24 октября 2019 г. |
Дело N А56-130855/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Судас Н.Е.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Гражевича А.А. (доверенность от 28.01.2019 N 9), от федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" Багдевича Е.В. (доверенность от 20.10.2019 N Д-133/19),
рассмотрев 22.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества Авиационная компания "РусЛайн" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019 по делу N А56-130855/2018,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", адрес: 123022, Москва, переулок Прокудинский, дом 2/12, строение 1, ОГРН 1027739491669, ИНН 7703019417 (далее - Учреждение, ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета", истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу Авиационная компания "РусЛайн", адрес: 127299, Москва, улица Космонавта Волкова, дом 29, ОГРН 1027739314162, ИНН 7713141247 (далее - Общество, ответчик), о взыскании стоимости метеорологического обеспечения экипажей воздушных судов в размере 968 449 руб. 60 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", адрес: 125993, Москва, Ленинградский проспект, дом 37, корпус 7, ОГРН 1027739057500, ИНН 7734135124 (далее - Корпорация).
Решением суда первой инстанции от 28.12.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, установив наличие безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения споров в арбитражном суде первой инстанции.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.04.2019 решение суда от 28.12.2018 отменено. С Общества в пользу Учреждения взыскано 968 449 руб. 60 руб. стоимости метеорологического обеспечения экипажей воздушных судов, а также 22 369 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. Как указывает податель жалобы, Федеральные авиационные правила "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов", утвержденные приказом Минтранса России от 03.03.2014 N 60 (далее - ФАП-60) позволяют Обществу получать метеорологическую информацию не у аэродромного метеорологического органа, а у провайдера метеорологической информации. Ссылаясь на заключение с компанией JEPPESEN U.K. LIMITED отдельного соглашения, по условиям которого названная компания оказывает Обществу комплекс услуг, включая услугу по предоставлению метеорологической информации и оповещению пилотов, податель жалобы указывает, что именно данная компания является источником получения метеорологической информации. При этом за предоставленную компанией метеорологическую информацию Общество уплачивает вознаграждение, обусловленное заключенным сторонами соглашением.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
Корпорация в своем отзыве и дополнениях к нему также просит оставить постановление без изменения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.09.2019 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 22.10.2019.
В поступившем в Арбитражный суд Северо-Западного округа до начала судебного заседания ходатайстве, поданном в электронном виде, Общество просит отложить судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы.
Рассмотрев ходатайство Общества, суд кассационной не усмотрел предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований для отложения судебного разбирательства, в связи с чем отклонил его.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представители Учреждения и Корпорации возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как указало Учреждение в уточненном исковом заявлении, в период с 24.11.2017 по 28.02.2018 Общество использовало на этапе подготовки к полету произведенную Учреждением специализированную авиационную метеорологическую информацию при эксплуатации воздушных судов, совершавших регулярные рейсы из аэропортов Санкт-Петербурга (Пулково), Калининграда (Храброво), входящих в зону ответственности Северо-Западного филиала ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета", в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате сбора за метеообеспечение в аэропортах, входящих в зону ответственности истца, исходя из зарегистрированной ставки сбора за метеообеспечение.
По данным Учреждения, общая сумма неоплаченного сбора за метеообеспечение экипажей воздушных судов Общества в период с 24.11.2017 по 28.02.2018 в соответствии с пунктом 3.5 Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241, составила 968 449 руб. 60 коп.
Учреждение направило в адрес Общества претензию от 11.04.2018 N 1-1-03-14/92 с требованием о погашении образовавшейся задолженности.
Неоплата задолженности явилась основанием для предъявления настоящего иска.
Суд апелляционной инстанции, перейдя к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, установил факт оказания Учреждением Обществу услуг по метеорологическому обеспечению экипажей воздушных судов и в отсутствие доказательств их оплаты, руководствуясь нормами Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), ФАП-60, удовлетворил иск.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Конвенция о международной гражданской авиации (далее - Конвенция), являющаяся составной частью правовой системы Российской Федерации, в статье 37 устанавливает, что Международная организация гражданской авиации принимает и по мере необходимости время от времени изменяет международные стандарты, рекомендуемую практику и процедуры, касающиеся: систем связи и аэронавигационных средств, характеристик аэропортов и посадочных площадок, правил полетов и практики управления воздушным движением, присвоения квалификации летному и техническому персоналу, годности воздушных судов к полетам, регистрации и идентификации воздушных судов, сбора метеорологической информации и обмена ею, а также других вопросов, касающихся безопасности, регулярности и эффективности аэронавигации.
