18 марта 2020 г. |
Дело N А05-8299/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от Контрактного агентства Архангельской области Панова О.И. (доверенность от 25.07.2019),
рассмотрев 16.03.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Контрактного агентства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А05-8299/2019,
установил:
Контрактное агентство Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1082901013580, ИНН 2901186555 (далее - Агентство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, оф. 142, ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919 (далее - Управление, УФАС), о признании недействительным решения от 05.04.2019 по делу N 59оз-19 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельский клинический онкологический диспансер", адрес: 163045, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 145, корп. 1, ОГРН 1022900540673, ИНН 2901034584 (далее - Учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Биотэк", адрес: 127238, Москва, Линейный пр., д. 8, пом. 1, ОГРН 1027739296463, ИНН 7713053544 (далее - ООО "Биотэк"), и акционерное общество "Единая электронная торговая площадка", адрес: 115114, Москва, Кожевническая ул., д. 14, стр. 5, ОГРН 1097746299353, ИНН 7707704692 (далее - АО "ЕЭТП").
Решением суда первой инстанции от 16.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.12.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Агентство просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что к направляемой заказчиком в Агентство заявке на осуществление закупки прилагается наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ). Требования к закупаемым лекарственным препаратам установлены в разделе II документации об аукционе согласно заявке заказчика. Заказчик при составлении описания объекта закупки вправе детализировать предмет закупок, указав конкретные требования к лекарственным препаратам с учетом медицинского аспекта. Между тем, описав в своей заявке лекарственный препарат без учета требований к описанию данной лекарственной формы, не отметив, что закупаются таблетки без оболочки, указав лишь наименование "таблетки", заказчик не определил свои потребности и ввел в заблуждение аукционную комиссию и участников закупки. Предложенный ООО "Биокад" препарат соответствовал характеристикам товара, установленным заказчиком, так как наличие или отсутствие пленочной оболочки не изменяет лекарственную форму - "таблетки". Заявитель указывает, что способ применения лекарственного препарата в форме таблеток не был предметом рассмотрения УФАС и судами, так как заказчик не указывал его в качестве характеристики в техническом задании. Препараты "Абиратерон" и "Абиратерон НВ" имеют одинаковые показания и противопоказания к применению, способ применения и дозы, одинаковы по фармакологическим свойствам. По мнению Агентства, судами не дана оценка инструкциям по применению сравниваемых лекарств, что послужило основанием для принятия необоснованных судебных актов.
В судебном заседании представитель Агентства поддержал доводы кассационной жалобы.
В отзывах на кассационную жалобу УФАС и ООО "Биотэк" просили оставить судебные акты без изменения.
Представители УФАС и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Агентством, являющимся уполномоченным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области на основании постановления правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 215-пп "Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области", на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru было размещено извещение от 06.03.2019 N 0124200000619000676 о проведении электронного аукциона и документация об аукционе (далее - документация) на право заключения контракта на поставку Учреждению лекарственных препаратов. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 316 635 руб. 20 коп.
Согласно протоколу от 18.03.2019 на участие в аукционе подано две заявки - ООО "Биотэк" (номер 1) и ООО "Биокад" (номер 2), все участники допущены к участию.
Рассмотрев поступившую 29.03.2019 жалобу ООО "Биотэк" на действия единой комиссии Агентства при проведении аукциона, содержащую сведения о неправомерных признании соответствующей требованиям документации и допуске участию в аукционе заявки ООО "Биокад", УФАС провело внеплановую проверку и 05.04.2019 приняло решение N 59оз-19, которым признало жалобу ООО "Биотэк" обоснованной, единую комиссию, созданную уполномоченным органом (Агентством), - нарушившей пункт 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, уполномоченному органу, единой комиссии, оператору электронной площадки (АО "ЕЭТП") выдано предписание об устранении выявленных нарушений названного Закона.
Не согласившись с решением УФАС, Агентство обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства и доводы, представленные участниками спора, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Управления правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании объекта закупки и его описание, и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения таких показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе установлен статьей 67 названного Закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ регламентировано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 67 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Пунктами 1 и 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В пункте 2 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380, указано, что при описании в документации о закупке заказчики, помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указывают лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.).
Судами установлено, что часть 1 раздела II документации содержит следующие требования к поставляемому товару: наименование объекта закупки - "Абиратерон", в характеристике товара отражено - таблетки 250 мг, количество - 720 шт.
В графе "Сведения о лекарственных формах, дозировках и единицах измерения, а также упаковках лекарственного препарата" установлен основной вариант поставки, а именно: таблетки, 250 мг.
Кроме того, в пункте "объект закупки" извещения указано, что заказчику требуется к поставке лекарственный препарат "Абиратерон", включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 2738-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи" утвержден перечень ЖНВЛП на 2019 год, в приложении N 1 к данному перечню содержится лекарственный препарат "Абиратерон" с лекарственной формой - таблетки.
Пунктами 4, 5 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) установлено, что лекарственные препараты - это лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности; лекарственная форма - состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта.
На основании пункта 21 части 5 Закона N 61-ФЗ утвержден перечень лекарственных форм лекарственных препаратов, в числе которых предусмотрены "таблетки" - твердая дозированная лекарственная форма, получаемая путем прессования порошков или гранул или другим подходящим способом (пункт 29). В подпунктах 29.1 - 29.23 перечня приведена классификация таблеток.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27.1 указанного Закона под эквивалентными лекарственными формами понимаются разные лекарственные формы, имеющие одинаковые способ введения и способ применения, обладающие сопоставимыми фармакокинетическими характеристиками и фармакологическим действием и обеспечивающие также достижение необходимого клинического эффекта.
