13 ноября 2019 г. |
Дело N А42-1086/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Рудницкого Г.М. и Чуватиной Е.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Мурманская ТЭЦ" Бараускене И.Г. (доверенность от 01.01.2019), от Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному Федеральному округу Рыбаковой Ю.В. (доверенность от 22.03.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному Федеральному округу на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019 по делу N А42-1086/2019,
установил:
Публичное акционерное общество "Мурманская ТЭЦ", адрес: г. Мурманск, ул. Шмидта, д. 14, ОГРН 1055100064524, ИНН 5190141373 (далее - ПАО "Мурманская ТЭЦ", общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Двинско-Печорскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Мурманской области, адрес: г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 56, ОГРН 1022900545183, ИНН 2901053298 (далее - Двинско-Печорское БВУ), Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному Федеральному округу, адрес: 199397, Санкт-Петербург, ул. Беринга, д. 38, лит. А, Б, пом. 1-Н, 2-Н, ОГРН 1027800546487, ИНН 7801006455 (далее - Департамент Росгидромета по СЗФО), об оспаривании отказов в утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, изложенных в письмах от 18.01.2019 N 99, от 29.12.2018 N 03/1360, обязании Департамента Росгидромета по СЗФО согласовать нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих со сточными водами в ручей Варничный (выпуск N 1 для ПАО "Мурманская ТЭЦ", заявление от 12.11.2018 N 2696-05/01), обязании Отдела водных ресурсов по Мурманской области в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда от 22.04.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 23.07.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент Росгидромета по СЗФО просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что судами нарушена территориальная подсудность рассмотрения дела, на статьи 35 и 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), считает ошибочным вывод апелляционного суда о том, что Отдел водных ресурсов по Мурманской области выполняет функцию представительства Двинско-Печерского БВУ, указывает, что Отдел является структурным подразделением водных ресурсов по Мурманской области, статусом филиала не обладает, согласно пункту 4.6.9 Положения о Двинско-Печерском БВУ, утвержденного приказом Росводресурсов от 11.03.2014 N 66, полномочия на утверждение нормативов допустимых сбросов возложены на Двинско-Печерское БВУ.
Податель жалобы также ссылается на то, что предоставление документа, отсутствовавшего в поступивших материалах на согласование, является нарушением статьи 68 АПК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение и постановление без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Департамента Росгидромета по СЗФО подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Двинско-Печорское БВУ о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Общество обратилось в Двинско-Печорское БВУ с заявлением от 12.11.2018 N 2696-05/01 об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в ручей Варничный.
Двинско-Печорское БВУ направило обществу отказ от 18.01.2019 N 99 в утверждении нормативов допустимых сбросов, сославшись на отказ Департамента Росгидромета по СЗФО от 29.12.2018 N 03/1360 в согласовании, приложив его копию.
Департамент Росгидромета по СЗФО не согласовал проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих со сточными водами в ручей Варничный, для ПАО "Мурманская ТЭЦ" в связи с тем, что в пояснительной записке к водохозяйственному балансовому расчету по источникам теплоснабжения на 2018 год (приложение 4 к проекту) в расчете среднегодового объема поверхностных сточных вод, образующихся на площадке в период выпадения дождей и таяния снега, отсутствуют ссылка на источник и подтверждение используемых метеорологических данных (слой осадков за теплый и холодный периоды года).
Полагая, что указанные отказы являются незаконными и нарушают права общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали необоснованными обжалуемые отказы в утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект и удовлетворили заявление.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно частям 1 и 2 статьи 19 названного закона нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
Статьёй 22 этого же закона предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Правительством Российской Федерации издано постановление от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", согласно которому нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Как следует из пункта 5 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению норматива допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.06.2014 N 246 (далее - Административный регламент), государственная услуга по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей предоставляется территориальными органами Росводресурсов по согласованию с соответствующими территориальными органами Росгидромета, Роспотребнадзора, Росрыболовства и Росприроднадзора. Территориальные органы Росводресурсов не вправе требовать от заявителей осуществление действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Административного регламента результатами предоставления государственной услуги являются: утверждение норматива допустимых сбросов приказом территориального органа Росводресурсов и выдача заверенной копии приказа территориального органа Росводресурсов об утверждении норматива допустимых сбросов заявителю либо предоставление заявителю мотивированного отказа в утверждении норматива допустимых сбросов.
Пунктом 9 Административного регламента предусмотрено, что для утверждения норматива допустимых сбросов заявитель представляет в территориальный орган Росводресурсов письменное заявление либо заявление в электронной форме с использованием Единого портала. К заявлению прилагаются следующие документы заявителя на бумажном носителе и CD-дисках, необходимые для предоставления государственной услуги: а) пять экземпляров проекта норматива допустимых сбросов, содержащего: ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод, в том числе дренажных вод, с указанием сведений (расстояния от устья (для водотоков) и географических координат) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод, фонового створа, расстояния от места сброса до фонового створа; план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений; данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные, воды; данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки; данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам; водохозяйственный баланс водопользования; гидрологическую и гидрохимическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных, вод, полученную в соответствии с пунктом 11 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 (далее - Методика); данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных, вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом лаборатории; по данным аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей; данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета норматива допустимых сбросов в соответствии с пунктом 11 Методики; данные о расходе сточных, в том числе дренажных, вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных, вод, с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных, вод; перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных, вод; расчет норматива допустимых сбросов в соответствии с Методикой; результаты расчета норматива допустимых сбросов, оформленные в соответствии с пунктами 1 - 8 приложения 1 к Методике, для каждого выпуска сточных, в том числе дренажных, вод; б) пять экземпляров заполненных в соответствии с приложением 2 к Методике данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет.