Согласно пункту 2.1.4 приложения 3 "Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации" к Конвенции каждое договаривающееся государство назначает полномочный орган, в дальнейшем именуемый "метеорологический полномочный орган", для предоставления или организации предоставления от его имени метеорологического обслуживания в интересах международной аэронавигации.
Таким образом, нормами международного права определен обязательный источник информации, которым является соответствующий административный орган.
В целях обеспечения устойчивого функционирования системы метеорологического обеспечения гражданской авиации и в соответствии с пунктом 2.1.4 приложения 3 к Конвенции распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.1997 N 494-р полномочным метеорологическим органом для предоставления метеорологического обслуживания в интересах международной аэронавигации назначена Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
Приказом Росгидромета от 27.07.2010 N 234 "О совершенствовании метеорологического обслуживания авиации" полномочия по метеорологическому обслуживанию гражданской и экспериментальной авиации с 01.01.2011 возложены на ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета".
Приказом Росгидромета от 21.06.2013 N 335 "О метеорологическом обеспечении международной аэронавигации" назначены аэродромные метеорологические органы по метеорологическому обеспечению международной аэронавигации. В качестве аэродромных метеорологических органов по метеорологическому обеспечению международной аэронавигации в аэропортах Санкт-Петербурга (Пулково), Калининграда (Храброво) назначены следующие подразделения Учреждения:
- аэропорт Санкт-Петербурга (Пулково) - Авиационный метеорологический центр (АМЦ) "Пулково" Северо-Западного филиала ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета";
- аэропорт Калининград (Храброво) - Авиационная метеорологическая станция гражданская (АМСГ) "Калининград" Северо-Западного филиала ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216 деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях подлежит обязательному лицензированию.
Учреждение действует на основании лицензии, производит и предоставляет метеорологическую информацию для полетов воздушных судов.
Приказом Росгидромета от 13.12.2010 N 422 деятельность по подготовке и предоставлению авиационных метеорологических прогнозов включена в Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды федеральными государственными учреждениями, в качестве основных видов деятельности.
Метеорологические подразделения Учреждения являются единственными уполномоченными (государственными) органами, производящим в названных аэропортах данную информацию.
Приведенные обстоятельства подтверждаются решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2015 по делу N АКПИ14-1451.
Уполномоченным органом по предоставлению метеорологической информации является Учреждение, поскольку сведения о таких органах подлежат обязательному включению в Сборник аэронавигационной информации в соответствии с пунктом 8 Правил N 60.
Правилами N 60 определены способы предоставления метеорологической информации: при непосредственном консультировании экипажей (брифинг) специалистами Учреждения в аэропорту вылета и выдаче полетной документации на бумажном носителе при наличии заявки эксплуатанта (пункты 62-63, 74); через сотрудника по обеспечению полетов (полетным диспетчером, пункт 61); через автоматизированные системы предполетной подготовки (пункт 66); через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (пункт 91); через органы ОВД (пункт 76); посредством АТИС (пункт 76).
Способ получения метеорологической информации Общество определяет самостоятельно.
Общество не оспаривает, что по спорным аэродромам вылета единственным производителем метеорологической информации является Учреждение.
Поскольку Учреждение является производителем и обладателем метеорологической информации на территории соответствующего аэродрома, то независимо от выбранного способа получения информации Общество обязано оплатить стоимость оказанной услуги, которая равняется ставке сбора.
Компания JEPPESEN U.K. LIMITED не имеет лицензии на осуществление деятельности по подготовке и предоставлению авиационных метеорологических прогнозов на территории Российской Федерации, что подтверждается содержанием Реестра лицензий Росгидромета.
Принимая во внимание изложенное, следует признать, что оплата Обществом услуг компании JEPPESEN U.K. LIMITED не свидетельствует об отсутствии оснований для уплаты спорных сумм Учреждению.
Согласно пункту 1 статьи 69 ВК РФ аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 2 статьи 69 ВК РФ).
