г. Санкт-Петербург |
|
05 февраля 2018 г. |
Дело N А66-3635/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Александровой Е.Н.,
судей Бурматовой Г.Е., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 30.01.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тверской таможни на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.06.2017 (судья Голубева Л.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А66-3635/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пакинг РУ", место нахождения: 117342, Москва, улица Миклухо-Маклая, дом 42, квартира 93, ОГРН 1047796691238, ИНН 7728524098 (далее - ООО "Пакинг РУ", Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия Тверской таможни, место нахождения: 170043, город Тверь, Октябрьский проспект, дом 56, ОГРН 1026900519821, ИНН 6905010662 (далее - Таможня), выразившегося в невозврате таможенных платежей, излишне уплаченных по декларациям на товары (далее - ДТ) N N 10115070/180515/0004078, 10115070/190815/0008270, 10115070/140915/0009618, 10115070/130116/0000454, 10115070/280116/0002277, 10115070/020216/0003130, 10115070/100815/0007742, 10115070/020915/0008935 10115070/161215/0020620, 10115070/260116/0001977, 10115070/280116/0002275, 10115070/020216/0003131, 10115070/150316/0009771, 10115070/120815/0007929, 10115070/140915/0009617, 10115070/211215/0021374, 10115070/260116/0001976, 10115070/020216/0003120, 10115070/030216/0003184, а также об обязании таможенного органа возвратить на счет заявителя 5 074 614 руб. 84 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением суда первой инстанции от 05.06.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017, требования Общества удовлетворены в полном объеме. Оспариваемое бездействие признано незаконным, на таможенный орган возложена обязанность возвратить ООО "Пакинг РУ" излишне уплаченные таможенные платежи в заявленном размере.
В кассационной жалобе Таможня просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что судебные инстанции, разрешая спор, необоснованно руководствовались ставкой ввозной таможенной пошлины в размере 5%, установленной в соответствии с протоколом от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994". Таможенный орган отмечает, что каждый член Всемирной торговой организации (далее - ВТО) вправе самостоятельно определять инструменты, необходимые для выполнения своих обязательств, а также определять пределы такого исполнения исходя из собственных интересов - он вправе не выполнять обязательства по соглашениям, если готов осуществить соответствующую компенсацию другим членам или на применение к нему ответных мер другими членами ВТО. При этом, по мнению таможенного органа, оценка принятых Евразийской экономической комиссией решений по вопросам, отнесенным к ее полномочиям, не может быть произведена национальным судебным органом, в связи с чем в рассматриваемом случае применение Таможней при исчислении ввозной таможенной пошлины в отношении спорного товара ставки в размере 15% является правомерным.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Пакинг РУ" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направили, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Общество и Таможня ходатайствовали о рассмотрении кассационной жалобы без участия своих представителей.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Пакинг РУ" ввезло на территорию Российской Федерации товар - "картон мелованный", представив для таможенного оформления в Таможню ДТ N N 10115070/180515/0004078, 10115070/190815/0008270, 10115070/140915/0009618, 10115070/130116/0000454, 10115070/280116/0002277, 10115070/020216/0003130, 10115070/100815/0007742, 10115070/020915/0008935 10115070/161215/0020620, 10115070/260116/0001977, 10115070/280116/0002275, 10115070/020216/0003131, 10115070/150316/0009771, 10115070/120815/0007929, 10115070/140915/0009617, 10115070/211215/0021374, 10115070/260116/0001976, 10115070/020216/0003120, 10115070/030216/0003184.
В графе 33 названных деклараций Общество указало в отношении товара коды 4810 92 900 0 и 4810 92 900 9 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД), а в графе 47 ставку ввозной таможенной пошлины - 5% от таможенной стоимости товара.
Таможенным органом приняты решения по классификации ввезенного заявителем по указанным ДТ товара, согласно которым товар отнесен к коду 4810 92 300 0 ТН ВЭД со ставкой ввозной таможенной пошлины 15%, что повлекло доначисление таможенных платежей и пеней на общую сумму 5 074 614 руб. 84 коп.. Таможенные платежи в указанном размере взысканы Таможней за счет ранее уплаченной суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, а также на основании требований об уплате таможенных платежей, пеней и решений о зачете денежного залога.
Полагая неправомерным применение ставки таможенной пошлины в размере 15%, Общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 21.02.2017 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Письмом от 07.03.2017 N 13-19/3092 Таможня вернула заявление Общества без рассмотрения в связи с тем, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов.
