Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2019 г. N Ф07-10850/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А56-3040/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Несмияна С.И., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: Абдалов А.В. (доверенность от 28.12.2018);
от ответчика: Гребенникова Е.А. (доверенность от 18.12.2018);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10086/2019) закрытого акционерного общества "Северо-Западная инвестиционно-промышленная компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2019 по делу N А56-3040/2019 (судья Дорохова Н.Н.), принятое
по иску закрытого акционерного общества "Северо-Западная инвестиционно-промышленная компания"
к государственному унитарному предприятию "Водоканал Ленинградской области"
об обязании
установил:
Закрытое акционерное общество "Северо-Западная инвестиционно-промышленная компания" (далее - истец, ЗАО "СЗИПК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" (далее - ответчик, ГУП "Водоканал Ленинградской области") заключить с истцом Дополнительное соглашение N 2 от 12.12.2018 к Договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.10.2013 N 977/ЭК610-243/13, предусматривающее изменение условий Договора с распространением своего действия на правоотношения сторон с 04 апреля 2016 года в предлагаемой 13 декабря 2018 год исх. N 3486-Т редакции.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции истец обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, производство по делу приостановить до вступления в законную силу судебного акта Тихвинского городского суда Ленинградской области по делу N 2а-196/2019, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Истец считает, что решение вынесено с нарушением процессуальных норм, неправильным применением норм материального права и выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Согласно материалам дела 29.04.2014 Постановлением Администрации Тихвинского района N 01-1159-а в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Тихвина Ленинградской области определена организация: муниципальное предприятие "Водоканал" муниципального образования Тихвинское городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области (далее - МП "Водоканал").
На основании Распоряжения Губернатора Ленинградской области N 567-Р от 08.08.2016 в целях исполнения Областного закона от 29 декабря 2015 года N 153-оз "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" (далее - Закон N 153-оз) безвозмездно принято в государственную собственность Ленинградской области МП "Водоканал" с последующим переименованием в ГУП ЛО "Водоканал г. Тихвина". Государственная регистрация изменений, внесенных в учредительные документы ГУП ЛО "Водоканал г. Тихвина", связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, осуществлена 06 декабря 2016 года за номером ГРН 2164704650108.
На основании Распоряжения Губернатора Ленинградской области от 24 апреля 2017 года N 236-Р государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области" (далее - ГУП "Водоканал Ленинградской области") реорганизовано в форме присоединения к нему ГУП ЛО "Водоканал г.Тихвина", в связи с чем 11 августа 2017 года деятельность ГУП ЛО "Водоканал г. Тихвина" прекращена, запись в ЕГРЮЛ ГРН 2174704247750. Ввиду присоединения МП "Водоканал" к ГУП "Водоканал Ленинградской области" к последнему перешли все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства в соответствие с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации.
01.10.2013 МП "Водоканал" и ЗАО "СЗИПК" (Абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 977/ЭК610-243/13 (далее - Договор).
Согласно п. 3.6., 9.1. Договора плата за превышение Абонентом нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах (Приложение N 4), отводимых в централизованную систему водоотведения, начисляется МП "Водоканал" в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Сведения об установленных нормативах допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, и установленных требованиях к составу и свойствам сточных вод приводятся в Приложении N 4.
В Приложении N 4 к Договору указаны сведения об установленных нормативах допустимых сбросов загрязняющих веществ.
ЗАО "СЗИПК" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании ответчика заключить с истцом Дополнительное соглашение N 2 от 12.12.2018 к Договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.10.2013 N 977/ЭК610-243/13, предусматривающее изменение условий Договора с распространением своего действия на правоотношения сторон с 04 апреля 2016 года в предлагаемой 13 декабря 2018 год исх. N 3486-Т редакции, а именно:
- Изменить пункт 3.6 Договора, изложив его в следующей редакции: "3.6. Расчет и взимание платы Абонента за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод осуществляется в соответствие с законодательством Российской Федерации".
- Изменить пункт 9.1. Договора, изложив его в следующей редакции: "9.1. Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, используемые по Договору, устанавливаются в соответствие с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет Абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения нормативов водоотведения по составу сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления".
- Исключить из Договора Приложение N 4 "Сведения об установленных нормативах допустимых сбросов загрязняющих веществ".
При этом истец указал следующее.
П. 2 Приложения N 4 к Договору на момент заключения Договора соответствовал "Перечню и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах абонента", утвержденных Постановлением администрации муниципального образования Тихвинский район Ленинградской области N 318а от 31.03.2005 г. в Приложении N 5 (далее - Перечень N 318а или Постановление N 318а). Постановление N 318а принято в целях соблюдения условий "Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области", утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 (далее - Порядок N 326 или Постановление N 326), а также в соответствие с требованиями, предусмотренными "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее - Правила N 167) и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" признаны утратившими силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 Правил N 167, при этом пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167 сохранили свое действие с последующим изменением редакции с 16.01.2015. Постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 N 3.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 (в ред. с 16.01.2015) нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
- соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
- обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
- техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Согласно пункту 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 N 3 в п.1 Постановления N1310 и п.61 Правил N 167 внесены изменения, с 16.01.2015 исключившие из порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации и установления нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод условия, предусматривающие защиту систем канализации.
