07 декабря 2018 г. |
Дело N А44-10614/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Подвального И.О., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Амкор Тобакко Пэкеджинг Новгород" Левченко С.Г. (доверенность от 01.04.2016),
рассмотрев 05.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амкор Спешиелти Картонз Новгород" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 по делу N А44-10614/2017 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Амкор Тобакко Пэкеджинг Новгород", место нахождения: 173008, Новгородская обл., г. Великий Новгород, Рабочая ул., д. 15, ОГРН 1025300780361, ИНН 5321070760 (далее - Общество, ООО "Амкор Тобакко Пэкеджинг Новгород"), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным предписания Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, место нахождения: 173002, Великий Новгород, ул. Германа, дом 22, ОГРН 1175321005640, ИНН 5321190352 (далее - Управление), от 27.10.2017 N 747-2.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 14.02.2018 (судья Куропова Л.А.) требования Общества удовлетворены, оспариваемое предписание Управления признано незаконным.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 решение суда от 14.02.2018 отменено в части признания незаконным пункта 3 предписания Управления от 27.10.2017 N 747-2, а также его пункта 4 в части возложения на ООО "Амкор Тобакко Пэкеджинг Новгород" обязанности организовать проведение обязательных предсменных, предрейсовых медицинских осмотров водительского состава; в удовлетворении требований Общества в указанной части отказано; в остальной части решение от 14.02.2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 29.08.2018 в части изменения решения суда от 14.02.2018, которым признан незаконным в полном объеме пункт 4 предписания Управления от 27.10.2017 N 747-2. Податель жалобы указывает на то, что в ходе проверки не было установлено нарушений в отношении прохождения обязательных предсменных предрейсовых медицинских осмотров сотрудником (водителем) Общества. При этом апелляционной инстанцией была признана неправомерность возложения такой обязанности в отношении сотрудников Общества, не являющихся водителями. Следовательно, у апелляционного суда не имелось оснований для изменения решения от 14.02.2018, признавшим спорный пункт 4 предписания Управления незаконным в полном объеме.
В судебном заседании представитель Общества поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность судебного акта в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 04.09.2017 N 747 Управлением в период с 02.10.2017 по 27.10.2017 проведена плановая выездная проверка общества по вопросу соблюдения нормативных правовых и нормативных технических актов, стандартов и норм, регламентирующих деятельность в области автомобильного транспорта.
В ходе проверки Управлением установлено и отражено в акте 27.10.2017 N 747, что эксплуатация транспортных средств работниками Общества (перечисленными в акте проверки) осуществляется без путевых листов, без документов, подтверждающих наличие у названных лиц медицинских заключений о показаниях (противопоказаниях) к управлению транспортными средствами, без проведения предрейсового медицинского осмотра, без прохождения предрейсового технического осмотра транспортных средств, в отсутствии контроля соблюдения мероприятий по подготовке работников субъекта транспортной деятельности к безопасной работе и подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации, в отсутствии сведений в журнале инструктажа о лице, проводившем инструктаж, в отсутствии сведений о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства в путевых листах от 02.10.2017, 03.10.2017,12.10.2017, 01.09.2017, 21.09.2017.
По результатам проверки Управление пришло к выводу о нарушении Обществом требований статей 20 и 23 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ); части 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; пунктов 5, 11, 12, 23, 28 и 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, включающих перечень Мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7; пункта 9 приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов"; пункта 27 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н; пунктов 2 (4), 7 статьи 46, статьи 65 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; пунктов 2 - 9 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н (далее - Порядок N 835н).
Предписанием от 27.10.2017 N 747-2 (далее - Предписание) Управление предложило Обществу осуществить ряд мероприятий, в том числе организовать проведение обязательных предсменных, предрейсовых медицинских осмотров водительского состава и лиц, управляющих транспортными средствами (пункт 4).
Не согласившись с Предписанием Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, констатировав, что Общество не осуществляет коммерческую деятельность по перевозке пассажиров и грузов, пришел к выводу, что у него нет необходимости соблюдать квалификационные требования, установленные пунктом 4 статьи 20 Закона N 196-ФЗ. Ввиду изложенных обстоятельств суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и признал оспариваемое Предписание незаконным в полном объеме.
Апелляционный суд не согласился с решением суда первой инстанции в отношении признания незаконным пункта 3 Предписания, а также его пункта 4 в части возложения на ООО "Амкор Тобакко Пэкеджинг Новгород" обязанности организовать проведение обязательных предсменных, предрейсовых медицинских осмотров водительского состава; в этой части решение от 14.02.2018 отменил и в удовлетворении заявленных требований отказал.
