23 января 2020 г. |
Дело N А56-23303/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гастроном" Захарова А.А. (доверенность от 01.11.2019), от Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Денисенко Т.П. (доверенность от 31.12.2019),
рассмотрев 22.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гастроном" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2019 по делу N А56-23303/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гастроном", адрес: 198261, Санкт-Петербург, пр. Маршала Жукова, д.76, корп. 1, лит. А, пом. 1Н, ОГРН 1167847371900, ИНН 7805683120 (далее - ООО "Гастроном", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, адрес: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 16, ОГРН 1127847621109, ИНН 7838482845 (далее - Комитет) от 07.02.2019 N 6 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 6/19 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 09.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2019, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в связи с нарушением судами норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Общество настаивает на ошибочном исчислении судами срока давности привлечения к административной ответственности по вмененной ему статье, а равно неправильной трактовке положений Закона Санкт-Петербурга от 05.02.2014 N 50-5 "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге" (далее - Закон СПб N 50-5) во взаимосвязи с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2017 N 1043 "О проведении в 2018 году праздника выпускников петербургских школ "Алые паруса" (далее - Постановление Правительства СПб N 1043), а также неуведомлении о введенных названным законом ограничений.
В отзыве на кассационной жалобу Комитет просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета отклонил доводы жалобы по основания изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Комитетом при осуществлении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, проведен анализ информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, с целью выявления нарушений особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в день проведения праздника выпускников петербургских школ "Алые паруса" (далее - праздник выпускников), установленного в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 12.10.2005 N 555-78 "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге".
В результате анализа выявлен факт осуществления 23.06.2018 в период с 11 час. 03 мин. по 21 час. 51 мин. ООО "Гастроном" розничной продажи алкогольной продукции в обособленном подразделении, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Маршала Жукова, д. 76, корп. 1, лит. А, часть помещения 1-Н (комн. 62), осуществляющего деятельность в режиме магазина. В ходе контроля также установлено, что Общество осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии от 29.06.2017 N 78РПА0008438, бланк лицензии серия 78 АА N 009536, срок действия с 29.06.2017 до 29.06.2020.
Поскольку названными действиями Обществом был нарушен запрет на розничную продажу алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга, установленный пунктом 3 статьи 5 Закона СПб N 50-5, должностным лицом Комитета составлен протокол об административном правонарушении от 16.01.2019 N 180, согласно которому действия Общества квалифицированы по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 07.02.2019 N 6 ООО "Гастроном" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ; ему назначено административное наказание в виде 100 000 руб. штрафа.
Не согласившись с этим постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанности Комитетом события и состава вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных процедурных нарушений в рамках административного производства, а равно оснований для изменения избранной Комитетом меры ответственности (часть 3 статьи 4.1 и 4.1.1. КоАП РФ) либо для освобождения Общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В силу статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона; спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции; алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Такие дополнительные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции установлены пунктом 3 статьи 5 Закона СПб N 50-5, в силу которого запрещается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания: на территории Санкт-Петербурга в день проведения установленного в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 12 октября 2005 года N 555-78 "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге" праздника выпускников петербургских школ "Алые паруса".
Указанный запрет введен в действие с 01.02.2018 Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 816-147 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге". Подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 названного Закона N 816-147 пункт 3 статьи 5 Закона СПб N 50-5 дополнен абзацем седьмым следующего содержания: "на территории Санкт-Петербурга в день проведения установленного в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 12 октября 2005 года N 555-78 "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге" праздника выпускников петербургских школ "Алые паруса".
Таким образом, запрет на реализацию алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга, в частности, в период проведения праздника, установлен Законом СПб N 50-5 и Общество должно было соблюдать данный запрет.
Поскольку никаких извлечений по территориальному признаку названные нормы не содержат, утверждение Общества об установлении запрета только на территории непосредственного проведения мероприятий, связанных с праздником Алые паруса, а не на всей территории Санкт-Петербурга, неправомерно. В судах первой и апелляционной инстанций данному доводу дана правильная оценка.
Пунктом 17 Постановления Правительства СПб N 1043 на Комитет возложена обязанность по обеспечению информирования организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории проведения праздника выпускников, а также по пути возможного следования горожан от станций метро "Невский проспект", "Адмиралтейская" и "Спортивная" о необходимости соблюдения особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе во время проведения праздника выпускников.
Означенное предписание выполнено Комитетом посредством направления информации о запрете розничной продажи алкогольной продукции в день проведения праздника выпускников "Алые паруса" главам администраций районов Санкт-Петербурга с просьбой проинформировать руководителей организаций (письмо от 04 05 2018 N исх-7240/18-0-0), руководителям организаций (письмо от 19 042018 N Исх-6403/18-0-0), председателю Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации с просьбой об опубликовании информации в печатном издании "Петербургский дневник" (письмо от 10.05.2018 N Исх-7487/18-0-0), а также посредством размещения информации на официальном сайте (портале) Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb) на тематическом портале Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.crppr.gov.spb.ru).
В свою очередь о введенных ограничениях Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга проинформировала руководителей предприятий и учреждений посредством электронной связи и письмом от 15.05.2018 N 07-64-319/18-0; Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации - опубликовал в печатном издании "Петербургский дневник" (выпуск от 01.06.2018 N 97 (1816)).
В рассматриваемой ситуации совершение Обществом вмененного ему правонарушения подтверждается материалами административного дела (распечаткой журнала учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за 23.06.2018 с 11:00 по 22:00 и протоколом об административном правонарушении) и не опровергнуто им в рамках административного судопроизводства.
Вывод судов о виновности Общества обусловлен наличием у него реальной возможностью соблюсти указанные выше нормативные требования, отсутствием чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при надлежащей степени заботливости и осмотрительности.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами суды констатировали отсутствие существенных процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности. Судами отклонен довод о пропуске Комитетом срока привлечения к административной ответственности, поскольку частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, которой прямо предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В данном случае административное наказание назначено Обществу с учетом отсутствия отягчающих вину обстоятельств в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ (100 000 руб.). Такая мера ответственности оценена судами как справедливая, отвечающая тяжести и характеру вмененного правонарушения.
Выводы судов согласуются с целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), а равно с принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Основания для иной оценки вывода судов по существу спора, изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2019 по делу N А56-23303/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гастроном"- без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.