В соответствии с пунктом 10.2 Административного регламента запрещается требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, и Административным регламентом.
Согласно пункту 12.2 Административного регламента основанием для отказа в утверждении является несоответствие проекта нормативов допустимых сбросов положениям Методики и (или) мотивированный отказ в согласовании проекта нормативов допустимых сбросов от одного или нескольких согласующих уполномоченных органов исполнительной власти. Мотивированный отказ в утверждении нормативов допустимых сбросов с перечислением несоответствий Методике и (или) приложением копий отказов в согласовании от согласующих уполномоченных органов исполнительной власти передается лично в руки заявителю или его представителю (по доверенности) либо отправляется по почте в адрес заявителя в течение 45 рабочих дней с момента регистрации в уполномоченном территориальном органе Росводресурсов документов заявителя.
В обоснование оспариваемого по настоящему делу отказа Департамент Росгидромета по СЗФО сослался на отсутствие в пояснительной записке к водохозяйственному балансовому расчету по источникам теплоснабжения ПАО "Мурманская ТЭЦ" на 2018 год (приложение 4 проекта) в расчете среднегодового объема поверхностных сточных вод, образующихся на площадке в период выпадения дождей и таяния снега, ссылки на источник и подтверждение используемых метеорологических данных (слой осадков за теплый и холодный периоды года). Как указал данный орган, при расчете объемов ливневого и талого стока необходимо использовать метеорологические данные, полученные в соответствии с пунктом 11 Методики.
Пунктом 14.1 Методики предусмотрено, что проект нормативов допустимых сбросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14.2 и главой X Методики, должен содержать: ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в том числе дренажных, вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод; план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений; данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные, воды; данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки; данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам; водохозяйственный баланс водопользования; гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных, вод по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики; данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных, вод за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра); данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 23 Методики) по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики; данные о расходе сточных, в том числе дренажных, вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных, вод с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных, вод; перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных, вод; расчет нормативов допустимых сбросов в соответствии с Методикой; результаты расчета нормативов допустимых сбросов, оформленные в соответствии с пунктами 1 - 8 приложения 1 к Методике. Должны быть представлены данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет), заполненные в соответствии с приложением 3 к Методике.
Исходная информация для разработки проекта нормативов допустимых сбросов запрашивается водопользователем: в управлениях по гидрометеорологии по мониторингу окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или в организациях, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (в части получения информации о количественных и качественных характеристиках водного объекта - приемника сточных вод, а также метеорологических данных); в территориальном органе Федерального агентства по рыболовству (в части получения информации о рыбохозяйственном значении и категории водного объекта - приемника сточных вод).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что заявитель представил необходимые документы в соответствии с перечнем, установленным пунктом 9 Административного регламента, пунктами 11 и 14.1 Методики. Суды сделали обоснованный вывод о том, что нормативными актами на водопользователя не возложена обязанность по предоставлению в составе проекта нормативов допустимых сбросов метеорологической информации в виде отдельного документа либо обязанность сделать в проекте соответствующие ссылки на такой документ. Суды установили, что при направлении проектных материалов на согласование заявитель в соответствии с пунктом 11 Методики получил метеорологические данные о среднем количестве осадков за теплый и холодный периоды для расчета нормативов допустимых сбросов, которые были представлены органом, уполномоченным на предоставление соответствующей информации, - филиалом ФГБУ "Мурманское УГМС", входящим в структуру Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, указанные данные были использованы заявителем для расчета водохозяйственного баланса. Суды обоснованно исходили из того, что заявитель представил в Двинско-Печорское БВУ весь пакет документов, необходимый для согласования проекта нормативов допустимых сбросов; данные о среднем количестве осадков, использованные в проекте, могли быть проверены Департаментом Росгидромета по СЗФО; достоверность этих данных не оспаривается Двинско-Печорским БВУ и Департаментом Росгидромета по СЗФО.
Суды правильно применили положения статей 198 - 201 АПК РФ и пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый обществом отказ не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов и нарушает права заявителя.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод подателя жалобы о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции с нарушением правил о подсудности. При этом суд правильно применил положения части 2 статьи 9, частей 2, 5, 7 статьи 36 АПК РФ, статью 55 Гражданского кодекса Российской Федерации и обоснованно сослался на то, что Департамент Росгидромета по СЗФО доводов о неподсудности спора Арбитражному суду Мурманской области и ходатайств о передаче дела по подсудности при рассмотрении дела в суде первой инстанции не заявлял.
Иные доводы подателя жалобы также правомерно не приняты судами первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на неправильном толковании положений Административного регламента и Методики.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019 по делу N А42-1086/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному Федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.