрированных за Обществом, 09.08.2016.
Таким образом, как правильно установил апелляционный суд, на момент проведения Управлением проверки в период с 07.04.2016 по 27.04.2016, составления протокола об административном правонарушении от 04.05.2016 N 19-2468-1092/ПТ по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и вынесения постановления от 06.05.2016 опасные производственные объекты "Цех сталеплавильный" и "Цех сталефасоннолитейный" были зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов за ООО "ОМЗ - ЛП", на которое в указанный период была возложена ответственность за соблюдение в отношении этих объектов требований обязательных норм и правил в области промышленной безопасности.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Судом правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем в силу статьи 104 АПК РФ Обществу, представившего в судебное заседание кассационной инстанции оригинал пл.поручения от 08.02.2017 N 30 об уплате 3000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, необходимо возвратить из федерального бюджета 3000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 по делу N А56-44139/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОМЗ - Литейное производство" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ОМЗ - Литейное производство" (место нахождения: 196650, Санкт-Петербург, г.Колпино, территория Ижорский завод, дом Б/Н, ОГРН 1077847395801, ИНН 7817309906) из федерального бюджета 3000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по пл.поручению от 08.02.2017 N 30 по кассационной жалобе.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.