04 мая 2018 г. |
Дело N А21-5073/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Васильевой Е.С.,
при участии от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области Марченко Н.В. (доверенность от 24.04.2018 N 1047), Юшкевич Н.В. (доверенность от 24.04.2018 N 1048),
рассмотрев 25.04.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2017 (судья Широченко Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 (судьи Фуркало О.В., Савина Е.В., Семиглазов В.А.) по делу N А21-5073/2017,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области, место нахождения: 236022, Калининград, ул. Космонавта Леонова, д. 49, ОГРН 1023900598150, ИНН 3904006756 (далее - Фонд), обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница", 236005, Калининград, Летняя ул., д. 3, ОГРН 1023901864095, ИНН 3908010986 (далее - Больница), средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 3 306 692 руб. 79 коп., а также 330 669 руб. 20 коп. штрафа и 399 283 руб. 15 коп. пеней.
Решением суда первой инстанции от 21.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.01.2018, исковые требования Фонда удовлетворены частично: с Больницы в пользу Фонда взысканы средства, использованные не по целевому назначению, в размере 3 306 692 руб. 79 коп., штраф в размере 100 000 руб., а также пени в размере 100 000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Больница, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 21.09.2017 и постановление от 25.01.2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе Фонду в удовлетворении заявленных требований.
Больница не согласна с принятыми по делу судебными актами в части взыскания с нее 2 480 000 руб. средств, уже перечисленных ответчиком страховым медицинским организациям на основании решений Арбитражного суда Калининградской области, а также в части взыскания 45 045 руб. и 301 929 руб. 09 коп. средств, восстановленных на счете обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), полагая, что тем самым на Больницу возложена обязанность по возмещению Фонду нецелевым образом израсходованных средств дважды. В отношении взыскания с ответчика 175 000 руб. денежных средств, израсходованных на приобретение материалов и выполнение работ по устройству натяжного потолка, Больница указывает на безвозмездное выполнение подрядных работ, а также на недоказанность доводов Фонда о том, что спорные работы носят капитальный характер и их проведение не входит в структуру тарифа ОМС.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
В судебном заседании представители Фонда поддержали свои возражения против удовлетворения кассационной жалобы Больницы.
Больница, надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых решения и постановления в пределах доводов жалобы проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказов от 01.09.2015 N 208 и от 30.09.2015 N 231 Фондом проведена плановая комплексная проверка соблюдения Больницей законодательства об обязательном медицинском страховании и целевого использования средств территориальной программы ОМС за период с 01.07.2013 по 31.07.2015, по результатам которой составлен акт от 15.10.2015 о выявленных нарушениях, связанных с нецелевым использованием средств ОМС.
На основании проведенной проверки Фондом выставлено Больнице требование от 23.10.2015 N 2176 об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании, выявленных в ходе плановой комплексной проверки. Больнице предписывалось в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) перечислить в срок до 09.11.2015 сумму нецелевым образом использованных средств в размере 3 013 461 руб. 17 коп. на счет Фонда отдельным платежным поручением по территориальной программе ОМС, а также уплатить штраф в размере 10% от суммы указанных средств - 301 346 руб. 12 коп. (пункт 2).
Больница, частично не согласившись с требованием Фонда, оспорила его в арбитражном суде.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2016 по делу N А21-9950/2015 заявление Больницы удовлетворено частично: требование Фонда от 23.10.2015 N 2176 признано недействительным в части обязания заявителя перечислить на счет Фонда нецелевым образом использованные средства в сумме 37 923 руб. 44 коп. и штраф в сумме 3 792 руб. 34 коп., связанные с выплатой командировочных расходов сотрудникам Зяброву А.А. и Ашуровой О.А.
В удовлетворении остальной части заявления Больнице отказано.
