18 марта 2019 г. |
Дело N А66-18247/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Васильевой Е.С.,
при участии от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Центр специализированных видов медицинской помощи имени В.П. Аваева" Мишариной Ю.Л. (доверенность от 02.09.2016 N 69 АА 1649433), от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области Аминовой Е.Р. (доверенность от 08.12.2017 N 28/02), Болотниковой О.В. (доверенность от 11.07.2018 N 10/02),
рассмотрев 13.03.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Центр специализированных видов медицинской помощи имени В.П. Аваева" на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.08.2018 (судья Белов О.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 (судьи Потеева А.В., Алимова Е.А., Мурахина Н.В.) по делу N А66-18247/2017,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Центр специализированных видов медицинской помощи имени В.П. Аваева", место нахождения: 170006, г. Тверь, ул. Софьи Перовской, д. 56, ОГРН 1026900589572, ИНН 6905002904 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. А. Дементьева, д. 24, ОГРН 1026900535067, ИНН 6905003721 (далее - Фонд), от 11.08.2017 N 30.
Решением суда первой инстанции от 09.08.2018 в удовлетворении заявления Учреждению отказано. Расходы по уплате государственной пошлины оставлены на заявителе.
Постановлением апелляционного суда от 08.11.2018 решение суда первой инстанции от 09.08.2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 09.08.2018 и постановление от 08.11.2018 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суды не приняли во внимание, что в материалы дела заявителем представлены необходимые документы, подтверждающие целевое расходование средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). Учреждение считает, что правомерно выплачивало за счет целевых средств ОМС стимулирующие выплаты своим сотрудникам. Также заявитель отмечает, что присвоение 5 разряда водителям и выплаты водителям за счет средств ОМСС является обоснованным, поскольку водители при необходимости могут осуществлять выезд на автомобиле, оборудованном маммографом.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Фонда - свои возражения на них.
Законность обжалуемых решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 23.06.2017 N 160 в период с 03.07.2017 по 11.08.2017 Фондом проведена плановая комплексная проверка Учреждения по вопросу использования средств ОМС за период с 01.09.2015 по 30.06.2017, по результатам которой составлен акт от 11.08.2017.
Фондом в ходе проверки выявлено нецелевое использования средств ОМС в размере 77 544 руб., в том числе: на выплату заработной платы и стимулирующих выплат сотрудникам, оплата труда которых должна производиться за счет иных источников; на выплату заработной платы по завышенному тарифному разряду водителям. В этой связи Учреждению начислен штраф в сумме 7 754 руб. 40 коп. и определены рекомендации по устранению выявленных нарушений.
По результатам проверки Фондом выставлено требование от 11.08.2017 N 30 об устранении нарушений законодательства об ОМС, согласно которому Учреждению в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) необходимо было в течение 10 рабочих дней возвратить (перечислить) Фонду 77 544 руб. средств территориальной программы ОМС, использованных не по целевому назначению и уплатить 7 754 руб. 40 коп. штрафа за нецелевое использование средств.
Не согласившись с требованием Фонда Учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Учреждению в удовлетворении заявления, признав правомерными выводы Фонда, обосновывающие предъявленное требование.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ и подпунктом 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение N 73).
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 13 Приложения N 26 к тарифному соглашению (Приложение N 9 к дополнительному соглашению N 1) предусмотрено, что нецелевым использованием средств ОМС медицинскими организациями является: оплата видов медицинской помощи, не включенных в Программу ОМС; оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках Программы ОМС; финансирование структурных подразделений (служб) медицинских организаций финансируемых из иных источников; расходование средств сверх норм, установленных соответствующими министерствами и ведомствами; расходование средств при отсутствии подтверждающих документов; оплата собственных обязательств (долгов), не связанных с деятельностью по ОМС; использование средств ОМС на иные цели, не соответствующие условиям их предоставления.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В силу части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты и т.д.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 144 ТК РФ в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами на основе трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Тверской области от 29.12.2004 N 88-ЗО "Об оплате труда работников государственных учреждений Тверской области" и пунктом 2 Положения о системе оплаты труда в государственных учреждениях Тверской области, утвержденного Постановлением Администрации Тверской области от 02.12.2008 N 454-па (далее - Положение о системе оплаты труда) система оплаты труда в государственных учреждениях Тверской включает размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, компенсационных выплат, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, стимулирующих выплат и устанавливается коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также указанным Положением.
Пунктом 5 Положения о системе оплаты труда установлено, что введение отраслевых систем оплаты труда в государственных учреждениях, в том числе порядок и условия применения стимулирующих выплат, компенсационных выплат в государственных учреждениях, устанавливается постановлениями Администрации Тверской области.
В соответствии с абзацем 3 раздела 9 Положения о порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в государственных учреждениях здравоохранения Тверской области, утвержденного Постановлением Администрации Тверской области от 02.12.2008 N (далее - Положение N 457-па) планирование фонда оплаты труда в подведомственных государственных учреждениях здравоохранения, финансируемых, в том числе за счет ассигнований ОМС, осуществляется в пределах средств, полученных за фактически оказанную медицинскую помощь в рамках территориальной программы ОМС с учетом положений тарифного соглашения.
Пунктом 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила) установлено, что в расчет тарифов по ОМС включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Виды затрат, которые включаются в состав тарифа, поименованы в пунктах 158.1 - 158.16 Правил.
