10 сентября 2018 г. |
Дело N А26-10665/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Лабутиной К.Н. (доверенность от 22.12.2017 без номера), от государственного унитарного предприятия Республики Карелия "КарелЭнергоХолдинг" Мануйловой О.В. (доверенность от 16.10.2017 без номера),
рассмотрев 05.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.02.2018 (судья Буга Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу N А26-10665/2017,
установил:
Государственное унитарное предприятие Республики Карелия "КарелЭнергоХолдинг", место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр-т Ленина, д. 22А, ОГРН 1031000008379, ИНН 1001003408 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску, место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Московская ул., д. 12А, ОГРН 1041000270024, ИНН 1001040537 (далее - Инспекция), утратившей право на взыскание с Предприятия недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 2002 по 2009 годы в сумме 26 735 руб. и соответствующих пеней, а также об обязании Инспекции возвратить из бюджета взысканные пени за несвоевременное внесение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 15 616 руб. 67 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.12.2017 привлечены Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия, государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Решением суда первой инстанции от 12.02.2018 принят отказ Предприятия от первоначально заявленных аналогичных требований к государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное). Производство по делу в указанной части прекращено. Заявленные Предприятием требования к Инспекции удовлетворены полностью.
Постановлением апелляционного суда от 24.05.2018 решение от 12.02.2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 12.02.2018 и постановление от 24.05.2018 и принять новый судебный акт об отказе Предприятию в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что возврат налоговым органом излишне взысканных страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется на основании решений, принимаемых соответствующими органами ПФР России и ФСС России, а следовательно, нормы статьи 79 НК РФ в указанном случае не применимы. Кроме того, податель жалобы указывает, что в соответствии со статьей 19 Закона Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации также осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), а также в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, в связи с истечением установленного срока их взыскания, в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Инспекции- без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Предприятия - свои возражения на них.
Третьи лица и Фонд, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 23.11.2015 N 707р-П государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Республиканский Дом Физкультуры" (далее - ГУП РК "Республиканский Дом Физкультуры") переименовано в государственное унитарное предприятие Республики Карелия "КарелЭнергоХолдинг", о чем 05.02.2016 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Судами установлено, что ГУП РК "Республиканский Дом Физкультуры" осуществляло свою деятельность до 2006 года, а в последующие периоды вплоть до 2016 года, никакой деятельности не вело.
Между тем ГУП РК "Республиканский Дом Физкультуры" не в полном объеме уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2005 год, что привело к образованию недоимки в размере 26 735 руб.
В этой связи Фондом 25.05.2015 вынесено постановление N 16424 (16991115110024) о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов в сумме 9 206 руб.
Указанное постановление вынесено на основании требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.12.2014 N 009 001 14ТН 0064747.
Отделом судебных приставов по работе с юридическими лицами города Петрозаводска и Прионежского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия 04.06.2015 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 16991/1510024-ИП в отношении ГУП РК "Республиканский Дом Физкультуры" о взыскании в пользу Фонда 9 206 руб. пеней.
Указанная сумма списана с расчетного счета Предприятия по инкассовому поручению от 12.05.2016 N 43540.
В связи с фактическим исполнением исполнительного документа, постановлением судебного пристава от 23.05.2016 исполнительное производство окончено.
Кроме того, Фондом 21.09.2016 направлены в адрес Предприятия требование N 009S01160059219 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 1 379 руб. 25 коп. и требование N 009S01160059225 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 4 088 руб. 46 коп. на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации за период с 2002 по 2009 годы.
В соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" Фонд предоставил Инспекции сведения о задолженности Предприятия по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 2002 по 2009 годы по страховым взносам в сумме 26 735 руб. и по пеням в сумме 11 502 руб. 50 коп.
Инспекция 04.04.2017 направила в адрес Предприятия требование N 77274 об уплате пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации за период с 2002 по 2009 годы в сумме 6 410 руб. 67 коп.
Указанная сумма списана с расчетного счета Предприятия по инкассовым поручениям от 16.06.2017 N 36316 и от 16.06.2017 N 36318 в соответствии с решением Инспекции от 16.06.2017 N 19815.
Инспекцией 18.07.2017 в отношении Предприятия в связи с неисполнением последним требования Фонда от 01.12.2014 N 009 001 14 ТН 0064747, переданного в виде сальдо задолженности в налоговый орган, вынесено решение N 15812 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств на сумму 5 190 руб. 77 коп.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ранее Фондом уже выставлялось ГУП РК "Республиканский Дом Физкультуры" требование от 07.06.2007 N 7428, в котором страхователю предлагалось в срок не позднее 23.06.2007 погасить недоимку по страховым взносам в размере 26 965 руб. за период с 01.01.2005 по 31.12.2005 и соответствующие пени.
В связи с неисполнением данного требования Фондом было принято решение о принудительном взыскании недоимки по страховым взносам пеням, штрафам, в связи с чем, 21.08.2007 вынесено постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеням, штрафам N 3676.