Поскольку требование от 23.10.2015 N 2176 было исполнено Больницей частично в суммах: 190 779 руб., составляющих возврат средств, использованных не по целевому назначению (платежное поручение от 25.12.2015 N 442808); 19 077 руб. 93 коп. - штраф за использование средств не по целевому назначению, Фонд обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с Больницы 3 306 692 руб. 79 коп. нецелевым образом израсходованных средств ОМС, а также 330 669 руб. 20 коп. штрафа и 399 283 руб. 15 коп. пеней.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные Фондом требования о взыскании средств, использованных не по целевому назначению, в полном объеме, а в части взыскания штрафа и пеней по заявлению ответчика применили положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и снизили их общий размер до 200 000 руб.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ и подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение N 73).
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В доводах кассационной жалобы ответчик указывает на необоснованное взыскание с него судами 2 480 000 руб. средств ОМС, которые, как установлено Фондом в акте от 15.10.2015, были использованы Больницей нецелевым образом на расходы, связанные с исполнением решений Арбитражного суда Калининградской области и перечисленные акционерному обществу "Областная страховая медицинская компания" в сумме 1 440 000 руб. и акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в сумме 1 040 000 руб. в виде возврата необоснованного расходования средств Фонда, полученных заявителем за повторное выставление ранее оплаченных счетов за внедрение стандартов медицинской помощи (инсульты) по программе модернизации здравоохранения Калининградской области.
Между тем законность и обоснованность выводов Фонда о нецелевом использовании Больницей средств ОМС по данному эпизоду проверки были предметом исследования судов при рассмотрении дела N А21-9950/2015 об оспаривании ответчиком требования Фонда от 23.10.2015 N 2176, которым Больнице предлагалось перечислить на счет Фонда 2 480 000 руб. средств ОМС, использованных не по целевому назначению, а также уплатить соответствующие штрафы и пени.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2016 указанное требование Фонда в этой части признано законным.
Основываясь на положениях Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила) и Приказа Министерства финансов России от 01.07.2013 N 65Н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", суды, исследовав обстоятельства дела N А21-9950/2015 по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к выводу о том, что расходы Больницы на исполнение судебных актов касающихся нецелевого или необоснованного использования средств ОМС в предшествующие периоды не входят в состав затрат установленных Правилами и не могут быть оплачены за счет средств ОМС. Возместив средства федерального фонда обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению за счет средств территориальной программы обязательного медицинского страхования в период, подвергшийся проверке, Больница нарушила нормы действующего законодательства в сфере ОМС.
Доводы Больницы по данному эпизоду проверки, в том числе изложенные в кассационной жалобе, в нарушение статьи 16 и части 2 статьи 69 АПК РФ направлены по существу на преодоление законной силы решения и постановлений судов трех инстанций по делу N А21-9950/2015, что не может быть признано допустимым во избежание конкуренции судебных актов.
В отношении эпизода проверки, проведенной Фондом по вопросу нецелевого использования Больницей средств ОМС в общей сумме 175 000 руб., из которых 79 550 руб. было использовано на приобретение материальных запасов (плинтус потолочный и профиль алюминиевый) по договору от 08.12.2014 N 08/12, а 95 450 руб. - на приобретение натяжного потолка по договору от 09.12.2014 N 09/12, который, как указывалось ответчиком, смонтирован поставщиком (обществом с ограниченной ответственностью "ДПС плюс") в актовом зале на безвозмездной основе, судами при рассмотрении настоящего дела признано, что указанные сделки согласно статье 170 ГК РФ носили по существу притворный характер.
Судами, полно и всесторонне исследовавшими по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства по указанному эпизоду с учетом толкования условий договоров (статья 431 ГК РФ) в их совокупности и взаимной связи, установлено, что заключение Больницей договоров купли-продажи комплектующих натяжного потолка с его монтажом, цена которого входит в стоимость товара, является по сути уклонением ответчика от заключения договора подряда и попыткой избежать классификации проведенного ремонта по его видам, принимая во внимание то, что работы по капитальном ремонту не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Исходя из того, что спорные расходы в общей сумме 175 000 руб. по указанному эпизоду произведены Больницей с нарушением пункта 78 главы 9 "Структура тарифа на оплату медицинской помощи" Порядка организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденного приложением N 1 к Тарифному соглашению на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области от 01.02.2013, судебные инстанции обоснованно признали эти расходы нецелевым использованием средств ОМС.