Подготовка воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечение и выполнение полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационное обслуживание полетов в Российской Федерации осуществляются в том числе на основании Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 N 128 (далее - Правила N 128).
Согласно пункту 2.7 Правил N 128 перед полетом командир воздушного судна обязан ознакомиться со всей имеющейся информацией, касающейся данного полета, а также запланировать альтернативные действия на тот случай, если полет по плану не может быть выполнен вследствие ухудшения погодных условий.
В силу подпункта 2.7.1 Правил N 128 имеющаяся у командира воздушного судна информация для полета по правилам полетов по приборам, а также для полета по правилам визуальных полетов вне района аэродрома вылета должна включать в себя, как минимум, сводки и прогнозы погоды. При подготовке к полету капитан воздушного судна или в случае осуществления коммерческих воздушных перевозок эксплуатант обеспечивает предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной и метеорологической информации.
Согласно пункту 6.7 Правил N 128 перед началом работ, а также в процессе их выполнения командир воздушного судна обязан иметь информацию о погоде в районе выполнения авиационной работы.
Таким образом, из названных норм следует, что командир воздушного судна перед полетом и во время его выполнения обязан иметь метеорологическую информацию.
В силу пункта 1 статьи 64 и пункта 1 статьи 69 ВК РФ оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 64 ВК РФ перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
На основании пункта 5.2.2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" формирование правил применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации отнесено к полномочиям Министерства транспорта Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" утверждены Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Перечень).
В указанном Перечне помимо аэронавигационного обслуживания предусмотрено метеорологическое обеспечение, для которого установлен специальный сбор, относящийся в силу пунктов 1.5 и 3.5 Перечня к аэропортовым сборам.
Пунктом 3.5 (раздел 3 "Аэропортовые сборы") Перечня был установлен самостоятельный сбор за метеообеспечение. Сбор устанавливался на один вылет воздушного судна и применялся по группам воздушных судов, установленным по максимальной взлетной массе воздушных судов. Сбор за метеообеспечение взимается организациями, в составе которых находятся аэродромные метеорологические органы, за предоставление метеоинформации для подготовки к полету (до вылета воздушного судна).
Порядок взимания платы за метеорологическое обслуживание экипажей воздушных судов на этапе подготовки к полету изменился после отмены самостоятельного сбора за метеообеспечение (пункт 3.5 Перечня исключен приказом Минтранса России от 06.02.2017 N 34); включения метеорологического обслуживания экипажей воздушных судов на этапе подготовки к полету в состав аэронавигационных сборов, взимаемых Корпорацией.
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 01.03.2018 N 259/18 "О внесении изменений в приказ ФСТ России от 29.04.2015 N 130-т/4 "Об утверждении ставок сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации" в состав ставок сбора за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации включены "сбор, обработка, передача и предоставление метеорологической информации, в том числе в электронном виде".
Этим же приказом Корпорации утверждены новые ставки аэронавигационных сборов с учетом расходов на деятельность Учреждения по метеорологическому обслуживанию экипажей воздушных судов.
Таким образом, расходы Учреждения по метеорологическому обслуживанию экипажей воздушных судов с 01.03.2018 возмещаются Корпорацией.
С учетом изложенного следует признать, что основания для освобождения пользователей воздушного пространства Российской Федерации, в том числе Общества, от оплаты метеорологического обслуживания экипажей воздушных судов на этапе подготовки к полету возникли только с 01.03.2018, то есть за пределами спорного периода.
Таким образом, Общество обязано использовать официальную специализированную авиационную метеорологическую информацию, предоставляемую уполномоченным лицензированным аэродромным метеорологическим органом, являющимся производителем информации и уполномоченным на оказание этой государственной услуги в аэропорту вылета воздушного судна по ставке сбора за метеообеспечение, зарегистрированной в установленном порядке. Принимая во внимание обязательность применения Обществом специализированной авиационной метеорологической информации при подготовке к вылету воздушного судна, Учреждение вправе требовать оплату за услугу как лицо, уполномоченное на оказание этой государственной услуги.
С учетом установленных обстоятельств дела и приведенных норм апелляционный суд правомерно удовлетворил иск.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Выводы апелляционного суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2019 по делу N А56-130855/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества Авиационная компания "РусЛайн" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.