Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2018 г. N Ф07-2926/18 настоящее постановление изменено
г. Санкт-Петербург |
|
25 января 2018 г. |
Дело N А21-5073/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Савиной Е.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Петрук О.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-30720/2017, 13АП-30724/2017) ГБУЗ Калининградской области "Центральная городская клиническая больница"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2017
по делу N А21-5073/2017 (судья Широченко Д.В.), принятое
по иску Территориального фонда ОМС Калининградской области
к ГБУЗ Калининградской области "Центральная городская клиническая больница"
о взыскании,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области (ИНН 3904006756, ОГРН 1023900598150) (далее - истец, ТФ ОМС, Фонд) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" (ИНН 3908010986, ОГРН 1023901864095) (далее - ответчик, учреждение, больница) о взыскании средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 3 306 692,79 рублей, штрафа в сумме 330 669,20 рублей и пени в сумме 399 283,15 рублей.
Решением от 21.09.2017 исковые требования удовлетворены частично, с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" (ИНН 3908010986, ОГРН 1023901864095) в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области (ИНН 3904006756, ОГРН 1023900598150) взысканы средства, использованные не по целевому назначению, в размере 3 306 692,79 рублей, штраф в размере 100 000 рублей, пени в размере 100 000 рублей. В остальной части иска - отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции повторно возложил обязанность на ответчика по перечислению взыскиваемой суммы в Фонд.
Истец также обратился с апелляционной жалобой, в которой просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание представители сторон, извещенных надлежащим образом, явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказов от 01 сентября 2015 года N 208 и от 30 сентября 2015 года N 231 Фондом в больнице проведена плановая комплексная проверка соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и целевого использования средств территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее также - ОМС) за период деятельности с 01 июля 2013 года по 31 июля 2015 года, по результатам которой составлен акт проверки от 15 октября 2015 года.
В последующем истцом в адрес ответчика было выставлено требование (от 23 октября 2015 года N 2176) об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании, выявленных в ходе плановой комплексной проверки, согласно которому ТФ ОМС обязал учреждение в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) сумму нецелевого использования перечислить в срок до 09 ноября 2015 года на счет ТФ ОМС отдельным платежным поручением по территориальной программе ОМС в размере 3 013 461,17 рублей с назначением платежа "Возврат средств территориальной программы ОМС, использованных не по целевому назначению" (пункт 1), а также за использование средств не по целевому назначению следует уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств, что в сумме составляет 301 346,12 рублей (пункт 2).
При этом в указанное требование не вошли следующие суммы средств, использованных не по целевому назначению:
* 45 045,00 рублей - аппарат для бахил (средства восстановлены за счет средств ОМС больницы за счет средств от платных услуг);
* 301 929,09 рублей - покупка шкафов (средства восстановлены за счет средств ОМС больницы за счет средств от платных услуг).
Указанные суммы ошибочно не были включены в требование; данные нарушения нашли отражение в акте проверки от 15 октября 2015 года. В возражениях по акту плановой комплексной проверки соблюдения законодательства об ОМС и целевого использования средств территориальной программы ОМС от 19 октября 2015 года N 2236 ответчик выразил свое несогласие с выводом ТФ ОМС о нецелевом расходовании средств ОМС по вышеуказанным расходам. В сообщении от 23 октября 2015 года N2175 о результатах рассмотрения возражений ТФ ОМС не согласился с доводами, изложенными ответчиком в возражениях.
При этом в отношении сумм, использованных не по целевому назначению и восстановленных в период проверки на счет ответчика суд установил, что восстановление средств на лицевом счете ОМС не исключает признание израсходованных сумм нецелевым расходованием средств ОМС.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Законодателем мера по возврату в бюджет ТФ ОМС средств, использованных не по целевому назначению, определена в качестве меры наказания за нецелевое расходование. Возврат средств учреждением на свой же лицевой счет (путем осуществления уточнений по лицевым счетам) не равнозначен возврату средств в бюджет ТФ ОМС, и не исключает отнесение средств, отвлеченных на цели, не предусмотренные порядком использования средств ОМС, к нецелевому расходованию средств ОМС. Положения Закона N 326-ФЗ не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств ОМС.
