18 июля 2017 г. |
Дело N А56-55537/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Лужский завод "Белкозин" Ахмедова Т.Ф. (доверенность от 21.03.2017),
рассмотрев 12.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2016 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 (судьи Тимухина И.А., Жиляева Е.В., Полубехина Н.С.) по делу N А56-55537/2016,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847215135, ИНН 7840416776 (далее - Управление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Лужский завод "Белкозин", место нахождения: 188230, Ленинградская обл., г. Луга, Ленинградское шоссе, 137 км, ОГРН 1034701557923, ИНН 4710002063 (далее - Общество), об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка площадью 189 402 кв.м с кадастровым номером 47:29:0101001:104, расположенного по адресу: Ленинградская обл., г. Луга, Ленинградское шоссе, д. 28; об аннулировании из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним (далее - ЕГРП) записи о государственной регистрации права собственности Общества на данный земельный участок, об обязании Общества передать Управлению Росимущества этот земельный участок по акту приема-передачи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра), и администрация Лужского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 188230, Ленинградская обл., г. Луга, пр. Кирова, д. 73, ОГРН 1054700425680, ИНН 4710026064 (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 28.11.2016 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, считая решение и постановление незаконными и необоснованными, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы просит отменить обжалуемые им решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении иска, поскольку считает, что является необоснованным вывод судов о пропуске срока исковой давности.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Российской Федерации принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 259 500 кв.м с кадастровым номером 47:29:0101001:5, расположенный по адресу: Ленинградская обл., г. Луга, Ленинградское шоссе, д. 28.
Право федеральной собственности на данный объект зарегистрировано в ЕГРП 07.05.2007, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 07.05.2007 серии 78-АВ N 563816. Данный земельный участок учтен в реестре федерального имущества, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 12.11.2015 N 192/1.
Помимо этого судами установлено, что постановлением муниципального образования "Лужский район" Ленинградской области от 24.10.2000 N 644/6 земельный участок площадью 259 500 кв.м предоставлен Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением Администрации от 07.04.2010 N 345 было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Общества на земельные участки площадью 43 831 кв.м, 2246 кв.м, 17 711 кв.м, 5 975 кв.м, образованные из участка 259 500 кв.м, и они были включены в состав производственной зоны населенного пункта г. Луга. Этим же постановлением Обществу в порядке переоформления права предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 189 402 кв.м по адресу: Ленинградская обл., г. Луга, Ленинградское шоссе, д. 28, для эксплуатации и содержания производственных зданий, строений, сооружений.
Между Администрацией (продавцом) и Обществом (покупателем) заключен договор от 28.05.2010 N 221 купли-продажи земельного участка площадью 189 402 кв.м с кадастровым номером 47:29:0101001:104, расположенного по вышеуказанному адресу.
Согласно кадастровому паспорту от 25.05.2010 N 4729/202/10-5130, являющемуся приложением к договору купли-продажи, а также кадастровому паспорту от 27.07.2016 N 47/201/16-525581, указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 24.05.2010, для него установлена категория земель - "земли населенных пунктов" и разрешенное использование - "для содержания производственных зданий, строений, сооружений".
Право собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 47:29:0101001:104 зарегистрировано в установленном порядке 28.06.2010 на основании упомянутого договора купли-продажи от 28.05.2010, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 27.07.2016 N 47/000/087/2016-5655.
На указанном земельном участке расположены принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимости, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 2002, 2003, 2007, 2009 годов (л.д. 59 - 104 тома N 1), а также кадастровым паспортом от 25.05.2010 N 4729/202/10-5130.
Общество обратилось в Управление Росимущества с заявлением от 27.01.2015 N 11-014-49/25 о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 259 500 кв.м с кадастровым номером 47:29:0101001:5, ссылаясь на то, что в 2007 году указанный земельный участок был разделен, из него были образованы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 47:29:0101001:67, 47:29:0101001:68, 47:29:0101001:69, 47:29:0101001:70, а в 2010 году земельный участок с кадастровым номером 47:29:0101001:69 разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 47:29:0101001:104, 47:29:0101001:105, 47:29:0101001:106.
