14 января 2020 г. |
Дело N А56-42618/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Соколовой С.В.,
рассмотрев 13.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019 по делу N А56-42618/2019,
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга, адрес: 196006, Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 15, ОГРН 1027804889111, ИНН 7810254736 (далее - Управление), от 24.01.2019 N 202S19190005512.
Суд принял к рассмотрению встречный иск Управления о взыскании с Общества 3 316 000 руб. обязательных платежей и санкций.
Решением суда от 11.06.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019, заявленное требование удовлетворено; в удовлетворении встречного иска отказано; с Управления в пользу Общества взыскано 3 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении встречного иска в полном объеме.
Податель кассационной жалобы полагает правомерным привлечение Общества к предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) ответственности за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за июль 2018 года, поскольку "дополняющую" форму в отношении 6 632 застрахованных лиц, которые не были отражены в "исходной" форме, Общество представило 17.08.2018 после получения уведомления Управления о выявлении несоответствия в представленных ранее сведениях.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для ее рассмотрения в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество представило в Управление форму СЗВ-М за июль 2018 года, в которой содержались сведения о 908 застрахованных лицах.
Самостоятельно выявив ошибку в представленных сведениях, Общество 17.08.2018 направило в Управление форму СЗВ-М с типом "дополняющая" за июль 2018 с указанием сведений о 6 632 застрахованных лицах.
Управление провело проверку достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Выявив несвоевременное представление Обществом сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М - сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за июль 2018 года представлены 17.08.2018, в то время как срок представления таких сведений установлен не позднее 15.08.2018, Управление 06.12.2018 составило акт N 202S18180080648 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения указанного акта Управление 24.01.2019 вынесло решение N 202S19190005512 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде 3 316 000 руб. штрафа.
Управление 27.02.2019 выставило требование N 202S01190017848 об уплате штрафа до 19.03.2019.
Общество оспорило решение Управления в судебном порядке.
В ходе рассмотрения настоящего дела Управление, указывая на неисполнение Обществом требования от 27.02.2019 об уплате финансовых санкций, заявило встречный иск о взыскании с Общества 3 316 000 руб. обязательных платежей и санкций.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что Общество, самостоятельно выявив ошибку, в порядке реализации своего права на уточнение (исправление) представленных за спорный период сведений откорректировало их путем представления дополнительных сведений за спорный период, признал неправомерным привлечение Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем удовлетворил заявленное требование и отказал в удовлетворении встречного иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных частью 2.2 статьи 11 названного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Фонд) сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь может самостоятельно до их обнаружения Фондом выявить ошибки в представленных в Фонд сведениях или их неполноту и представить в Фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
В данном случае судами установлено, что Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Управлением, реализовало свое право на уточнение (исправление) сведений, представленных за соответствующий период, что позволяет не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Данный правоприменительный подход соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для применения к Обществу финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, является верным.
Доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 АПК РФ).
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019 по делу N А56-42618/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.