01 декабря 2017 г. |
Дело N А56-50202/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу Бабаева Ф.Р.о. (доверенность от 16.11.2017 N 01-19/13447), от общества с ограниченной ответственностью "Единый визовый центр" Гутенкова В.Е. (доверенность от 01.09.2017 N 2017/Д-126-05),
рассмотрев 29.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2017 (судья Шелема З.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017 (судьи Борисова Г.В. Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А56-50202/2016,
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу, место нахождения: 191104, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Единый визовый центр", место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, улица Красного текстильщика, дом 10-12, литера Д, ОГРН 1097847318986, ИНН 7842418909 (далее - Общество), о взыскании 11 563,13 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2013 года.
Решением суда первой инстанции от 10.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.06.2017, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ее податель, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить. Департамент указывает на несвоевременное предоставление Обществом отчетности и на его обязанность внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с применением пятикратного повышающего коэффициента.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество, являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, представило в Департамент расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду от 25.07.2013 N 28/04/10817 за 2 квартал 2013 года.
В результате произведенного перерасчета представленных Обществом сведений Департаментом выявлена задолженность в размере 11 563,13 руб.
Департамент 20.05.2016 обратился к Обществу с требованием об уплате 11 563,13 руб. платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2013 года с применением пятикратного повышающего коэффициента.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитана истцом с применением пятикратного коэффициента в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок определения платы за загрязнение окружающей среды), на основании данных, содержащихся в расчете платы и приложениях к нему о фактическом негативном воздействии в части размещения отходов.
Неудовлетворение Обществом требования Департамента в досудебном порядке явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с указанным иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для начисления Обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2013 года с применением пятикратного коэффициента, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд согласился с приведенными в решении оценкой доказательств и выводами.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон "Об охране окружающей среды") негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления (пункты 1, 2 статьи 16 Закона "Об охране окружающей среды").
Порядком определения платы за загрязнение окружающей среды, который распространяется на юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанные с природопользованием, предусмотрено взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов и установлены общие правила ее исчисления.
Определение платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункты 4, 5 Порядка определения платы за загрязнение окружающей среды).
Пунктом 6 Порядка определения платы за загрязнение окружающей среды предусмотрено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 указанного Порядка.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее - Порядок представления отчетности) (за исключением статистической отчетности), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Пунктами 3 - 5 Порядка представления отчетности предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 7 Порядка представления отчетности, отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.
Форма отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства утверждена Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Письмо Ростехнадзора от 08.06.2010 N 00-07-12/2968 "Об отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства").
В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Судами обеих инстанций установлено и из материалов дела следует, что Общество, являясь субъектом малого предпринимательства, в силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" освобождено от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При этом Общество с соблюдением Порядка представления отчетности и по установленной вышеуказанным письмом Ростехнадзора форме представило отчетность о размещении отходов за 2013 год.
Правильно применив положения приведенных правовых норм, приняв во внимание позицию Росприроднадзора, изложенную, в том числе в письмах от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256 "О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства", от 13.07.2015 N ВС-02-01-36/11991 "О направлении разъяснений", а также учитывая установленные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии у ответчика обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов производства с применением повышающего 5-кратного коэффициента.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы подателя жалобы о несвоевременном представлении Обществом отчетности судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку указанное обстоятельство не может служить основанием для применения к расчетам платы за размещение отходов производства пятикратного повышающего коэффициента. Данный вывод согласуется с позицией Росприроднадзора, изложенной в письме от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256.
Фактически доводы подателя жалобы о его несогласии с состоявшимися судебными актами направлены на иную оценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, в то время как оснований для этого не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017 по делу N А56-50202/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.