Доводы кассационной жалобы Больницы по данному эпизоду не могут быть признаны основанием для отмены решения и постановления судов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, а по сути, сводятся к оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств дела.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанции неправомерно удовлетворили требования истца в части взыскания с ответчика 346 974 руб. 09 коп. по эпизоду использования не по целевому назначению средств ОМС, из которых 45 045 руб. израсходовано на приобретение аппарата для бахил и 301 929 руб. 09 коп. - на приобретение шкафов по контракту от 14.05.2015 N 0335300044715000147-.1.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, спорные суммы средств ОМС, которые были использованы Больницей не по целевому назначению, на момент проверки восстановлены ответчиком на счете средств ОМС за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности по оказанию платных услуг.
Исправление выявленных ошибок в бухгалтерском учете предусмотрено Федеральным законом от 06.12.2012 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений), утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н. Предусмотренный данными нормативными актами порядок исправления выявленных ошибок в бухгалтерском учете соблюден Больницей. Денежные средства в течение отчетного периода были восстановлены на счет обязательного медицинского страхования со счета по предпринимательской деятельности в той же сумме, что и ранее были списаны.
Суды при принятии обжалуемых судебных актов не учли, что фактическое восстановление Больницей на счете ОМС использованных не по целевому назначению средств за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, исключает возможность перечисления спорных средств заявителем в бюджет, поскольку означает не возврат их в бюджет, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, которые законодательством не предусмотрены.
При этом, как установлено судами и подтверждается материалами дела, истец не включал средства, использованные не по целевому назначению в общей сумме 346 974 руб. 09 коп., которые восстановлены Больницей на счете ОМС, в требование от 23.10.2015 N 2176 и не предлагал проверяемому лицу в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ возвратить их в бюджет территориального фонда.
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для взыскания с ответчика денежных средств, использованных не по целевому назначению, в общей сумме 346 974 руб. 09 коп. (45 045 руб. + 301 929 руб. 09 коп.), поскольку удовлетворение требований Фонда в указанной части повлекло бы за собой фактическое получение Фондом спорных денежных средств в двойном размере.
Следовательно, принятые по делу судебные акты в части взыскания с ответчика в пользу истца средств, использованных не по целевому назначению, подлежат изменению с уменьшением размера взыскания на 346 974 руб. 09 коп.
Учитывая, что восстановление средств на лицевом счете ОМС в период проверки не исключает признание израсходованных проверяемым лицом сумм нецелевым использованием средств и влечет за собой привлечение Больницы к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, в виде уплаты штрафа и пеней, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для изменения обжалуемых судебных актов в части взыскания с Больницы 100 000 руб. штрафа и 100 000 руб. пеней, то есть в размере, определенном с учетом применения пункта 1 статьи 333 ГК РФ.
Правомерность снижения размера ответственности в кассационном порядке сторонами не обжалуется.
Таким образом, в остальной части решение суда первой инстанции от 21.09.2017 и постановление апелляционного суда от 25.01.2018 подлежат оставлению без изменения.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 по делу N А21-5073/2017 изменить и изложить в следующей редакции.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница", место нахождения: 236005, Калининград, Летняя ул., д. 3, ОГРН 1023901864095, ИНН 3908010986, в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области, место нахождения: 236022, Калининград, ул. Космонавта Леонова, д. 49, ОГРН 1023900598150, ИНН 3904006756, средства, использованные не по целевому назначению, в размере 2 959 718 руб. 70 коп., 100 000 руб. штрафа и 100 000 руб. пеней.
В остальной части обжалуемые судебные акты, принятые по настоящему делу, оставить без изменения.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области, место нахождения: 236022, Калининград, ул. Космонавта Леонова, д. 49, ОГРН 1023900598150, ИНН 3904006756, в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница", место нахождения: 236005, Калининград, Летняя ул., д. 3, ОГРН 1023901864095, ИНН 3908010986, 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.