г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А56-29820/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Александровой Е.Н.,
судей Корабухиной Л.И., Соколовой С.В.,
при участии от Пулковской таможни Яценюк И.И. (доверенность от 06.02.2018 N 07-11/01986), Сучковой Н.А. (доверенность от 10.01.2018 N 06-17/00097), от общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛ КЕЙ" Цыганова А.Б. (доверенность от 17.04.2018), Васильева В.В. (доверенность от 28.04.2017),
рассмотрев 17.04.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пулковской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2017 (судья Хорошева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Толкунов В.М.) по делу N А56-29820/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛ КЕЙ", место нахождения: 194295, Санкт-Петербург, ул. Ивана Фомина, д. 6, лит. "Б", пом. 402А, 402Б, ОГРН 1157847282119, ИНН 7802536470 (далее - ООО "ГЛОБАЛ КЕЙ", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлениями об оспаривании постановлений Пулковской таможни, место нахождения: 196210, Санкт-Петербург, Стартовая ул., д. 7, лит. "А", ОГРН 1037821027144, ИНН 7830001885 (далее - Таможня), от 20.04.2017 по делам N N 10221000-439/2017, 10221000-440/2017, 10221000-441/2017, 10221000-442/2017, 10221000-443/2017, 10221000-444/2017, 10221000-445/2017, 10221000-446/2017, 10221000-447/2017, 10221000-448/2017, 10221000-449/2017, 10221000-450/2017, 10221000-451/2017 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. по каждому из постановлений.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.07.2017 дела N N А56-29813/2017, А56-29814/2017, А56-29815/2017, А56-29818/2017, А56-29819/2017, А56-29820/2017, А56-29821/2017, А56-29822/2017, А56-29823/2017, А56-29824/2017, А56-29825/2017, А56-29826/2017, А56-29827/2017 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением делу номера А56-29820/2017.
Решением суда первой инстанции от 03.09.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017, требования Общества удовлетворены, оспариваемые постановления таможенного органа признаны незаконными и отменены.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе ООО "ГЛОБАЛ КЕЙ" в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает неверным вывод судов об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ. Таможенный орган указывает, что по своему описанию и характеристикам спорные товары подпадают под действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза 16.08.2011 N 768 (далее - ТР ТС 004/2011), и, учитывая их отсутствие в Перечне низковольтного оборудования, подлежащего подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с ТР ТС 004/2011 (Приложение к ТР ТС 004/2011), подача таможенной декларации на данные товары согласно статье 7 названного технического регламента должна сопровождаться представлением декларации о соответствии. В подтверждение своих доводов таможенный орган также ссылается на то, что на ввезенные товары ООО "ГЛОБАЛ КЕЙ" в дальнейшем получены декларации о соответствии от 22.04.2016 NN RU Д-CN.АЛ16.В.49475, RU Д-TW.АУ04.В.42398, RU Д-CN.АЛ16.В.49463, подтверждающие соответствие товара требованиям ТР ТС 004/2011. Податель жалобы считает, что представленные Обществом экспертное заключение Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты от 11.04.2017 N 002-11-01361 и письменная консультация акционерного общества "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" от 04.04.2017 N 101-ис/292 не могут свидетельствуют об отсутствии у Общества обязанности представлять при декларировании товара декларации о соответствии, поскольку органы по сертификации и экспертные организации не уполномочены разъяснять положения действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители ООО "ГЛОБАЛ КЕЙ" возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в рамках внешнеэкономического контракта от 30.09.2015 N 1-2809, заключенного с компанией "Digi-Key Corporation" (США), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и представило для таможенного оформления товары "резисторы, конденсаторы, транзисторы" по декларациям на товары (далее - ДТ) NN 10221010/160216/0005003 (товары NN 1, 2), 10221010/190216/0005670 (товары NN 1, 10), 10221010/010316/0006750 (часть товаров NN 4, 16), 10221010/170216/0005273 (товары NN 5, 7), 10221010/260216/0006407 (товары NN 20, 21), 10221010/020316/0007098 (товар N 3), 10221010/060316/0007566 (товары N 11, 35), 10221010/210316/0009624 (товары NN 1, 14), 10221010/300316/0011161 (товар N 23), 10221010/100316/0007921 (товар N 37), 10221010/290316/0010835 (часть товара N 23), 10221010/020416/0011496 (товар N 8), 10221010/110416/0012814 (товар N 48), коды 8533 10 000 0, 8532 24 000 0, 8541 29 000 0 ТН ВЭД.
