30 сентября 2019 г. |
Дело N А56-3040/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А.,
при участии от акционерного общества "Северо-Западная инвестиционно - промышленная компания" Абдалова А.В. (доверенность от 04.06.2019), Моловской Т.Л. (доверенность от 12.03.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Северо-Западная инвестиционно - промышленная компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2019 (судья Дорохова Н.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 (судьи Попова Н.М., Несмиян С.И., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-3040/2019,
установил:
Закрытое акционерное общество "Северо-Западная инвестиционно-промышленная компания", место нахождения: 187556, Ленинградская обл., г. Тихвин, Промплощадка, д. 6, корп. 1, оф. 241, ОГРН 1027808915661, ИНН 7819020549 (в настоящее время акционерное общество "Северо-Западная инвестиционно-промышленная компания", далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" (далее - Водоканал), место нахождения: 188684, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, гп Дубровка, Ленинградская ул., д. 3, ОГРН 1167847156300, ИНН 4703144282 (далее - Водоканал) заключить дополнительное соглашение от 12.12.2018 N 2 от к договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.10.2013 N 977/ЭК610-243/13 (далее - Договор), предусматривающее изменение условий Договора с распространением действия дополнительного соглашения на правоотношения сторон с 04.04.2016.
Решением от 25.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.05.2019, в иске отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Компания, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 25.02.2019 и постановление от 27.05.2019, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, вступившая в силу с 01.01.2019 глава 5.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закона N 416-ФЗ) в пункте 2 статьи 30.1 определяет, что нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления без условия передачи данных полномочий организациям водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организации ВКХ). Установление договорных нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абоненту действующим законодательством не допускается. Нормативы водоотведения по составу сточных вод, указанные в приложении N 4 к Договору занижены и установлены с нарушением требований пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Податель жалобы ссылается на то, что апелляционным определением Ленинградского областного суда от 29.08.2019 по делу N 33а-4738/2019 признано недействующим постановление администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 31.03.2005 N 318а "О взимании платы за сброс сточных вод и загразняющих веществ в системы канализации населенных пунктом Тихвинского района" (далее - Постановление N 318а), поскольку в деле отсутствовали доказательства того, что при принятии Постановления N 318а администрация располагала утвержденными соответствующими природоохранными органами нормативами предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленными для организаций ВКХ. С учетом выводов, содержащихся в названом судебном акте, Постановление N 318а не подлежит применению к Компании с даты вступления в противоречие в Правилами N 167, а следовательно, и приложение N 4 к Договору "Сведения об установленных нормативах сбросов загрязняющих веществ" подлежит исключению из Договора с даты вступления в силу соответствующих изменений Правил N 167.
В судебном заседании представители Компании, поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Водоканал, уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в суд кассационной инстанции не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Тихвинского района от 29.04.2014 N 01-1159-а в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Тихвина Ленинградской области определена организация: муниципальное предприятие "Водоканал" муниципального образования Тихвинское городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области (далее - МП "Водоканал").
На основании распоряжения Губернатора Ленинградской области от 08.08.2016 N 567-Р в целях исполнения Областного закона от 29.12. 2015 N 153-оз "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" (далее - Закон N 153-оз) безвозмездно принято в государственную собственность Ленинградской области МП "Водоканал" с последующим переименованием в ГУП ЛО "Водоканал г. Тихвина".
Согласно распоряжению Губернатора Ленинградской области от 24.04. 2017 N 236-Р государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области" (далее - Водоканал) реорганизовано в форме присоединения к нему ГУП ЛО "Водоканал г. Тихвина", в связи с чем 11.08.2017 деятельность ГУП ЛО "Водоканал г. Тихвина" прекращена. Ввиду присоединения ГУП ЛО "Водоканал г. Тихвина" к Водоканалу к последнему перешли все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства.
МП "Водоканал" (организация ВКХ) и Компания (абонент) заключили Договор, по которому организация ВКХ обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод, а также обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - оплачивать оказанные услуги, а также соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Согласно пункту 3.6 Договора плата за превышение абонентом нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах (приложение N 4), отводимых в централизованную систему водоотведения, начисляется организацией ВКХ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 9.1 Договора сведения об установленных нормативах допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, и установленных требованиях к составу и свойствам сточных вод приводятся в приложении N 4.
В приложении N 4 к Договору указаны сведения об установленных нормативах допустимых сбросов загрязняющих веществ.