Аналогичная позиция содержится во вступивших в законную силу судебных актах арбитражных судов по делам N А55-28645/2015, N А73-4200/2016, N А50-10819/2015.
Следует отметить, что ответчик частично признал вышеупомянутое требование ТФ ОМС, и, не согласившись с требованием в части возврата 2 822 681,87 рублей, больница обжаловала требование в данной части в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 18 марта 2016 года по делу N А21-9950/2015 частично удовлетворены требования учреждения; требование ТФ ОМС от 23 октября 2015 года N 2176 признано недействительным в части обязания больницы перечислить на счет Фонда нецелевое использование средств в сумме 37 923,44 рублей и штраф в сумме 3 792,34 рублей (командировочные расходы Зяброву А.А. и Ашуровой О.А.).
Подпунктом 4 пункта 3 данного требования установлено, что в проверяемом периоде при проверке банковских операций выявлено нецелевое использование средств ОМС на покупку плинтуса потолочного и профиля для установки натяжных потолков и работы по их установке на сумму 175 000 рублей. В результате арифметической ошибки данная сумма не вошла в общую сумму, указанную в пункте 1 требования. Следовательно, сумма штрафа, указанная в пункте 2 требования, указана без учета данной суммы.
Согласно статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, факт нецелевого использования средств и сумма средств, использованных не по целевому назначению больницей, установлены и подтверждены вступившим в законную силу судебным актом по делу N А21-9950/2015.
Судом установлено, что по состоянию на 25 мая 2017 года вышеназванное требование Фонда исполнено частично на сумму:
- 190 779 рублей - возврат средств, использованных не по целевому назначению (платежное поручение от 25 декабря 2015 года N 442808);
- 19 077,93 рублей - штраф за использование средств не по целевому назначению.
Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с больницы средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 3 306 692,79 рублей, а также штрафа в сумме 330 669,20 рублей и пени в сумме 399 283,15 рублей.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд первой инстанции признал исковые требования подлежащими частичному удовлетворению. Апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда, в силу следующего.
Как установлено судом и усматривается из имеющихся в деле материалов, в ходе проведения проверки истцом было выявлено нецелевое использование ответчиком средств обязательного медицинского страхования по следующим расходам.
Так, за период с 01 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года в нарушение пункта 79 главы 9 "Структура тарифа на оплату медицинской помощи" Порядка организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов были произведены следующие расходы на сумму 187 050 рублей, в том числе:
а) оплачено ФГАОУВПО "Балтийский федеральный университет им. И. Канта" по платежным поручениям за обучение (интернатура):
* от 09 июля 2013 года N 2329010 на сумму 57 250 рублей - обучение Сергеевой Е.А., (договор от 01 ноября 2012 года, счет и акт выполненных работ не представлены);
* от 27 сентября 2013 года N 2603726 на сумму 59 920 рублей - обучение Севрюк В.А. (договор от 05 августа 2013 года N21933, акт об оказании услуг от 07 февраля 2014 года N ЦВ 000343 за 1-й семестр);
б) оплачено ГБОУ ВПО СМГА Минздравсоцразвития по платежному поручению от 18 октября 2013 года N 2686740 на сумму 69 880 рублей за обучение (интернатура) Кымызкеновой А.Г. (договор от 31 июля 2013 года N1/13, счет и акт выполненных работ не представлены).
