г. Санкт-Петербург |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А26-10665/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Бургановой А.А.
при участии:
от истца (заявителя): Мануйлова О.В. по доверенности от 16.10.2017
от ответчика (должника): 1) не явился, извещен;
2) Лабутина К.Н. по доверенности от 22.12.2017
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8184/2018) ИФНС по г.Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.02.2018 по делу N А26-10665/2017 (судья Буга Н.Г.), принятое
по заявлению ГУП Республики Карелия "Карелэнергохолдинг"
к ГУ УПФ РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное), ИФНС по г.Петрозаводску
3-е лицо: Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия, ГК Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
о признании утратившим право взыскания недоимки по страховым взносам
установил:
Государственное унитарное предприятие Республики Карелия "КарелЭнергоХолдинг", место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 22 "А", ОГРН: 1031000003408 (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску, место нахождения: 185910, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Московская, дом 12 "А" (далее - Инспекция, налоговый орган) утратившей право на взыскание с ГУП "КарелЭнергоХолдинг" недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 2002 года по 2009 год в сумме 26 735 руб. и соответствующих пени, а также обязать Инспекцию возвратить из бюджета взысканные пени за несвоевременное внесение страховых взносов на обязательное страхование в размере 15 616,67 руб.
Определением суда от 20.12.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя, привлечены Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Решением суда от 12.02.2018 принят отказ ГУП "КарелЭнергоХолдинг" от заявленных требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное). Производство по делу в указанной части прекращено
Суд признал Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску утратившей право на взыскание с ГУП "КарелЭнергоХолдинг" недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 2002 года по 2009 год в сумме 26 735 руб. и соответствующих пени и обязал Инспекцию возвратить из бюджета взысканные пени за несвоевременное внесение страховых взносов на обязательное страхование в размере 15 616,67 руб.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в случае осуществления налоговыми органами излишнего взыскания сумм страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, решение о возврате излишне взысканных страховых взносов принимаются соответствующими органами ПФР России и ФСС России, а нормы статьи 79 НК РФ в указанном случае не применяются. Также податель жалобы указывает, что в соответствии со статьей 19 Закона N 250-ФЗ списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, в связи с истечением установленного срока их взыскания, в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Предприятия доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу в их отсутствии.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 23.11.2015 года N 707р-П Государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Республиканский Дом Физкультуры" переименовано в Государственное унитарное предприятие Республики Карелия "КарелЭнергоХолдинг", о чем 05.02.2016 года внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
В свою очередь ГУП "Республиканский Дом Физкультуры" осуществляло свою деятельность до 2006 года, далее организацией никакая деятельность не велась.
ГУП "Республиканский Дом Физкультуры" не в полном объеме были уплачены страховые взносы за 2005 год, что привело к образованию недоимки в размере 26 735 руб., в связи с чем, Управлением Пенсионного фонда 25.05.2015 было вынесло Постановление N 16424 (16991115110024) о взыскании с ГУП "Республиканский Дом Физкультуры" страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организаций в сумме 9 206 руб.
Указанное Постановление вынесено на основании требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.12.2014 года N 009 001 14ТН 0064747.
04.06.2015 Отделом судебных приставов по работе с юридическими лицам города Петрозаводска и Прионежского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия было вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства N 16991/1510024- ИП в отношении ГУП "Республиканский Дом Физкультуры" о взыскании в пользу Пенсионного фонда пени по страховым взносам в сумме 9 206 руб.
Указанная сумма была списана по инкассовому поручению N 43540 от 12.05.2016 года с расчетного счета ГУП "КарелЭнергоХолдинг".
В связи с фактическим исполнением исполнительного документа, постановлением судебного пристава от 23.05.2016 исполнительное производство окончено.
21.09.2016 Управление Пенсионного фонда направило в адрес ГУП "КарелЭнергоХолдинг" требование N 009S01160059219 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 1 379,25 руб. и требование N 009S01160059225 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 4 088,46 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации за периоды с 2002 по 2009 гг.
В соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" Управление Пенсионного фонда представило Инспекции сведения о задолженности ГУП "КарелЭнергоХолдинг" по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации за период с 2002 года по 2009 год в сумме 26 735 руб. - по налогу и 11 502,50 руб. - по пени.
04.04.2017 Инспекция направила в адрес Предприятия требование N 77274 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов в сумме 6 410,67 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации за период с 2002 года по 2009 год.
Указанная сумма была списана с расчетного счета ГУП "КарелЭнергоХолдинг" по инкассовым поручениям N 36316 от 16.06.2017 года и N 36318 от 16.06.2017 года в соответствии с решением Инспекции N 19815 от 16.06.2017.
18.07.2017 года налоговой инспекцией в отношении ГУП "КарелЭнергоХолдинг" в связи с неисполнением последним требования Управления Пенсионного фонда об уплате N 009 001 14 ТН 0064747 от 01.12.2014 года, переданного в виде сальдо задолженности в налоговый орган, вынесено решение N 15812 о приостановлении операция по счетам налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств на сумму 5 190,77 руб.
Также судом установлено, что Управлением Пенсионного фонда в адрес ГУП"Республиканский Дом Физкультуры" было выставлено требование N 7428 от 07.06.2007 года, в котором страхователю предлагалось погасить недоимку по страховым взносам в размере 26 965 руб. за период с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года и соответствующие пени, в срок не позднее 23.06.2007 года.
В связи с неисполнением данного требования Управлением Пенсионного фонда было принято решение о принудительном взыскании недоимки по страховым взносам пеням, штрафам, в связи с чем, 21.08.2007 вынесено постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеням, штрафам N 3676.