Согласно статье 158.14 Правил затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги), определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей системы оплаты труда.
В соответствии с пунктом 1 Порядка составления штатного расписания учреждениями здравоохранения, утвержденного приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 18.01.1996 N 16 (далее - Порядок), штатное расписание является документом, которым определяется структура учреждения и численность должностей по каждому наименованию в конкретных подразделениях и в целом по Учреждению.
Поскольку средства ОМС имеют целевой характер, в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС.
В рассматриваемом случае Фонд, проверив расходование Учреждением средств ОМС, в том числе на выплаты стимулирующих надбавок сотрудникам структурных подразделений (служб), оплата труда которых финансируется из средств областного бюджета, обоснованно пришел к выводу о том, что целевые средства в размере 60 931 руб. 49 коп. использованы Учреждением не по целевому назначению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом главного врача Учреждения от 18.02.2016 N 17-л/с/2 врач-дерматовенеролог Савина О.И. переведена в отделение "Дежуранты", финансирование которого производится за счет средств областного бюджета. Между тем в мае 2016 года Савиной О.С. за счет средств ОМС начислена единовременная поощрительная выплата в размере 2 604 руб., в том числе заработная плата - 1 896 руб., страховые взносы - 572 руб. 59 коп.;
По приказу от 22.08.2016 N 149а-к должность заведующего клинико-диагностическим отделом Качан О.А. с 01.09.2016 также финансируется за счет средств областного бюджета. Однако Качан О.А. за период с января по июнь 2017 года за счет средств ОМС произведено стимулирующих выплат на сумму 51 420 руб. 68 коп., в том числе заработная плата - 39 493 руб. 61 коп., страховые взносы - 11 927 руб. 07 коп.
Приказом от 01.06.2017 N 114/1-л/с экономист Семенова О.В. и водитель автомобиля Жуков Н.М. с 01.06.2017 переведены на указанные должности, финансирование которых осуществляется из средств областного бюджета. При этом за июнь 2017 года Семеновой О.В. произведена стимулирующая выплата из средств ОМС в сумме 2 468 руб. 59 коп., в том числе заработная плата - 1 896 руб., страховые взносы - 572 руб. 59 коп., а Жукову Н.М. - в размере 4 438 руб. 22 коп., в том числе заработная плата - 3 408 руб. 77 коп., страховые взносы - 1 028 руб. 45 коп.
Выводы Фонда основаны на представленных Учреждением штатных расписаниях и тарификационных списках работников с разбивкой по источникам финансирования на 01.01.2016 и 01.01.2017 с последующими изменениями (т. 2, л. 51-62).
Доводы Учреждения о том, что штатное расписание с разделением источников финансирования по должностям и структурным подразделениям (службам) составлено исключительно по требованию Фонда, обоснованно не приняты судами во внимание, как не подтвержденные материалами дела.
Также Фондом установлено отсутствие документов, подтверждающих работу водителей 5 разряда Жукова Н.М. и Кутьева О.М. на передвижном маммографе в период с января по июнь 2017 года.
Судами признана несостоятельной ссылка заявителя на то, что установление 5 разряда указанным водителям обусловлено возможностью их работы на соответствующем автомобиле.
В соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10.11.1992 N 31, основным критерием определения разряда водителя является характеристика производимых работ.
Исходя из протокола заседания тарификационной комиссии Учреждения от 19.01.2015, водителям Жукову Н.М. и Кутьеву О.М. вместо 4 разряда (оклад в размере 5 644 руб.) установлен 5 разряд (оклад в размере 5 758 руб.) в связи с работой на передвижном маммографе (автобус габаритной длиной 7-12 м).
Между тем согласно справке заместителя главного врача по экономическим вопросам Учреждения за период с января по июнь 2017 года указанные водители выезды на передвижном маммографе не совершали, какие-либо документы, подтверждающие работу на передвижном маммографе, заявителем не представлены. Фактически выезды на передвижном маммографе осуществлял водитель Соколов Н.С. с доплатой в размере 50% от оклада.
Поскольку обоснованность установления водителям Жукову Н.М. и Кутьеву О.М. 5 разряда в связи с работой на передвижном маммографе заявителем не подтверждена, суды верно признали правомерным вывод Фонда о нецелевом использовании Учреждением денежных средств и по данному эпизоду проверки.
Учитывая, что доводы кассационной жалобы Учреждения выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального права, а сводятся по сути к оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств, они не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Так как дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов, судами не допущено, кассационная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09.08.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 по делу N А66-18247/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Центр специализированных видов медицинской помощи имени В.П. Аваева" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила) установлено, что в расчет тарифов по ОМС включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Виды затрат, которые включаются в состав тарифа, поименованы в пунктах 158.1 - 158.16 Правил.
...
В соответствии с пунктом 1 Порядка составления штатного расписания учреждениями здравоохранения, утвержденного приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 18.01.1996 N 16 (далее - Порядок), штатное расписание является документом, которым определяется структура учреждения и численность должностей по каждому наименованию в конкретных подразделениях и в целом по Учреждению.
Поскольку средства ОМС имеют целевой характер, в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 марта 2019 г. N Ф07-994/19 по делу N А66-18247/2017
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-994/19
08.11.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8760/18
09.08.2018 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-18247/17
08.02.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-207/18
06.12.2017 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-18247/17