15 мая 2018 г. |
Дело N А56-25935/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Галкиной Д.А. (доверенность от 06.10.2017), от акционерного общества "Концерн "Гранит-Электрон" Ходоровой Е.А. (доверенность от 10.01.2018),
рассмотрев 15.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Концерн "Гранит-Электрон" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2017 (судья Селезнева О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-25935/2017,
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39; ОГРН 1099847008546; ИНН 7841417074; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с акционерного общества "Концерн "Гранит-Электрон" (место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Госпитальная, д. 3; ОГРН 5067847016782; ИНН 7842335610; далее - Общество) платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года в размере 86 416 руб. 07 коп.
Решением суда первой инстанции от 31.10.2017 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, в связи с тем, что у него имеются утвержденные лимиты на размещение отходов и Обществом представлены в Департамент технические отчеты о неизменности производственного процесса за спорный период оснований для перерасчета платы с применением пятикратного повышающего коэффициента не имеется.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержала, представитель Департамента просила в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент по результатам проверки представленного Обществом расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года произвел перерасчет платы и направил ему требование от 09.12.2016 N 04-28/15616 об уплате 86 416 руб. 07 коп. задолженности.
Основанием для доначисления Департаментом указанной платы послужило несвоевременное представление Обществом технического отчета по обращению с отходами, образовавшихся за отчетный период.
В связи с неисполнением Обществом указанного требования Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности требований Департамента, иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесено размещение отходов производства и потребления; порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действовавшей в спорный период) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 3). Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (действовал в спорный период; далее - Порядок N 632), распространяющийся на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 4 Порядка N 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка N 632).
В силу пункта 6 Порядка N 632 при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
В соответствии с пунктом 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Порядок N 50) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения природопользователями неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, представляемого в уведомительном порядке в орган Росприроднадзора, утвердивший нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 (далее - Методические указания N 349), согласно пункту 7 которых технический отчет по обращению с отходами составляется и представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора ежегодно в уведомительном порядке хозяйствующими субъектами в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанции установлено, что Департамент утвердил Обществу на срок 5 лет нормативы образования отходов и лимиты на их размещение от 14.06.2012 N 26-13760-О-12/17 по площадке N 1 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Госпитальная, д. 3 и от 14.06.2012 N 26-13761-О-12/17 по площадке N 5 по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская наб., д. 6.
Таким образом, на спорный период (1 квартал 2014 года) Общества имело утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Судами также установлено, что 07.08.2014 во исполнение пункта 11 Порядка N 50 Общество представило в Департамент технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами за период с 14.06.2012 по 13.06.2013 по площадке N 1 и по площадке N 5.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что указанные технические отчеты представлены Обществом позже срока их предоставления, рекомендованного разъяснительным письмом Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/60668.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.12.2002 N 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и т.д., а также перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно федеральным законом. Что же касается порядка определения платы и ее предельных размеров, то федеральный законодатель предоставил право его установления Правительству Российской Федерации.
Законом N 7-ФЗ, Порядком N 632, Порядком N 50 не предусмотрена обязанность природопользователя производить расчет платы за размещение отходов с применением пятикратного повышающего коэффициента при наличии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и при представления технического отчета по обращению с отходами, образовавшихся за отчетный период.
При этом срок представления хозяйствующим субъектом технического отчета Методическими указаниями N 349 также не предусмотрен.
В связи с этим у судов не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Департамента, а обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 по делу N А56-25935/2017 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39; ОГРН 1099847008546; ИНН 7841417074) в пользу акционерного общества "Концерн "Гранит-Электрон" (место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Госпитальная, д. 3; ОГРН 5067847016782; ИНН 7842335610) 3000 руб. судебных расходов за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.