В отношении указанных товаров в ДТ в графе 33 "Код товара" во втором подразделе декларантом указан буквенный код "С" (свободно от применения запретов и ограничений), а в графе 44 не заявлены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в отношении части ввезенных товаров.
В ходе таможенного контроля таможенный орган пришел к выводу о том, что товары резисторы, конденсаторы, транзисторы по своему описанию и характеристикам подпадают под действие ТР ТС 004/2011, в связи с чем подача таможенной декларации на названные товары должна сопровождаться представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия.
В связи с этим таможенный орган направил в адрес Общества требование от 11.10.2016 N 07-11/18190 о представлении в срок до 02.11.2016 документов и сведений, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров по спорным ДТ.
ООО "ГЛОБАЛ КЕЙ" письмом от 17.11.2016 N 1/11/17-2016 представило в таможенный орган запрошенные документы частично и сообщило об отсутствии у Общества обязанности представления документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений при ввозе спорных товаров, поскольку, как следует из письма Федеральной таможенной службы от 17.05.2016 N 14-86/23587, продукция с кодами 8532, 8533, 8541 (кроме 8541 40 100 0), 8542 ТН ВЭД не включена в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 N 91.
В связи с несоблюдением установленных запретов и ограничений должностным лицом таможенного органа в отношении ООО "ГЛОБАЛ КЕЙ" составлены протоколы об административных правонарушениях от 06.03.2017 N N 10221000-439/2017, 10221000-440/2017, 10221000-441/2017, 10221000-442/2017, 10221000-443/2017, 10221000-444/2017, 10221000-445/2017, 10221000-446/2017, 10221000-447/2017, 10221000-448/2017, 10221000-449/2017, 10221000-450/2017, 10221000-451/2017, согласно которым бездействие Общества, выразившееся в непредставлении при декларировании ввезенного товара деклараций о его соответствии требованиям ТС 004/2011, квалифицировано по статье 16.3 КоАП РФ.
Постановлениями Таможни от 20.04.2017 по делам об административном правонарушении N N 10221000-439/2017, 10221000-440/2017, 10221000-441/2017, 10221000-442/2017, 10221000-443/2017, 10221000-444/2017, 10221000-445/2017, 10221000-446/2017, 10221000-447/2017, 10221000-448/2017, 10221000-449/2017, 10221000-450/2017, 10221000-451/2017 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии указанной квалификацией, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. по каждому постановлению соответственно.
Считая постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности незаконными, ООО "ГЛОБАЛ КЕЙ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные сторонами доказательства, пришли к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, в связи с чем удовлетворили требования Общества, признав оспариваемые постановления Таможни незаконными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В статье 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза; далее - ТК ТС).
В соответствии со статьей 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В силу пункта 2 статьи 159 ТК ТС независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС.
Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются запреты и ограничения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Как следует из пункта 8 части 1 статьи 4 ТК ТС, под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о товарах (наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость), сведения о соблюдении ограничений; сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 ТК ТС (пункты 5, 8 и 11 части 2 статьи 181 ТК ТС).
В силу части 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено этим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - Положение N 294).
В подпункте "в" пункта 2 Положения N 294 установлено ограничение в виде необходимости подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза продукции (товаров), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, и включенной в перечни продукции, в том числе в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 N 91 (далее - Перечень N 91).
Вместе с тем в Перечень N 91 товары с кодами 8533 10 000 0, 8532 24 000 0, 8541 29 000 0 ТН ВЭД не включены, что обоснованно принято судами во внимание.
Таможенный орган посчитал, что спорный товар по своим характеристикам и описанию относится к низковольтному оборудованию, подпадает под действие ТР ТС 004/2011, а, следовательно, в силу требований ТР ТС 004/2011 выпуск данного товара в обращение возможен только при условии подтверждения его соответствия требованиям безопасности названного технического регламента Таможенного союза.
При оценке выводов Таможни судебные инстанции правомерно руководствовались положениями ТР ТС 004/2011, согласно пункту 1 статьи 1 которого настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на низковольтное оборудование, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. К низковольтному оборудованию, на которое распространяется действие настоящего технического регламента Таможенного союза, относится электрическое оборудование, предназначенное для использования при номинальном напряжении от 50 до 1000 В (включительно) переменного тока и от 75 до 1500 В (включительно) постоянного тока.