Считая бездействие Таможни, выразившееся в невозврате таможенных платежей, незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ООО "Пакинг РУ", суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Таможня необоснованно отказала Обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, поскольку в соответствии с протоколом от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1995" как по коду 4810 92 300 0, так и по кодам 4810 92 900 0, 4810 92 900 9 ТН ВЭД, таможенная пошлина подлежит уплате размере 5%. В связи с этим суды обязали таможенный орган возвратить Обществу излишне уплаченные суммы таможенных пошлин.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Таможни не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В силу статьи 89 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Из материалов дела видно, что Таможня письмом от 07.03.2017 N 13-19/3092 Таможня вернула заявление Общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей без рассмотрения в связи с тем, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошли. При этом таможенный орган исходил из того, что в соответствии с ТН ВЭД по коду 4810 92 300 0 таможенная пошлина подлежала уплате в размере 15%, а не 5% (как полагает ООО "Пакинг РУ"), поскольку Марракешским соглашением об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 (далее - Соглашение ВТО; согласно приложению N 1 к которому ставка таможенного тарифа в отношении ввезенного товара в соответствии с его кодом ТН ВЭД составляет 5% от таможенной стоимости товара), предусмотрена возможность невыполнения принятых членами ВТО обязательств.
Таким образом, в рамках настоящего дела при оценке законности оспариваемого бездействия Таможни подлежит разрешению вопрос о применении в отношении ввезенного товара ставки ввозной таможенной пошлины 5%, установленной в соответствии с протоколом от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994", или 15%, предусмотренной Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
Разрешая настоящий спор, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 1 названной статьи). Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 2).
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статье 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Закон N 101-ФЗ) международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.
В статье 6 Закона N 101-ФЗ предусмотрено выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, которое может выражаться путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны (пункт 1).
Между странами-участниками Таможенного союза 19.05.2011 в Минске подписан международный договор "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", ратифицированный на территории Российской Федерации Федеральным законом от 19.10.2011 N 282-ФЗ (далее - Договор), который в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 11 вступает в силу с даты присоединения Российской Федерации к ВТО.
Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15.04.1994 ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ и вступил в силу 22.08.2012 (далее - Протокол).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Договора с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая присоединяющаяся к ВТО сторона обязана информировать другие стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесение изменений в правовую систему Таможенного союза (пункт 1). С момента присоединения такой стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО (пункт 2).
В пунктах 1 и 2 статьи 2 Договора предусмотрено, что стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с соглашением ВТО, как это зафиксировано в протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами (пункт 1).
Права и обязательства сторон, вытекающие из соглашения ВТО, как они определены в протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между сторонами (пункт 2).
Согласно приложениям к Протоколу ввозные таможенные ставки на картон мелованный, многослойный, со всеми белеными слоями (4810 92 100 0), с одним беленым слоем (4810 92 300 0) и на прочие (4810 92 900) в Российской Федерации с момента присоединения к ВТО составляют 5%.
Исходя из приведенных нормативных положений, поскольку в соответствии с Протоколом как по коду 4810 92 300 0, так и по кодам 4810 92 900 0, 4810 92 900 9 подлежит уплате пошлина в размере 5%, суды пришли к правильному выводу о том, что Таможня необоснованно отказала Обществу возврате денежных средств, излишне уплаченных в связи с применением таможенным органом при исчислении таможенных платежей по спорным ДТ ставки таможенной пошлины в размере 15%.
Ссылки Таможни на пункт 3 статьи 9 Соглашения ВТО в обоснование довода о праве Российской Федерации не соблюдать обязательства, вытекающие из названного Соглашения, кассационная инстанция считает несостоятельными.
В силу пункта 3 статьи 9 Соглашения ВТО решение об освобождении члена от обязательства, вытекающего из настоящего Соглашения или любого из Многосторонних торговых соглашений, принимается Конференцией министров в исключительных обстоятельствах. Согласно подпункту "а" пункта 3 статьи 9 Соглашения ВТО просьба об освобождении от обязательства, вытекающего из настоящего Соглашения, представляется Конференции министров для рассмотрения на основе практики принятия решений путем консенсуса. Конференция министров устанавливает срок рассмотрения такой просьбы, который не должен превышать 90 дней.
Решение Конференции министров об освобождении от обязательства устанавливает наличие исключительных обстоятельств, оправдывающих такое решение, сроки и условия его применения, а также дату окончания его действия (пункт 4 статьи 9 Соглашения ВТО).
Изложенное свидетельствует, что Соглашением ВТО предусмотрена лишь возможность освобождения члена ВТО от обязательств в исключительных случаях по просьбе самого члена ВТО и на основании решения Конференции министров, но не возможность невыполнения принятых членами ВТО обязательств.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе таможенного органа, основаны на ошибочном толковании названных нормативных положений действующего таможенного законодательства и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, арбитражный суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05.06.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 по делу N А66-3635/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Тверской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.