За период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года в нарушение пункта 78 главы 9 "Структура тарифа на оплату медицинской помощи" Порядка организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов были произведены расходы на оплату интернатуры на сумму 59 920 рублей: платежное поручение от 22 мая 2014 года N 364759 в пользу ФГАОУВПО "Балтийский федеральный университет им. И. Канта" оплачено обучение (интернатура) Севрюк В.А. за 2 семестр 2013-2014 годов (договор от 05 августа 2013 года N21933, счет от 06 февраля 2014 года N ЦБ000175, акт об оказании услуг от 23 мая 2014 года N ЦВ 002503 за 2-й семестр).
Таким образом, всего за проверяемый период по данному виду расходов (оплата интернатуры) израсходовано не по целевому назначению 246 970 рублей.
В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обучение в интернатуре обеспечивает приобретение специалистом необходимого уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников. Продолжительность обучения в интернатуре не может превышать один год.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденному Минздравом СССР 12 января 1982 года и Минвузом СССР 20 января 1982 года) одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста.
Пунктом 3 данного Положения установлено, что интернатура - продолжение первичной специализации, начатой на выпускном курсе медицинского института, медицинского факультета университета, и проводится на базе учреждений здравоохранения по типовым учебным планам и программам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР. Пунктом 5 Положения предусмотрено, что срок подготовки в интернатуре 1 год. Начало подготовки 1 августа, окончание - 1 июля (для окончивших вечерние отделения - соответственно с 1 апреля до 1 марта).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 сентября 2012 года N 190н "Об утверждении формы документа государственного образца о послевузовском профессиональном образовании, выданного лицам, получившим такое образование в интернатуре, и технических требований к нему" установлено, что по окончании интернатуры выдается диплом.
Таким образом, в период обучения в интернатуре выпускник лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов не является врачом-специалистом, то есть не имеет профессионального образования. В связи с чем, он не может состоять в трудовых отношениях в должности врача-специалиста с медицинской организацией, в данном случае с ответчиком. Кроме того, обучение в интернатуре является очным.
В этой связи, в структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере ОМС не включены расходы по оплате профессионального образования в интернатуре. Следовательно, расходование средств ОМС на оплату обучения в интернатуре является нецелевым.
Расходы на обучение в интернатуре Кымызкеновой А.Г. являются также нецелевыми; Кымызкенова А.Г. была принята на работу в больницу на должность врача-хирурга в приемное отделение по основному месту работы на полную ставку (приказ от 09 января 2013 года), и 13 января 2014 года с Кымызкеновой А.Г. был заключен новый трудовой договор по исполнению трудовой функции врача-хирурга в приемном отделении стационара по совместительству на 0.5 ставки.
Договор на подготовку специалиста в системе послевузовского профессионального образования (клиническая интернатура) был заключен 26 июля 2013 года. Согласно этому договору учреждение обязуется оплатить стоимость подготовки интерна по очной форме обучения в клинической интернатуре по специальности "Эндокринология".
Договор N 1/13 о подготовке специалиста в клинической интернатуре с полной компенсацией расходов на обучение от 31 июля 2013 года был заключен между больницей и ГБОУ высшего профессионального образования "Смоленская государственная медицинская академия". Срок действия договора - до 30 июня 2014 года.
Исходя из представленных документов Кымызкенова А.Г., работая врачом-хирургом сначала на полную ставку, далее на 0.5 ставки, одновременно проходила очное обучение в Смоленской государственной академии. Фактически данная форма обучения представляет собой обучение с отрывом от работы на длительный срок.
Кроме того, обучение в интернатуре вносится в трудовую книжку, поскольку руководитель (главный врач, начальник и так далее) базового учреждения здравоохранения на основании приказа органа здравоохранения издает приказ по учреждению о зачислении выпускника вуза в качестве врача-интерна по соответствующей специальности. После издания приказа в базовом учреждении здравоохранения оформляется трудовая книжка на врача-интерна. На врачей-интернов распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. Таким образом, между интерном и работодателем (базовым учреждением здравоохранения) возникают трудовые отношения.