Как следует из пункта 1 статьи 3 ТР ТС 004/2011, низковольтное оборудование выпускается в обращение на рынке при его соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, праву Евразийского экономического союза, действие которых на него распространяется.
Согласно пункту 2 статьи 7 ТР ТС 004/2011 низковольтное оборудование, включенное в Перечень, приведенный в приложении к настоящему техническому регламенту Таможенного союза, подлежит подтверждению соответствия в форме сертификации. Низковольтное оборудование, не включенное в указанный Перечень, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия. Выбор схемы декларирования соответствия низковольтного оборудования, не включенного в Перечень, осуществляется изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом), импортером.
В Перечне, приведенном в приложении к ТР ТС 004/2011, ввезенные Обществом товары не указаны, в связи с чем таможенный орган полагает, что спорный товар подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.
Возражая против привлечения к административной ответственности, ООО "ГЛОБАЛ КЕЙ" считает, что у него отсутствует обязанность подтверждать соответствие ввезенного товара требованиям ТР ТС 004/2011, поскольку ввезенные по перечисленным выше ДТ резисторы, конденсаторы, транзисторы являются компонентами электротехнического оборудования, при этом используемый в ТР ТС 004/2011 термин "оборудование" нельзя применить в отношении указанных товаров, так как они являются элементами и компонентами оборудования.
В подтверждение изложенных доводов Обществом представлено экспертное заключение Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты от 11.04.2017 N 002-11-01361, консультация АО "ВНИИС" от 04.04.2017 N 101-ис/292 и письма от 24.05.2017 NN 101-тк/540 - 101-тк/555 и NN 101-тк/560 - 101-тк/595, согласно которым резисторы, конденсаторы, транзисторы отнесены к компонентам электротехнического оборудования. В свою очередь, оборудование - это совокупность механизмов, машин, устройств и приборов, необходимых для выполнения определенных, конкретных задач. Соответственно, термин "оборудование" неприменим в отношении резисторов, конденсаторов, транзисторов.
При этом АО "ВНИИС" выдан аттестат аккредитации от 28.07.2015 NRA.RU.11АЯ12; АО "ВНИИС" включено в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. Таким образом, АО "ВНИИС" является компетентным органом, аккредитованным для выполнения работ по сертификации на соответствие ТР ТС 004/2011, что таможенным органом не опровергнуто.
Исследовав представленными сторонами документы по правилам статей 65, 71 и 210 АПК РФ, суды пришли к выводу, что поскольку ввезенные товары не включены Перечень N 91 и в соответствии с позицией органа по сертификации не подпадают по действие ТР ТС 004/2011 и для них не требуется представление декларации о соответствии или сертификата соответствия, в данном случае имеются обоснованные сомнения в виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, и такие сомнения таможенным органом не устранены.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что таможенный орган вопреки требованиям части 4 статьи 210 АПК РФ в рассматриваемом случае не доказал наличие у Общества нормативно установленной обязанности представить при таможенном оформлении товара "резисторы, конденсаторы, транзисторы" декларации о соответствии названных изделий требованиям TP ТС N 004/2011.
Таким образом, наличие в действиях ООО "ГЛОБАЛ КЕЙ" состава административного правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ материалами дела не подтверждено, в связи с чем суды обоснованно удовлетворили требования заявителя и признали оспариваемые постановления о привлечении к административной ответственности незаконными.
Ссылки Таможни на то, что на спорный товар ООО "ГЛОБАЛ КЕЙ" в дальнейшем получены декларации о соответствии от 22.04.2016 N N RU Д-CN.АЛ16.В.49475, RU Д-TW.АУ04.В.42398, RU Д-CN.АЛ16.В.49463, подтверждающие соответствие ввезенной продукции требованиям ТР ТС 004/2011, на выводы кассационной инстанции не влияют. Сам по себе факт получения декларации соответствия не свидетельствует о том, что обязанность получить такую декларацию и представить ее при таможенном декларировании товара установлена законом. Таможенный орган в рассматриваемом случае наличие соответствующей обязанности у заявителя в отношении конкретного товара должным образом, со ссылками на нормативные правовые акты, не обосновал, выводы органа по сертификации об обратном не опроверг.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. В связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции отсутствуют, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 по делу N А56-29820/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Пулковской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.