Общество обжалует постановление апелляционного суда только в части отмены решения от 14.02.2018 по эпизоду, связанному с оценкой законности пункта 4 Предписания.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В статье 20 Закона N 196-ФЗ закреплены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
При этом Законом N 196-ФЗ установлены различные требования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (пункт 1), и тех же лиц, но осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (пункт 4).
В пункте 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ сформулированы общие требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
В свою очередь пунктом 4 статьи 20 Закона N 196-ФЗ установлены специальные (дополнительные) требования по обеспечению безопасности дорожного движения, которые должны выполнять хозяйствующие субъекты, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Конкретные требования, выполнение которых возложено на лиц, эксплуатирующих транспортные средства, сформулированы в соответствующих федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации.
Так Порядок N 835н определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров. Пунктом 2 данного Порядка установлено, что предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из совокупности нормативных положений статьи 23 Закона N 196-ФЗ, статьи 213 ТК РФ и Перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 N 16, вытекает, что обязательные предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, занимающих должности водителей транспортных средств.
Как следует из пункта 4 Предписания, Обществу предписано организовать проведение обязательных предсменных, предрейсовых медицинских осмотров водительского состава и лиц, управляющих транспортными средствами (нарушены пункты 2-9 Порядка N 835н).
При этом в отношении единственного сотрудника Общества, занимающего должность водителя автотранспортного средства, нарушений пунктов 2-9 Порядка N 835н установлено не было, что нашло отражение в акте проверки Управления от 27.10.2017 N 747. Данное обстоятельство признано Управлением и не оспаривалось.
Выводы о наличии нарушений пунктов 2-9 Порядка N 835н и как следствие, принятие оспоренного пункта 4 Предписания основаны на позиции Управления о том, что требования указанной нормы не ограничиваются только водительским составом Общества, а распространяют свое действие на всех сотрудников, использующих автотранспортное средство для передвижения при исполнении ими служебных обязанностей.
На ошибочность данной позиции справедливо было указано судом первой инстанции, что было признано и апелляционным судом.
Апелляционная инстанция из текста пункта 4 Предписания выделила отдельно текст в отношении водительского состава и признала в этой части оспоренное Предписание законным ввиду наличия у Общества обязанности соблюдать требования пунктов 2-9 Порядка N 835н в отношении водителей.
Однако апелляционным судом не было учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание об устранении выявленных нарушений выдается лицу, в отношении которого проводилась проверка, в случае выявления при проведении проверки нарушений этим лицом обязательных требований, установленных правовыми актами.
Таким образом, с учетом приведенных нормативных положений предписание выдается в случае неисполнения лицом (в отношении которого проводились контрольные мероприятия) в добровольном порядке требований законодательства Российской Федерации и должно быть направлено на устранение тех нарушений, которые были установлены в ходе проверки.
Как указывалось выше, Управлением не было установлено и не вменялось Обществу нарушений Порядка N 835н в отношении водительского состава Общества. Указанные в пункте 4 Предписания меры, которые необходимо принять Обществу для устранения нарушений, основаны на выводах Управления о распространении положений пунктов 2-9 Порядка N 835н на всех сотрудников Общества, использующих автотранспортные средства в служебных целях.
У апелляционного суда не имелось оснований воспринимать сформулированные в пункте 4 Предписания мероприятия по иному чем как результат установленных нарушений. Иное (при отсутствии установленного нарушения) означает установление обязанности общего характера по соблюдению законодательно установленных норм и не несет за собой смысловой нагрузки, поскольку выполнение требований законодательства предполагается в силу закона и не нуждается в дополнительном их дублировании в предписании.
С учетом изложенного следует признать, что у апелляционного суда не имелось оснований для изменения решения от 14.02.2018, признавшим спорный пункт 4 Предписания незаконным в полном объеме.
Выводы суда первой инстанции по спорному эпизоду соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
На основании изложенного в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017 в обжалуемой части подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, а решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.02.2018 в части признания незаконным пункта 4 Предписания - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 по делу N А44-10614/2017 в обжалуемой части отменить.
Решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.02.2018 по тому же делу в части признания незаконным пункта 4 предписания Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 27.10.2017 N 747-2 оставить в силе.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.