Однако учреждение не являлось базовым медицинским учреждением, где Кымызкенова А.Г. проходила специализацию в качестве врача-интерна.
Анализ указанных выше нормативных правовых актов и документов, представленных к проверке, подтверждает, что обучение в интернатуре является послевузовским профессиональным образованием, необходимым для получения специальности, и не является профессиональной переподготовкой, которая относится к дополнительному профессиональному образованию. Нормы действующего законодательства Российской Федерации, в том числе осуществляющего правовое регулирование обязательного медицинского страхования, не содержат положений о том, что послевузовское профессиональное образование, в данном случае обучение в интернатуре, должно оплачиваться за счет средств обязательного медицинского страхования.
Средства обязательного медицинского страхования, получаемые медицинскими организациями за оказанную медицинскую помощь в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, являются целевыми (статьи 14, 28, 38 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктами 17, 17.1 и 17.2 приложения N 2 к приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16 апреля 2012 года N73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования" проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе по видам медицинской помощи и по структуре тарифа на оплату медицинской помощи.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Статьей 20 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Ежегодно Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет разъяснения о формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. На 2013 год было направлено письмо от 25 декабря 2012 года N 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 декабря 2012 года N 1078 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи установлена главой 9 пункта 79 Порядка организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015, который утвержден приложением N 1 к Тарифному соглашению на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области от 01 февраля 2013 года.
При этом указанными документами не предусмотрены расходы на обучение выпускников в интернатуре за счет средств обязательного медицинского страхования. Следовательно, средства ОМС были израсходованы ответчиком на цели, не предусмотренные территориальной программой, тарифным соглашением и соответствующим договором.
В свою очередь, в ходе проверки Фондом было установлено нецелевое использование больницей средств ОМС на приобретение основных средств свыше ста тысяч рублей за единицу.
В нарушение пункта 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ ответчиком приобретены основные средства стоимостью свыше ста тысяч за единицу на общую сумму 536 807,49 рублей, в том числе:
* по контракту от 14 мая 2015 года N 0335300044715000289/к больницей была приобретена у ИП Дзюба Н.Н. наружная фасадная вывеска стоимостью 129 800 рублей;
* по контракту от 11 ноября 2014 года N 0335300044714000395-1 больницей у ООО "А8" был приобретен терминал для выбора услуг и печати талонов на общую сумму 105 078,43 рублей;
* по контракту 14 мая 2015 года N 0335300044715000147-1 больницей у ИП Белякова были приобретены шкафы на сумму 301 929,06 рублей.
Всего по данному основанию сумма средств, использованных ответчиком не по целевому назначению, составила 536 807,49 рублей.
В соответствии с нормами законодательства, осуществляющего правовое регулирование обязательного медицинского страхования, расходование средств обязательного медицинского страхования в нарушение структуры тарифа, установленной частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением, является нецелевым использованием средств.
Указанный вывод также содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2017 года по делу N А21-9950/2015.
В свою очередь, в ходе проверки установлено нецелевое использование учреждением средств ОМС на расходы, связанные с исполнением решений Арбитражного суда Калининградской области, а именно: в АО "Областная страховая медицинская компания" на общую сумму 1 440 000 рублей и в АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" на общую сумму 1 040 000 рублей перечислены средства ОМС на основании решений Арбитражного суда Калининградской области для возврата необоснованного расходования средств ФФОМС, полученных больницей за повторное выставление ранее оплаченных счетов за внедрение стандартов медицинской помощи по Программе модернизации, что является нецелевым использованием средств ОМС.
Из материалов дела следует, что всего по данному основанию сумма нецелевого использования составила 2 480 000 рублей.
Больницей счет средств ОМС, полученных в рамках договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечислены в страховые медицинские организации (АО "ОМСК" и АО "СК Согаз-Мед") средства в сумме 2 480 000 рублей на основании решений Арбитражного суда Калининградской области, взысканные судом как целевые денежные средства. Судом установлено необоснованное расходование медицинской организацией целевых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направленных на реализацию программы модернизации здравоохранения Калининградской области в части внедрения стандартов медицинской помощи (инсульты).
