20 сентября 2018 г. |
Дело N А21-10523/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от Калининградской областной таможни Алексашиной Е.В. (доверенность от 19.12.2017), Гречухиной Е.А. (доверенность от 15.01.2018 N 6), от общества с ограниченной ответственностью "Система-Запад" Егулемова В.В. (доверенность от 16.04.2018), Смолярж В.С. (доверенность от 22.08.2018), Чурсиной А.Ю. (доверенность от 27.11.2017), Стреловой Ю.С. (доверенность от 18.05.2018),
рассмотрев 13.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 (судьи Юрков И.В., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу N А21-10523/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Система-Запад", место нахождения: 236038, Калининград, Майская улица, дом 4, офис 9, ОГРН 1173926004647, ИНН 3906349766 (далее - ООО "Система-Запад", Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными решения Калининградской областной таможни, место нахождения: 236016, Калининград, Артиллерийская улица, дом 26, строение 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня), по результатам таможенной проверки от 26.09.2017 N 10012000/210/260917/Т000071 и требования об уплате таможенных платежей от 29.09.2017 N 10012000/290917/0000316.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 05.02.2018 (судья Сычевская С.Н.) Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 решение суда первой инстанции от 05.02.2018 отменено, требования ООО "Система-Запад" удовлетворены: решение таможенного органа признано незаконным, требование об уплате таможенных платежей признано недействительным; с Таможни в пользу заявителя взыскано 9 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе таможенный орган, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. В рассматриваемый период пределы территории Особой экономической зоны в Калининградской области ограничивались территорией Калининградской области как субъекта Российской Федерации и не включали внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации (в том числе акваторию Балтийского моря), являющиеся федеральной собственностью. Изложенное подтверждается пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей до внесения изменений статьей 7 Федерального закона от 05.12.2017 N 393-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области", а также письмом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" от 09.08.2017 N 120/4252. Допущенное Обществом использование товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в акватории Балтийского моря, то есть за пределами территории Особой экономической зоны, свидетельствует о несоблюдении заявителем положений статьей 10 и 11 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010, вследствие чего в соответствии со статьей 80 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза у Общества возникла обязанность по уплате таможенных платежей. Выводы апелляционного суда об обратном ошибочны и основаны на неверном толковании положений законодательства. Судом также применены нормы закона, действие которых не распространялось на рассматриваемые правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Система-Запад" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
Определением суда кассационной инстанции от 23.08.2018 (судьи Александрова Е.Н., Васильева Е.С., Соколова С.В.) в соответствии с положениями статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение кассационной жалобы таможенного органа отложено на 13.09.2018.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.2018 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ ранее участвовавшая в рассмотрении кассационной жалобы судья Васильева Е.С. в связи с нахождением в отпуске заменена на судью Журавлеву О.Р. В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение кассационной жалобы начато кассационной инстанцией с самого начала.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Таможни поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 10.03.2017 по 21.05.2017 ООО "Система-Запад" (покупатель) на основании заключенного с компанией "Bontrup Logistics FZCO", Объединенные Арабские Эмираты (продавец), внешнеторгового контракта от 01.03.2017 N 1703/01 для таможенного оформления в соответствии с процедурой свободной таможенной зоны товара (щебень гранитный фракции 40-70 мм) представило на таможенный пост Балтийск декларации на товары (далее - ДТ) NN 10012070/100317/0001649, 10012070/250317/0002107, 10012070/250317/0002118, 10012070/040417/0002333, 10012070/050417/0002342, 10012070/060417/0002353, 10012070/070417/0002362, 10012070/100417/0002469, 10012070/120417/0002501, 10012070/160417/0002531, 10012070/160417/0002535, 10012070/180417/0002658, 10012070/050517/0003130, 10012070/210517/0003567, код 2517 10 100 0 ТН ВЭД.
В установленные сроки товары по указанным ДТ выпущены Таможней в соответствии с заявленным режимом свободной таможенной зоны с полным освобождением от уплаты таможенных платежей при условии размещения и использования в пределах территории свободной экономической зоны.