На основании данного постановления в отношении ГУП РК "Республиканский Дом Физкультуры" возбуждалось исполнительное производство от 27.08.2007 N Р5721/1061/92/2007, которое 12.10.2007 окончено, а постановление от 21.08.2007 N 3676 возвращено на основании статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
На основании указанного постановления 23.05.2008 в отношении ГУП РК "Республиканский Дом Физкультуры" вновь возбуждалось исполнительное производство от 23.05.2008 N Р270/965/43/2008, которое было окончено 29.02.2012, а исполнительный документ возвращен на основании, предусмотренном статьей 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Предприятие, указывая на утрату Фондом и Инспекцией возможности взыскания основной задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002-2009 годы, а также на отсутствие оснований для начисления пени на указанную сумму задолженности, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворили заявленные Предприятием требования, посчитав их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), в редакции, действовавшей в спорный период, заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В соответствии со статьей 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным законом сроки. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
До 01.01.2010 вопросы взыскания недоимки по взносам и пени регулировались статьями 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ (с 01.01.2010 данные статьи утратили свою силу), согласно которым взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - 5 000 руб., в отношении юридических лиц - 50 000 руб., осуществлялся территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона, а в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - 5 000 руб., в отношении юридических лиц - 50 000 руб., либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществлялось территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом Пенсионным фондом должно было выставляться требование об уплате задолженности, при неисполнении которого Пенсионный фонд либо обращался в суд, либо выносил решение о взыскании недоимки, которое при его неисполнении добровольно направлялось на исполнение в службу судебных приставов-исполнителей.
С 01.01.2010 порядок взыскания задолженности и списания безнадежной к взысканию недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам стали регулироваться статьями 19 - 23 Закона N 212-ФЗ, которыми предусматривался порядок взыскания, аналогичный порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации, включающий в себя выставление требования об уплате недоимки в срок, указанный в требовании, при его неисполнении - принятие решения о взыскании за счет денежных средств, неисполнение которого в свою очередь могло повлечь вынесение решения за счет имущества страхователя - плательщика взносов. Кроме того, предусматривалась возможность взыскания задолженности в судебном порядке, если не было в установленные сроки вынесено решение о взыскании за счет денежных средств, что должно было совершаться пенсионным фондом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, но пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления мог быть восстановлен судом.
Согласно частям 1-3 статьи 23 Закона N 212-ФЗ недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Порядок списания безнадежной недоимки был установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам". При этом такое основание для списания недоимки как принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам было внесено в данное постановление Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2013 N 431 (подпункт г пункта 1).
В рассматриваемом случае судами установлено, что Фондом нарушена процедура взыскания недоимки по страховым взносам, на которую в период с 2006 по 2016 годы начислены пени за несвоевременную уплату; нарушен срок принятия постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации, так как постановление принято 25.05.2015 года, то есть по истечении 9 лет после истечения срока добровольной уплаты страховых взносов.
В материалах дела отсутствуют доказательства повторного предъявления постановления от 21.08.2007 N 3676 в службу судебных приставов, равно как и доказательств обращения контролирующего органа в суд в установленный законом шестимесячный срок с требованием о взыскании с Предприятия недоимки в размере 26 965 руб.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, а администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба.
Соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ).
Частью 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В рассматриваемом случае суды обоснованно признали, что возможность взыскания Инспекцией с Предприятия основной задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002-2009 годы, которая была передана налоговому органу Фондом по состоянию на 01.01.2017 утрачена, в связи с чем не подлежат взысканию и начисленные на указанную задолженность пени.
Частью 3 статьи 4 Закона N 243-ФЗ предусмотрено, что в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 НК РФ, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Исходя из указанных полномочий налоговых органов суды правомерно установили, что надлежащим ответчиком по делу в отношении требования Предприятия об утрате контролирующим органом права на взыскание с Предприятия недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 2002 по 2009 годы в сумме 26 735 руб. и соответствующим пеням является Инспекция.
Учитывая, что при рассмотрении настоящего спора именно налоговый орган признан уполномоченным лицом, утратившим право на взыскание переданной ему Фондом задолженности Предприятия по страховым взносам и пеням за указанные периоды с принятием судами соответствующего решения, судебные инстанции, основываясь на конкретных обстоятельствах дела, и исходя из положений статей 19-21 Закона N 250-ФЗ, а также статьи 16 АПК РФ, обоснованно признали, что Инспекция, которая с 01.01.2017 осуществляет полномочия по администрированию страховых взносов, в том числе в части взыскания недоимки, образовавшейся у плательщика страховых взносов до указанной даты, обязана на основании судебного решения возвратить заявителю излишне взысканные с него страховые взносы и пени в общей сумме 15 616 руб. 67 коп.
Учитывая, что дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу решения и постановления судами не допущено, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.07.2018 приостановлено исполнение решения от 12.02.2017 и постановления от 24.05.2018 по данному делу до окончания производства в суде кассационной инстанции. В связи с рассмотрением кассационной жалобы Инспекции и вынесением судом кассационной инстанции постановления, основания приостановления исполнения обжалуемых судебных актов отпали, в связи с чем ранее принятая мера, предусмотренная статьей 283 АПК РФ, подлежит отмене.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.02.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 по делу N А26-10665/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Республики Карелия от 12.02.2017 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.07.2018.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
...
Частью 3 статьи 4 Закона N 243-ФЗ предусмотрено, что в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 НК РФ, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 сентября 2018 г. N Ф07-9248/18 по делу N А26-10665/2017