Управление Росимущества, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 47:29:0101001:5 был разделен незаконно, без согласия собственника, а земельный участок с кадастровым номером 47:29:0101001:104 приобретен Обществом у лица, которое не было уполномочено его отчуждать, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
До вынесения судом решения Общество заявило о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 195, 196, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснениями, данными в пунктах 4, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43), а также правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 360/12, пришли к выводу о пропуске истцом срока исковой давности, в связи с чем отказали в удовлетворении иска. При этом суды исходили из того, что спорный земельный участок находится в фактическом владении Общества, Управление Росимущества как лицо, осуществляющее полномочия собственника в отношении федерального имущества, имело возможность узнать о нарушении своего права в 2010 году - с момента постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка (24.05.2010) и регистрации права собственности Общества на него (28.06.2010).
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Как разъяснено в пунктах 32, 36 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Таким образом, исходя из предмета заявленного по делу требования о виндикации спорного земельного участка, направленного на восстановление владения этим имуществом, истец должен доказать принадлежность истребуемого земельного участка к федеральной собственности и вещное право на него, наличие земельного участка в натуре, утрата истцом фактического владения и неправомерное владение им ответчиком.
В случае недоказанности одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен быть не может.
Исходя из положений пункта 1 статьи 196 ГК РФ срок исковой давности по виндикационному требованию по общему правилу составляет три года.
Пунктом 2 статьи 199 ГК РФ установлено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Если иное не установлено законом, течение срока давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
В пункте 4 Постановления N 43 разъяснено, что срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как следует из материалов дела и установлено судами, спорный земельный участок с кадастровым номером 47:29:0101001:104 был приобретен Обществом на основании договора купли-продажи от 28.05.2010 N 221, заключенного с Администрацией. Данный участок поставлен на государственный кадастровый учет 24.05.2010, а право собственности ответчика на него зарегистрировано в установленном порядке 28.06.2010; на участке расположены принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимости, то есть фактически он находится во владении и пользовании Общества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с которым последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Суды правомерно указали, что Управление Росимущества как орган, на который возложена обязанность по управлению и сохранению федеральной собственности, должно было своевременно при наличии на то оснований установить факт выбытия имущества из владения и предпринять меры к защите прав. При этом суды обоснованно учли, что сведения, содержащиеся в ЕГРП, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 N 308-ЭС16-1003.
Установив, что о разделе земельного участка с кадастровым номером 47:29:0101001:5 и о нарушении права федеральной собственности истец имел возможность узнать в 2010 году при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 47:29:0101001:104 (24.05.2010) и регистрации права собственности ответчика на него (28.06.2010), тогда как с настоящим иском Управление Росимущества обратилось только 28.04.2016, суды обоснованно пришли к выводу о пропуске истцом срока на обращение в суд по требованию о виндикации земельного участка.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком, явилось самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Иной подход при установленных по делу обстоятельствах нарушает принцип правовой определенности, а также не обеспечивает конституционное право на равную защиту всех форм собственности.
Доводы подателя жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном понимании положений гражданского законодательства об исковой давности и на иной правовой оценке обстоятельств, имеющих значение для дела и верно установленных судами. Суды обоснованно исходили из того, что спорный участок находится в фактическом владении Общества и право его собственности зарегистрировано в ЕГРП в 2010 году, на участке находятся принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимости; Управление Росимущества, осуществляя полномочия по управлению федеральным имуществом, не могло не знать об указанных обстоятельствах, что следует и из положений пунктов 2 и 3 совместного приказа от 02.12.2011 Росреестра N П/484 и Росимущества N 376, которым был утвержден Порядок предоставления сведений, необходимых для учета федерального имущества в реестре федерального имущества, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 по делу N А56-55537/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы подателя жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном понимании положений гражданского законодательства об исковой давности и на иной правовой оценке обстоятельств, имеющих значение для дела и верно установленных судами. Суды обоснованно исходили из того, что спорный участок находится в фактическом владении Общества и право его собственности зарегистрировано в ЕГРП в 2010 году, на участке находятся принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимости; Управление Росимущества, осуществляя полномочия по управлению федеральным имуществом, не могло не знать об указанных обстоятельствах, что следует и из положений пунктов 2 и 3 совместного приказа от 02.12.2011 Росреестра N П/484 и Росимущества N 376, которым был утвержден Порядок предоставления сведений, необходимых для учета федерального имущества в реестре федерального имущества, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2017 г. N Ф07-6162/17 по делу N А56-55537/2016
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6162/17
17.03.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-482/17
22.12.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28978/16
07.12.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-55537/16
19.09.2016 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-55537/16