В дальнейшем таможенным органом в период с 29.06.2017 по 26.09.2017 на основании статьи 131 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) проведена камеральная таможенная проверка в отношении Общества по вопросу соблюдения требований и условий права Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении товаров с кодом 2517 10 100 0 ТН ВЭД, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в период с 10.03.2017 по 21.05.2017.
В ходе проверки Таможней установлено, что ввезенный гранитный щебень без размещения на территории Калининградской области использован при строительстве морского терминала для засыпки оболочек большого диаметра и пространства между ними, расположенных в акватории Балтийского моря, то есть за пределами Особой экономической зоны в Калининградской области (далее - ОЭЗ).
По результатам проверки составлен акт от 26.09.2017 N 10012000/210/260917/А000071 и принято решение от 26.09.2017 N 10012000/210/260917/Т000071 об отказе ООО "Система-Запад" в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с несоблюдением декларантом условий таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленных статьей 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010.
На основании данного решения Обществу выставлено требование об уплате таможенных платежей от 29.09.2017 N 10012000/290917/0000316 на общую сумму 58 925 952 руб. 57 коп., из которых 56 143 003 руб. 35 коп. таможенный платежей и 2 782 949 руб. 22 коп. пеней.
В связи с неисполнением ООО "Система-Запад" в установленный срок требования об уплате таможенных платежей, таможенный орган принял решение от 07.11.2017 N 10012000/071117/0000079 о взыскании в бесспорном порядке денежных средств с банковских счетов заявителя в размере 59 386 418 руб. 51 коп.
Считая решение Таможни по результатам таможенной проверки и требование об уплате таможенных платежей незаконными, ООО "Система-Запад" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, согласился с доводами таможенного органа о наличии оснований для возникновения у заявителя обязанности по уплате таможенных пошлин в связи с нарушением им условий таможенный процедуры свободной таможенной зоны - ввезенный товар (щебень гранитный) использован Обществом за пределами территории ОЭЗ, граница которой проходит по береговой линии, не охватывая прибрежную акваторию Балтийского моря.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии достаточных оснований полагать, что декларантом в данном случае допущено нарушение условий таможенный процедуры свободной таможенной зоны, в связи признал решение Таможни по результатам таможенной проверки и требование об уплате таможенных платежей недействительными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество согласно заключенному с ООО "МРТС Ресурс" договору от 22.02.2017 N MRTSE-02/22-2017 является субподрядчиком и приняло на себя обязательства выполнить работы строительству объектов в составе терминала по приему, хранению и регазификации сжиженного природного газа (СПГ) в Калининградской области в рамках проекта, реализуемого ПАО "Газпром" в целях обеспечения энергетической стабильности и газификации Калининградской области.
Ввезенный по ДТ N N 10012070/100317/0001649, 10012070/250317/0002107, 10012070/250317/0002118, 10012070/040417/0002333, 10012070/050417/0002342, 10012070/060417/0002353, 10012070/070417/0002362, 10012070/100417/0002469, 10012070/120417/0002501, 10012070/050517/0003130, 10012070/210517/0003567 с применением таможенной процедуры свободной таможенной зоны щебень использован Обществом при строительстве названного терминала для засыпки оболочек большого диаметра и пространства между ними, расположенных в акватории Балтийского моря.
В соответствии со статьей 2 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, заключенного в Санкт-Петербурге 18.06.2010 (далее - Соглашение о СЭЗ), свободные (специальные, особые) экономические зоны (далее - СЭЗ) создаются в целях содействия социально-экономическому развитию государств - членов таможенного союза, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы или в иных целях, определяемых при создании СЭЗ.
В силу пункта 1 статьи 10 Соглашения о СЭЗ свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.
Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров таможенного союза (пункт 2 статьи 10 Соглашения о СЭЗ).
Условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны определены в статье 11 Соглашения о СЭЗ.
Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, в целях осуществления резидентами предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, а также товары, указанные в частях второй и третьей настоящего пункта (часть первая пункта 1 статьи 11 Соглашения о СЭЗ).
Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются иностранные товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны, созданной в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) на территории Калининградской области Российской Федерации, юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области, для размещения и использования в соответствии с целями, установленными Федеральным законом N 16-ФЗ (часть третья пункта 1 статьи 11 Соглашения о СЭЗ).
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Таможенного союза, могут размещаться и использоваться только на территории Особой экономической зоны, за исключением случаев, установленных Соглашением о СЭЗ в отношении Особой экономической зоны.
Как следует из части 1 и 2 статьи 12.1 Федерального закона N 16-ФЗ, с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории Особой экономической зоны в Калининградской области допускается совершение операций, определяемых в соответствии с Соглашением о СЭЗ. В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории Особой экономической зоны в Калининградской области допускаются передача прав владения, пользования и (или) распоряжения, в том числе розничная продажа указанных товаров, и их потребление.
Подпунктом 5 статьи 188 ТК ТС предусмотрена обязанность декларанта соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре.
В силу статьи 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант и иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Несоблюдение условий и ограничений применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны влечет для декларанта обязанность по уплате таможенных платежей.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела допущенное Обществом несоблюдение условий таможенной процедуры свободной таможенной зоны выразилось в использовании ввезенного щебня в акватории Балтийского моря, то есть, как полагает таможенный орган, за пределами территории Особой экономической зоны, в связи с чем у декларанта возникла обязанность по уплате таможенных платежей.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 16-ФЗ в редакции, действовавшей на даты помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, Особая экономическая зона в Калининградской области была определена как территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.
В обоснование законности принятого по результатам таможенной проверки решения от 26.09.2017 N 10012000/210/260917/Т000071 таможенный орган указал, что в соответствии с положениями Закона Калининградской области от 10.06.2010 N 463 "Об административно-территориальном устройстве Калининградской области" территория Калининградской области разделена на административно-территориальные единицы (объекты), соответственно, внешние границы объектов административно-территориального деления являются границей территории Калининградской области. Согласно Закону Калининградской области от 05.12.2008 N 303 "Об изменении границ муниципальных образований" границы муниципального образования "Зеленоградский район" по отношению к Балтийскому морю проходят исключительно по побережью Балтийского моря. Таким образом, акватория Балтийского моря не входит в границы объекта административно-территориального деления - Калининградская область, что подтверждается в том числе письмом ФГБУ "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" от 09.08.2017 N 120/4252. Следовательно, использование щебня, помещенного под процедуру свободной таможенной зоны, в акватории Балтийского моря, то есть за пределами территории Особой экономической зоны, свидетельствует о несоблюдении Обществом условий таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Признавая вывод таможенного органа о нарушении ООО "Система-Запад" условий таможенной процедуры свободной таможенной зоны необоснованным, суд апелляционной инстанции применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела правомерно исходил из смысла и целей создания Особой экономической зоны в Калининградской области, к которым отнесены создание благоприятных условий для социально-экономического развития региона с учетом его специфического географического положения и значения для геополитических интересов Российской Федерации, привлечение инвестиций, развитие портовой и транспортной инфраструктуры и др.
С учетом изложенного апелляционный суд обоснованно принял во внимание, что терминал по приему, хранению и регазификации сжиженного природного газа, строительство объектов в составе которого осуществляло Общество, включает в себя морскую и сухопутную части. В состав морских объектов терминала входят морской причал, плавучая регазификационная установка, подводный газопровод от регазификационного судна к берегу (5 км), морской кабель ВОЛС (5 км), береговой участок газопровода протяженностью 110 м. К сооружениям сухопутного участка относятся линейная часть газопровода протяженностью 8,148 км с объектами инфраструктуры (крановые узлы, узлы приема ВТУ, узел редуцирования, ГИС, пункты телемеханики, трансформаторные подстанции и т.п.).
При этом в разрешительной и технической документации местоположение объекта определено как Калининградская область.