На основании данного постановления в отношении ГУП "Республиканский дом физкультуры" возбуждено исполнительное производство N Р5721/1061/92/2007 от 27.08.2007 года, которое 12.10.2007 года было окончено, исполнительный документ - постановление N 3676 от 21.08.2007 года возвращено на основании статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
23.05.2008 на основании этого же постановления N 3676 от 21.08.2007 года в отношении ГУП "Республиканский дом физкультуры" снова было возбуждено исполнительное производство N Р270/965/43/2008 от 23.05.2008 года, которое также было окончено 29.02.2012 года, исполнительный документ возвращен по основаниям, предусмотренным статьей 46 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 года "Об исполнительном производстве".
ГУП "КарелЭнергоХолдинг", ссылаясь на утрату возможности взыскания основной задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 - 2009 годы, а также на отсутствие оснований для начисления пени на указанную сумму задолженности, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, считает, что удовлетворяя заявление Предприятия, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период начисления спорных пеней, далее - Закон N 167-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В силу статьи 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным законом сроки. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
До 01.01.2010 вопросы взыскания недоимки по взносам и пени регулировались статьями 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ (с 01.01.2010 данные статьи утратили свою силу), согласно которым взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществлялся территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона, а в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществлялось территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом Пенсионным фондом должно было выставляться требование об уплате задолженности, при неисполнении которого Пенсионный фонд либо обращался в суд, либо выносил решение о взыскании недоимки, которое при его неисполнении добровольно направлялось на исполнение в службу судебных приставов-исполнителей.
При этом Налоговым кодексом Российской Федерации, подлежащим применению к спорным правоотношениям в силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ, также был установлен соответствующий порядок взыскания, применяемый в части, не урегулированной Законом N 167-ФЗ.
Положениями статей 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлен срок давности взыскания задолженности по страховым взносам, а также пеней, который включает в себя трехмесячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, а также штрафы и пени, числящиеся за налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями.
Приказом от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ Федеральной налоговой службы утвержден порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам и процентам признанных безнадежными ко взысканию. Одним из оснований для списания задолженности является судебный акт, в котором отражено, что срок для взыскания пропущен.
С 01.01.2010 порядок взыскания задолженности и списания безнадежной к взысканию недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам стали регулироваться статьями 19 - 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), которыми предусматривался порядок взыскания, аналогичный порядку, установленному Налоговым кодексом РФ, включающий в себя выставление требования об уплате недоимки в срок, указанный в требовании, при его неисполнении - принятие решения о взыскании за счет денежных средств, неисполнение которого в свою очередь могло повлечь вынесение решения за счет имущества страхователя-плательщика взносов. Кроме того, предусматривалась возможность взыскания задолженности в судебном порядке, если не было в установленные сроки вынесено решение о взыскании за счет денежных средств, что должно было совершаться пенсионным фондом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, но пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления мог быть восстановлен судом.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 212-ФЗ установлены случаи, когда взыскание недоимки производилось только в судебном порядке, в том числе, и в случае, если взыскание недоимки по страховым взносам производится с организации, которой открыт лицевой счет (п/п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).
Согласно частям 1 - 3 ст. 23 Закона N 212-ФЗ недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Порядок списания безнадежной недоимки был установлен Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам". При этом такое основание для списания недоимки как принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам было внесено в данное постановление Постановлением Правительства РФ от 23.05.2013 N 431 (п/п. "г" п. 1).
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что Управлением Пенсионного фонда в городе Петрозаводске нарушена процедура взыскания недоимки по страховым взносам, на которую в период с 2006 года по 2016 год Управлением начислены пени за несвоевременную уплату; Пенсионным фондом нарушен срок принятия постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации, так как постановление принято по истечении 9 лет (25.05.2015 года) после истечения срока добровольной уплаты страховых взносов.
Кроме того, не представлено доказательств предъявления постановления N 3676 от 21.08.2007 года повторно в службу судебных приставов, как и не представлено доказательства обращения в суд, в установленный законом шестимесячный срок, с требованием о взыскании с Предприятия недоимки в размере 26 965 руб.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об утрате у налогового органа возможности взыскания основной задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 - 2009 годы, в связи с чем, начисленные на указанную задолженность пени также не подлежат взысканию.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, а администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ).
Частью 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
Согласно ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 19 указанного Закона N 250-ФЗ установлено, что передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Частью 3 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ предусмотрено, что в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Из указанных норм следует, что у Пенсионного фонда полностью отсутствуют полномочия по администрированию и взысканию задолженностей по взносам, пеням, штрафам.
Апелляционный суд обращает внимание, что настоящее дело связано не с оспариванием каких-либо решений Пенсионного фонда или налогового органа, а с ситуацией, когда в сведения о расчетах с бюджетом содержатся сведения о недоимке, которую уполномоченное лицо может взыскать в установленном порядке. Таким лицом является налоговый орган, поэтому именно он является надлежащим ответчиком по делу.
На основании изложенного апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 2002 по 2009 в размере 26 735 руб. с соответствующими пенями является безнадежной к взысканию, в связи с чем, требования заявителя обоснованы.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Из положений указанных статей 19-21 и иных положений Закона N 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, при чем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам, суд первой инстанции правомерно обязал Инспекцию возвратить ГУП "КарелЭнергоХолдинг" сумму излишне взысканных пени в размере 15 616,67 руб.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.02.2018 по делу N А26-10665/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.