Согласно пункту 20 Правил финансового обеспечения в 2011 - 2016 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 85, поступившие из больницы средства перечислены в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Таким образом, ответчик в нарушение норм действующего законодательства в сфере ОМС, за счет средств территориальной программы обязательного медицинского страхования возместил средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, что является недопустимым.
В соответствии со статьей 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 28 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Подтверждением того, что получаемые медицинской организацией от страховой медицинской организации средства целевые, являются положения подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому средства, получаемые медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц, являются средствами целевого финансирования.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Средства за оказанную медицинскую помощь медицинская организация получает на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, пунктом 158 которых установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе её предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В пунктах 158.1 - 158.16 данных Правил перечислены виды затрат, которые включаются в состав тарифа. Расходы на исполнение судебных актов, касающихся нецелевого или необоснованного использования средств ОМС, не входят в состав затрат установленных Правилами. Следовательно расходы, не включенные в состав затрат, установленных пунктами 158.1- 158.16, не могут быть оплачены за счет средств ОМС.
Кроме того, учреждение письмом от 13 февраля 2015 года N 218, направленным в адрес Фонда, просило согласовать источник финансирования исполнения принятых Арбитражным судом Калининградской области судебных актов - средства территориальной программы ОМС.
Фонд письмом от 17 марта 2015 года N 518 проинформировал ответчика о том, что расходы по исполнению судебных актов, касающиеся нецелевого использования средств ОМС, не входят в структуру тарифа в рамках территориальной программы ОМС.
В последующем учреждение обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о рассрочке исполнения судебных актов по делам N А21-1562/2014, N А21-2298/2014 и N А21-1632/2014. В обоснование своих доводов учреждение ссылалось на то обстоятельство, что исполнение принятых судебных актов единовременно, за счет средств ОМС, приведет к нецелевому использованию. Ответчик в заявлениях о рассрочке указал, что не имеет единовременной возможности за счет средств, поступающих от платных услуг, исполнить судебные акты из-за недостаточности поступления средств, в связи с чем, просил суд предоставить соответствующую рассрочку.
При этом содержание судебных актов позволяет сделать вывод, что рассрочка исполнения судебных актов предоставлена учреждению в связи с недостаточностью размера поступлений от оказания платных медицинских услуг.
Таким образом, ТФ ОМС обоснованно указал, что расходы средств ОМС на исполнение судебных актов, касающиеся нецелевого использования средств, являются нецелевыми и не входят в структуру тарифа.
Также в проверяемом периоде ответчиком в нарушение пункта 78 главы 9 "Структура тарифа на оплату медицинской помощи" Порядка организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи были произведены следующие расходы:
* платежным поручением от 01 октября 2014 года N 24271 на сумму 7 557,50 рублей в пользу ООО "Калининградская региональная типография" оплачено за бланки, в том числе бланк договора об оказании платных услуг на сумму 1 750 рублей. Данные расходы являются нецелевым использованием средств ОМС, поскольку такие затраты должны производиться за счет средств предпринимательской деятельности;
* платежным поручением от 06 ноября 2014 года N 180070 на сумму 10 329 рублей в пользу ООО "Калининградская региональная типография" оплачено за бланки, в том числе бланк договора на платные услуги на сумму 1 260 рублей;
* платежными поручения от 25 декабря 2014 года N 483011 и N483035 на общую сумму 175 000 рублей в пользу ООО "ДПС плюс" оплачено за плинтус потолочный и профиль алюминиевый для установки натяжного потолка и за услуги по установке натяжного потолка в актовом зале. Материальные запасы (плинтус потолочный и профиль алюминиевый) на сумму 79 550 рублей для установки натяжных потолков и работы по их установке на сумму 95 450 рублей относятся к работам по капитальному ремонту и не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, что является нецелевым использованием средств ОМС;
платежным поручением от 07 июля 2015 года N 429853 на сумму 45 045 рублей ИП Протасова Е.В. оплачено за приобретение аппарата для бахил. Расходы на приобретение аппарата для бахил должны осуществляться за счет средств от предпринимательской деятельности, поскольку эти расходы также не входят в структуру тарифа по ОМС;
- платежным поручением от 23 июля 2015 года N 505675 на сумму 55 224,80 рублей ООО "Артель - Т" оплачено приобретение бланков, в том числе бланк "Анкета донора" на сумму 860 рублей, бланк "Ведомость учета заготовки донорской крови" на сумму 25,80 рублей, бланк "Ведомость учета движения крови, ее компонентов" на сумму 400 рублей.