По окончании строительства результат работ приобретет признаки единого недвижимого комплекса как объекта гражданских прав, обособленным частям которого не может быть придан отдельный правовой режим (статья 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таком положении, как верно отметил апелляционный суд, то обстоятельство, что пространственные границы объекта выходят за пределы Калининградской области как субъекта Российской Федерации и располагаются в акватории Балтийского моря, само по себе не может послужить достаточным основанием для вывода о нарушении заявителем условий таможенной процедуры свободной таможенной зоны в связи с использованием ввезенного товара при строительстве морской части терминала.
Кассационная инстанция также принимает во внимание, что по результатам таможенной проверки Таможня каких-либо иных нарушений декларантом условий таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении ввезенного товара не выявила, все операции со спорным товаров совершены с соблюдением требований Соглашения о СЭЗ и Федерального закона N 16-ФЗ. Иное из материалов дела не следует и судами не установлено.
С целью уяснения воли законодателя при определении территориальных границ Особой экономической зоны в Калининградской области суд апелляционной инстанции применил историческое, целевое и логическое толкование правовых норм Федерального закона N 16-ФЗ, приняв во внимание как внесенные в закон изменения, так и предшествующее нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области. При этом апелляционный суд обоснованно исходил из существа и целей законодательного регулирования и принял во внимание не только буквальное значение применяемых при изложении норм слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель, определяя территориальные пределы свободной экономической зоны.
Так, суд учел, что Федеральным законом от 05.12.2017 N 393-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2018, положения подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 16-ФЗ, регламентирующие территориальные пределы свободной экономической зоны, изменены: Особая экономическая зона в Калининградской области определена как территория Калининградской области и примыкающие к территории Калининградской области внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, в пределах границ которых действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Ранее территория Калининградской области впервые получила специальный статус в Положении о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь"), утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1991 N 497. При этом СЭЗ "Янтарь" располагалась в административных границах Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа и экономической зоны СССР (кроме районов территории области, связанных с обеспечением обороны страны).
Затем согласно нормам Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" Особая экономическая зона в Калининградской области была создана в пределах всей территории этой области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации, - военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (статья 1).
Исходя из изложенного апелляционный суд обоснованно указал, что приведенные нормативные правовые акты не ограничивали Особую экономическую зону территорией Калининградской области, а напротив, относили к ней континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации.
Суд также исследовал пояснительную записку к проекту федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской", отметив, что с точки зрения разработчиков законопроекта граница Особой экономической зоны в Калининградской области совпадала с государственной границей Российской Федерации и не имеется оснований полагать, что с принятием Федерального закона N 16-ФЗ территория Особой экономической зоны в Калининградской области сократилась путем исключения из нее внутренних морских и территориальных вод Российской Федерации.
Данный вывод апелляционной инстанции подтверждается принятием Федерального закона от 05.12.2017 N 393-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области", в котором территория Особая экономическая зона в Калининградской области определена как территория Калининградской области и примыкающие к территории Калининградской области внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. С учетом письма депутата Государственной Думы Вторыгиной Е.А. от 25.12.2017 N ВЕА-4/135 апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что внесенная в Федеральный закон N 16-ФЗ поправка имела редакционный характер, ее целью было снятие правовой неопределенности в отношении границ Особой экономической зоны в Калининградской области.
Исследовав нормативно-правовое регулирование территориальных пределов Особой экономической зоны в Калининградской области в развитии и с учетом целей установления специального правового режима на данной территории, апелляционный суд обоснованно отдал приоритет телеологическому (целевому), а не грамматическому (буквальному) толкованию подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 16-ФЗ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не установил со стороны декларанта фактов использования ввезенного товара за пределами Особой экономической зоны в Калининградской области, а, следовательно и нарушения условий таможенной процедуры свободной таможенной зоны, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Оснований не согласиться с выводами апелляционной инстанции у суда округа не имеется.
Несогласие таможенного органа с толкованием апелляционным судом нормативных положений, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушены требования материального или процессуального законодательства.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне. Нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах. С учетом изложенного кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 по делу N А21-10523/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.