22 октября 2018 г. |
Дело N А56-12485/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации Кудринского Е.Н. (доверенность от 07.12.2017 N 1908), от Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области Вавиловой Ю.А. (доверенность от 25.10.2017 N 29), от Межрегиональной общественной организации "Ленинградское общество охотников и рыболовов" Бородулина В.А. (доверенность от 01.02.2018 N 01-07/03), Петрова Ю.В. (доверенность от 18.04.2018 N 01-07/15), от Министерства обороны Российской Федерации Калининой К.А. (доверенность от 07.11.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2018 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 (судьи Полубехина Н.С., Кашина Т.А., Пряхина Ю.В.) по делу N А56-12485/2018,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 119435, Москва, Большая Пироговская ул., д. 21, корп. 1, ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847235719, ИНН 7842387513 (далее - Комитет), Межрегиональной общественной организации "Ленинградское общество охотников и рыболовов", место нахождения: 190121, Санкт-Петербург, наб. реки Пряжки, д. 32, ОГРН 1027800011337, ИНН 7812047894 (далее - Общество), о признании недействительным договора от 30.06.2015 N 93 в части предоставления (включения в границы охотничьих угодий) кварталов N 342 (выдел 30-38), 344 (выдел 12) Скалистого участкового лесничества Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации; применении последствий недействительности ничтожной сделки в части земель обороны; установлении Обществу запрета на осуществление охотхозяйственной деятельности на территории названных лесных кварталов, входящих в состав охотничьих угодий в соответствии с договором от 30.06.2015 N 93 (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство).
Решением от 12.04.2018 в иске отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 данное решение оставлено без изменения.
Учреждение в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, использование Обществом для осуществления охотхозяйственной деятельности участков лесного фонда Министерства без уведомления Учреждения об этом не позволяет организовать надлежащий контроль за проведением Обществом противопожарных и санитарных мероприятий; передача Обществу спорных участков Министерства создает угрозу режиму секретности размещения военных объектов; территория, используемая Обществом, находится внутри зоны с особыми условиями использования территории для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Комитет в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что оспариваемое соглашение заключено на основании части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте), доказательства создания угрозы режиму секретности размещения военных объектов при заключении соглашения истцом не представлены.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу поддерживает ее доводы, просит жалобу Учреждения удовлетворить.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители Комитета и Общества против удовлетворения жалобы возражали, ссылаясь на то, что оспариваемым соглашением не нарушаются права Учреждения, представляющего правообладателя земельного участка, информация о нахождении соответствующих территорий в запретной зоне не представлена. Представитель Министерства поддержал позицию Учреждения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании части 3 статьи 71 Закона об охоте, долгосрочной лицензии от 06.09.2004 серии XX N 4552, договора от 03.09.2004 N 8 о предоставлении территории, акватории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на части территории Лодейнопольского района Ленинградской области Общество (охотпользователь) и Комитет заключили охотхозяйственное соглашение от 30.06.2015 N 93. По условиям данного соглашения охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а Комитет - предоставить в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, указанные в части 2 статьи 25 Закона об охоте земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья.
Согласно пункту 1.2 соглашения участки, указанные в части 2 статьи 25 Закона об охоте, предоставляются на основании договора аренды, заключаемого с Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом. Для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с Законом об охоте, земельным законодательством и лесным законодательством на основании договора аренды.
В разделе II названного соглашения указаны сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках в следующих муниципальных образованиях Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области: "Лодейнопольское городское поселение", "Алеховщинское сельское поселение", "Свирьстройское городское поселение", "Янегское сельское поселение".
Пунктом 6.1 срок действия соглашения определен на сорок девять лет со дня подписания соглашения.
Учреждение, ссылаясь на то, что земельный участок с лесным массивом, предоставленный в пользование Обществу, расположен в границах Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации, однако заключение охотхозяйственного соглашения и ведение охотхозяйственной деятельности не согласовывалось с Министерством, предоставление земельного участка для ведения охотхозяйственной деятельности препятствует использованию земельного участка по назначению и создает угрозу режиму секретности размещения военных объектов, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Как видно из оспариваемого соглашения от 30.06.2015 N 93, его предметом является ведение Обществом охотничьего хозяйства и предоставление Комитетом в целях обеспечения данной деятельности Обществу в аренду земельных и лесных участков в соответствии со статьей 25 Закона об охоте.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, регулируются Законом об охоте, вступившим в силу с 01.04.2010.
До указанного момента отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулировались Федеральным законом "О животном мире", положениями которого предусматривались выдача специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации долгосрочной лицензии пользователям животного мира и заключение с пользователем животного мира договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством (статьи 36, 37, 38, 40, 41 названного Федерального закона).
Статьей 71 Закона об охоте (в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения от 30.06.2015 и с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П) установлены переходные положения, согласно которым по общему правилу право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий; такие юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Таким образом, соглашение от 30.06.2015 N 93, как видно из его преамбулы, было заключено с Обществом на основании части 3 статьи 71 Закона об охоте как с лицом, которому до вступления названного Закона в силу была выдана долгосрочная лицензия на пользование животным миром, и в соответствии с ранее заключенным договором от 03.09.2004 N 8 о предоставлении территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Необходимость получения согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, на заключение охотхозяйственного соглашения с лицом, право пользования животным миром у которого возникло на основании ранее выданной долгосрочной лицензии, в отношении конкретных территорий положениями Закона об охоте не предусмотрена. Основанием возникновения у охотпользователя права аренды конкретными земельными участками или лесными участками охотхозяйственное соглашение не является.
Кроме того, суды посчитали не подтвержденным надлежащими относимыми и допустимыми доказательствами, что описанные в соглашении охотничьи угодья находятся в границах лесных участков или земельных участков, относящихся к землям обороны и к ведению Министерства.
Что касается указания подателя жалобы на нахождение территории охотпользователя внутри зоны с особыми условиями использования (запретных зон), то на данное обстоятельство истец ни в суде первой инстанции, ни в апелляционном суде не ссылался и не указывал данное обстоятельство в качестве основания недействительности соглашения и запрета Обществу осуществлять определенную деятельность на соответствующей территории. В таком случае исходя из полномочий суда кассационной инстанции данное обстоятельство не подлежит выяснению при проверке в кассационном порядке принятых судами первой и апелляционной инстанций судебных актов.
При таком положении суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 по делу N А56-12485/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.