Компания, ссылаясь на то, что в приложении N 4 к Договору стороны согласовали показатели нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, которые на момент заключения Договора соответствовали утвержденному Постановлением N 318а "Перечню по допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах абонента" и что Постановление N 318а было принято в целях соблюдения условий "Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области", утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 (далее - Порядок N 326), а также в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами N 167 и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310), и указывая на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 N 3 в пункт 61 Правил N 167 и в пункт 1 Порядок N 326 внесены изменения, вследствие чего приняты с 04.04.2016 изменения Порядка N 326, направило в адрес Водоканала дополнительное соглашение от 12.12.2018 N 2 (далее - Дополнительное соглашение N 2)
В Дополнительном соглашении N 2 к Договору Водоканал предложил исключить с 04.04.2016 приложение N 4 к Договору, а также изменить редакцию пунктов 3.6 и 9.1 Договора, в которых имеется ссылку на приложение N 4, изложив их в следующей редакции:
Пункт 3.6 Договора изложить в редакции: "Расчет и взимание платы абонента за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Пункт 9.1 Договора изложить в редакции: "Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, используемые по договору, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения нормативов водоотведения по составу сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления".
При этом Компания указала, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" признаны утратившими силу ряд пунктов Правил N 167. Однако пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167 сохранили свое действие с последующим изменением редакции с 16.01.2015 на основании постановления Правительства Российской федерации от 05.01.2015 N 3. В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 (в редакции, действующей с 16.01.2015) нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Согласно пункту 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 N 3 в пункт 1 Постановления N 1310 и пункт 61 Правил N 167 внесены изменения, с 16.01.2015 исключившие из порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации и установления нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод условия, предусматривающие защиту систем канализации.
В связи с данными изменениями постановлением Правительства Ленинградской области от 28.03.2016 N 78 приняты изменения Порядка N 326, вступившие в силу с 04.04.2016 и установившие: исключение из условий, предусматривающих установление органами местного самоуправления нормативов водоотведения или сброса сточных вод по составу сточных вод (допустимые сбросы загрязняющих веществ), следующее условие: "защиту сетей и сооружений системы коммунальной канализации от вредного воздействия загрязняющих веществ в сточных водах абонента"; изменение понятия залпового сброса - превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ со 100 до 20-ти.
Абонент отказался от заключения Дополнительного соглашения N 2.
Ссылаясь на то, что существенно изменились обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении Договора, и что нормативы допустимых сбросов абонента, указанные в приложении N 4 к Договору, не должны превышать нормативы допустимых сбросов, установленные для объектов централизованных систем водоотведения, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Согласно пункту 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 названной статьи, ничтожны.
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товара и применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательств.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом N 416-ФЗ, Правилами N 167, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В силу статей 13 и 14 Закона N 416-ФЗ договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 416-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов центральной системы водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Обеспечение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованные системы водоотведения (канализации), исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов, а также контроль состава и свойств сточных вод абонента регулируются статьями 30.1 - 30.3 Закона N 416-ФЗ, которые введены Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ. Так, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 30.2 Закона N 416-ФЗ).
Абонент в том числе обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а организация ВКХ, в свою очередь, вправе взимать с абонентов плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "ж" пункта 35, подпункт "г" пункта 36 Правил N 644).
Запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу по перечню, приведенному в приложении N 4 к Правилам N 644. Кроме того, значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей по перечню, приведенному в приложении N 5 к названным Правилам, установленному в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Исследовав и оценив материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьями 450 и 451 ГК РФ, для внесения изменений в Договор путем подписания Дополнительного соглашения N 2.
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из того, что условия публичного договора, не соответствующие требованиям Закона N 416-ФЗ, Правил N 167, Правил N 644, Порядку N 1310, являются ничтожными.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отметили, что при изменении нормативных актов публично-правового образования они подлежат применению к правоотношениям сторон и корректировка договора путем подписания дополнительных соглашений не требуется.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку Компании на то, что апелляционным определением Ленинградского областного суда от 29.08.2019 по делу N 33а-4738/2019 признано недействующим Постановление N 318а, поскольку на момент принятия решения по настоящему делу названное апелляционное определение принято не было, а также в связи с тем, что в приложении N 4 к Договору отсутствует ссылка на Постановление N 318а.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций обоснованно отказали в иске.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 по делу N А56-3040/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Северо-Западная инвестиционно-промышленная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.