Судами отмечено, что отраженная в подпунктах 29.1 - 29.23 пункта 29 перечня классификация таблеток предусматривает лишь возможные виды таблеток, но не предполагает, что все указанные пункте 29 перечня таблетки взаимозаменяемы при наличии в них одного действующего вещества.
При этом в пункте 29 перечня есть как подпункт 29.1, согласно которому "таблетки" - таблетки для приема внутрь без оболочки", так и подпункт 29.19, в соответствии с которым "таблетки, покрытые пленочной оболочкой" - таблетки для приема внутрь, покрытые оболочкой, представляющей собой очень тонкое полимерное покрытие (как правило, не превышающей 10 % от массы таблетки). Несмотря на то, что пункт 29 именуется "таблетки", в состав данного пункта включен самостоятельный подпункт 29.1 "таблетки", охарактеризованные как таблетки для приема внутрь без оболочки.
На различные способы классификационного деления таблеток на группы указало само Агентство в поданном в суд заявлении. При этом Агентство не спорит, что лечебная и профилактическая активность любого лекарственного вещества обусловлена его химическим строением и физико-химическими свойствами; на лечебную активность субстанции существенное влияние оказывают и "вторичные" свойства, приобретенные в результате направленного технологического вмешательства при изготовлении препарата.
Судами учтено, что согласно информации с официального сайта https://grls.rosminzdrav.ru в государственном реестре лекарственных препаратов в рамках международных непатентованных наименований "Абиратерон" в обращении на территории Российской Федерации существуют разные лекарственные препараты с различными формами выпуска "таблетки" и "таблетки, покрытые пленочной оболочкой".
УФАС не установило, что включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару прямо свидетельствует о его конкретном производителе.
Агентство не спорило в УФАС и в судах, что таблетки начинают рассасываться уже в ротовой полости, а таблетки, покрытые пленочной оболочкой, рассасываются только в кишечнике или желудке. При этом лечебное учреждение (заказчик) с позиции фармакологических свойств лекарственного препарата поясняло в судах, что к поставке требовался препарат в форме таблетки, не покрытой пленочной оболочкой, не связанной с дополнительной абсорбцией химического состава в организме человека и временем растворения пленочной оболочки.
Продублированные в кассационной жалобе доводы об аналогичности препаратов "Абиратерон" и "Абиратерон НВ" согласно инструкциям по применению судами отклонены с указанием на то, что объект закупки в соответствии со своими потребностями формирует заказчик, тогда как в компетенцию единой комиссии не входит самостоятельное установление и определение критериев аналогичности (идентичности) характеристик предложенного участником торгов товара.
Более того, как отмечено выше, в извещении об аукционе указано, что заказчику требуется к поставке лекарственный препарат "Абиратерон", включенный в перечень ЖНВЛП. В пункте 5.2 проекта контракта также идет речь о поставке препарата, включенного в перечень ЖНВЛП.
В перечень ЖНВЛП на 2019 год данный препарат включен с формой выпуска "таблетки".
Следует добавить, что согласно пункту 1 части 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень ЖНВЛП, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 настоящей статьи, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована.
Включенные в перечень ЖНВЛП лекарства отпускаются по ограничиваемым, льготным ценам, закупаются, в том числе, для предоставления медицинской помощи гражданам в рамках государственных гарантий обеспечения лекарственными препаратами на безоплатной основе.
В этой связи УФАС и судами учтено, что закупка препарата в форме выпуска "таблетки, покрытые пленочной оболочкой" привела бы, помимо получения товара, не отвечающего потребностям заказчика, указанным в извещении о проведении электронного аукциона, к нецелевому расходованию бюджетных средств.
Агентство, рассмотрев заявку ООО "Биокад" и допустив ее к участию в аукционе, не произвело надлежащую оценку предлагаемого к поставке товара, как этого требуют положения пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
При этом лекарственный препарат "Абиратерон" с добавлением лекарственной формы, помимо "таблетки", "таблетки, покрытые пленочной оболочкой" появился только в перечне ЖНВЛП на 2020 год, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р, не распространяемом к объявлению и проведению настоящей закупки.
В представленном в материалы дела письме от 19.04.2019 Агентство сообщило УФАС об исполнении требований предписания от 05.04.2019.
Учитывая изложенные конкретные обстоятельства дела, суды, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам; переоценка выводов судов не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 - 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А05-8299/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Контрактного агентства Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Следует добавить, что согласно пункту 1 части 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень ЖНВЛП, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 настоящей статьи, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована.
...
Агентство, рассмотрев заявку ООО "Биокад" и допустив ее к участию в аукционе, не произвело надлежащую оценку предлагаемого к поставке товара, как этого требуют положения пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
При этом лекарственный препарат "Абиратерон" с добавлением лекарственной формы, помимо "таблетки", "таблетки, покрытые пленочной оболочкой" появился только в перечне ЖНВЛП на 2020 год, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р, не распространяемом к объявлению и проведению настоящей закупки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 марта 2020 г. N Ф07-2234/20 по делу N А05-8299/2019