В связи с данными изменениями Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.03.2016 N 78 приняты изменения Порядка N 326, вступившие в силу с 04 апреля 2016 года и установившие:
- исключение из условий, предусматривающих установление органами местного самоуправления нормативов водоотведения или сброса сточных вод по составу сточных вод (допустимые сбросы загрязняющих веществ), следующее условие: "защиту сетей и сооружений системы коммунальной канализации от вредного воздействия загрязняющих веществ в сточных водах абонента";
- изменение понятия залпового сброса - превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ со 100 до 20-ти.
19 октября 2014 года вступил в силу Приказ Минприроды России от 29.07.2014 N 339, которым внесены изменения в приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (далее - Методика N 333). Указанным документом утвержден "Порядок определения значений допустимых концентраций загрязняющих веществ, иных веществ, для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение" (Приложение N 4 к Методике N 333), в котором пунктом 1 предусматривается, что величины Сндс (допустимая концентрация загрязняющего вещества, г/м3) для абонентов определяются с использованием расчетной концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в системы водоотведения организации, осуществляющей водоотведение (Срас, мг/дмЗ), определяемой исходя из условий обеспечения НДС (нормативов допустимых сбросов), установленных для организации, осуществляющей водоотведение. Пунктом 14 Методики N 333 установлен срок НДС - 5 лет. Следовательно, исходя из взаимосвязи указанных норм, величины Сндс для абонентов также должны определяться каждые 5 лет исходя из утвержденных НДС.
Пунктом 8 Приложения N 4 к Методике N 333 установлена обязанность организации, осуществляющей водоотведение, определять значения показателей Срас с опубликованием на официальном сайте этой организации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет". В настоящее время требуемая информация на сайте ГУП "Леноблводоканал" http://www.vodokanal-lo.ru/ отсутствует.
Кроме того, Минстрой России в Письме от 9 октября 2017 г. N 36109-АЧ/04 в п. 2 требований к органам исполнительной власти субъектов РФ указывает, что новые (измененные) порядки исчисления и взимания платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод должны распространяться на отношения, возникшие в период с даты признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 (23 сентября 2016 года).
В связи с данными основаниями, повлекшими существенные изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, ЗАО "СЗИПК" в соответствие со ст. 451 и 452 Гражданского кодекса Российской Федерации представило 21 декабря 2018 года в производственное управление Тихвинского района ГУП "Леноблводоканал", а также отправило Почтой России по адресу юридического лица ГУП "Леноблводоканал" (получено адресатом 25.12.2018) Дополнительное соглашение N 2 от 12.12.2018к Договору (далее - Дополнительное соглашение N2). Дополнительным соглашением N2 предусматривается исключение с 04.04.2016 из Договора Приложения N 4 "Сведения об установленным нормативах допустимых сбросов загрязняющих веществ" и корректировка пунктов 3.6 и 9.1 Договора.
Поскольку Абонент отказался от заключения Дополнительного соглашения N 2 от 12.12.2018 истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Апелляционная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (часть 1 статьи 26 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416)).
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом нефтью, нефтепродуктами, водой и другими товара и применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательств.
В соответствии с п. 11 "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом заказчиком) с организацией ВКХ.
Часть 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
При установлении порядка взимания платы с абонентов систем канализации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по своему усмотрению вправе установить любой механизм взимания платы. (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июля 2004 г. N 78-Г04-22).
В силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 этой статьи, являются ничтожными. При изменении актов публично-правового образования, изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует корректировки договора при подписании дополнительных соглашений.
В данном случае, обстоятельства, на которые ссылается истец, в обоснование предложенных им изменений в Договор, не относится к числу тех, возникновение которых нельзя было предвидеть.
Истец, заключая договор водоснабжения и водоотведения, мог предвидеть, что в будущем произойдут изменения в определении нормативов допустимых сбросов.
Суд первой инстанции правомерно указал, что иск Абонента об обоснованности установления Постановление Муниципального образования нормативов водоотведения по составу сточных вод, указанных в спорном Приложении N 4, рассматривается судом общей юрисдикции - дело N 2а-196/2018.
У суда первой инстанции не имелось оснований рассматривать вопрос об обоснованности величины нормативов, согласованных сторонами в Приложении N 4 к договору от 01.10.2013.
Учитывая изложенные, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
Решение от 25.02.2019 следует оставить без изменений.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2019 по делу N А56-3040/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.