25 мая 2017 г. |
Дело N А56-16183/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Преснецовой Т.Г. и Сергеевой И.В.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Жильцова Н.В. (доверенность от 29.12.2016), от открытого акционерного общества "Прибой-Инвест" Антиповой Т.В. (доверенность от 11.01.2017),
рассмотрев 24.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2016 (судья Кротов С.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2017 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Кашина Т.А.) по делу N А56-16183/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Прибой-инвест", место нахождения: 199106, Санкт-Петербург, Шкиперский проток, д. 14, ОГРН 1027800507151, ИНН 7801098840 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 118 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень), утвержденного приказом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), от 18.12.2015 N 133-п (далее - Приказ N 133-п), обязании Комитета исключить производственное здание площадью 5330,6 кв. м с кадастровым номером 78:06:0220501:24, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Шкиперский проток, д. 14, корп. 1, лит. В, из Перечня.
Решением от 25.07.2016 заявленные требования удовлетворены.
Определением апелляционного суда от 20.10.2016 производство по апелляционной жалобе Комитета на решение прекращено.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа определение от 20.10.2016 отменено, дело направлено в апелляционный суд для рассмотрения апелляционной жалобы Комитета.
Постановлением апелляционного суда от 15.02.2017 решение от 25.07.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и производство по делу прекратить.
Податель жалобы ссылается на то, что принадлежащий Обществу объект недвижимости обоснованно включен в Перечень; апелляционный суд грубо нарушил нормы процессуального права, указав, что Приказ N 133-п является нормативным правовым актом, а пункт 118 Перечня такими признаками не обладает.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, полагает, что судебные акты подлежат отмене, а производство по делу должно быть прекращено по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество предъявило требование о признании недействительным пункта 118 Перечня с момента принятия (издания) Приказа N 133-п. В данном пункте указан принадлежащий Обществу на праве собственности объект недвижимости площадью 5330,6 кв. м с кадастровым номером 78:06:0220501:24, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Шкиперский проток, д. 14, корп. 1, лит. В.
Оспариваемый Перечень издан уполномоченным на то исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с положениями пункта 3 статьи 46 Устава Санкт-Петербурга, принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14.01.1998, а также подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Положением о Комитете, утвержденным постановлением правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98; он опубликован в установленном порядке; круг лиц, на которые он распространяет свое действие, не определен, а указаны только объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; данный Перечень содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение и обязательные для неопределенного круга лиц.
Следовательно, в соответствии с правовой позицией, сформулированной в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее - Постановление N 48), Перечень является нормативным актом субъекта Российской Федерации, которым урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
В силу части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с названным Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам, а также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В то же время пунктом 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что суды в порядке, предусмотренном указанным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований, определен главой 21 КАС РФ.
Учитывая характер предъявленных Обществом требований и упомянутые выше нормы действующего законодательства, рассмотрение требования об оспаривании нормативного акта (в данном случае - Перечня) не отнесено федеральным законом к компетенции арбитражного суда и подлежит рассмотрению по правилам, установленным в главе 21 КАС РФ.
Поскольку настоящий спор неподведомственен арбитражному суду, то в силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд должен прекратить производство по такому делу.
В связи с этим у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для рассмотрения требования Общества по существу. Суды не учли разъяснения, содержащиеся в пункте 9 Постановления N 48, а также положения статей 27, 29 АПК РФ, и исходили из неверного вывода о подведомственности данного спора арбитражному суду.
При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 АПК РФ обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 3 статьи 288 АПК РФ как принятые с нарушением норм процессуального права, а производство по делу - прекращению.
При этом суд кассационной инстанции принимает во внимание отсутствие в материалах дела доказательств обращения Общества с аналогичным заявлением в суд общей юрисдикции и его возвращения ввиду нарушения правил подведомственности.
Государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд, подлежит возвращению Обществу в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь частью 1 статьи 150, статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2017 по делу N А56-16183/2016 отменить.
Производство по делу прекратить.
Возвратить открытому акционерному обществу "Прибой-инвест", место нахождения: 199106, Санкт-Петербург, Шкиперский проток, д. 14, ОГРН 1027800507151, ИНН 7801098840, из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с названным Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам, а также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В то же время пунктом 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что суды в порядке, предусмотренном указанным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований, определен главой 21 КАС РФ.
Учитывая характер предъявленных Обществом требований и упомянутые выше нормы действующего законодательства, рассмотрение требования об оспаривании нормативного акта (в данном случае - Перечня) не отнесено федеральным законом к компетенции арбитражного суда и подлежит рассмотрению по правилам, установленным в главе 21 КАС РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2017 г. N Ф07-4462/17 по делу N А56-16183/2016
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4462/17
15.02.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34422/16
13.12.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12351/16
24.11.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12302/16
20.10.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24665/16
25.07.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-16183/16