Итого на сумму 1 285,80 рублей. По Перечню медицинских организаций, их структурных подразделений, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, отделение переливания крови учреждения не финансируется из средств ОМС, и приобретение бланков для отделения переливания крови на сумму 1 285,80 рублей является нецелевым использованием средств ОМС.
Также в ходе проверки авансовых отчетов Фондом установлено нецелевое использование больницей средств ОМС на сумму 47 316,94 рублей, в том числе согласно решению Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-9950/2015 средства в сумме 37 923,44 рублей признаны обоснованно израсходованными ответчиком, в связи с чем, не являются не целевыми. Остаток суммы, использованной не по целевому назначению, составляет 9 393,50 рублей.
Подотчетное лицо врач-хирург Кымызкенова А.Г., авансовый отчет от 12 июля 2013 года N 38 на сумму 9 393,50 рублей (командировочные расходы на поездку в город Смоленск для подачи документов в интернатуру по специальности "Эндокринология"); перечислено на счет карты сотрудника платежными поручениями на общую сумму 16 300 рублей. Согласно окончательному расчету по авансовому отчету сотрудник внёс остаток средств в кассу по приходным кассовым ордерам на общую сумму 6 906,50 рублей.
Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - это поездка работника (штатного) по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Однако соответствующее распоряжение работодателя отсутствует и само обучение в интернатуре не является служебной командировкой.
Пунктом 27 Положения предусмотрено, что возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно пункту 30 Положения в случае неисполнения медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае не устранения выявленных нарушений в установленные сроки, территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
На основании изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что поскольку средства ОМС являются государственными средствами целевого финансирования, ответчик в судебном порядке обязан возвратить истцу 3 306 692,79 рублей средств, использованных не по целевому назначению.
Соответствующее требование Фонда является законным и обоснованно удовлетворено судом.
Как указано выше, в порядке части 9 статьи 39 Закона ответчик должен уплатить истцу 330 669,20 рублей штрафа и 399 283,15 рублей пени. Расчеты указанных сумм судом проверены, признаны верными, учреждением не оспорены.
Однако в письменном отзыве на иск ответчик просит суд применить положения статьи 333 ГК РФ и снизить размер заявленных ко взысканию сумм штрафа и пени в силу их чрезмерности.
Частью 1 статьи 333 ГК РФ определено, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
В силу пункта 69 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений гражданского законодательства Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Пунктом 71 упомянутого Постановления N 7 установлено, что если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Исходя из имеющихся в деле доказательств в их совокупности, а также учитывая социальную значимость ответчика - больницы, суд правомерно установил, что в данном случае имеются основания для применения положений статьи 333 ГК РФ и снижения заявленных Фондом ко взысканию сумм штрафа и пени до 100 000 рублей штрафа и 100 000 рублей пени.
Соответственно, в остальной части иска следовало отказать.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2017 по делу N А21-5073/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5073/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2018 г. N Ф07-2926/18 настоящее постановление изменено
Истец: Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования Калининградской области
Ответчик: ГБУЗ К/О "Центральная городская клиническая больница"